Отзыв официального оппонента (авт. Согомонян М. К.) (Мифообраз матери в латиноамериканском романе 1970–2010-х годов)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Согомонян М. К.)" внутри архива находится в следующих папках: Мифообраз матери в латиноамериканском романе 1970–2010-х годов, документы. PDF-файл из архива "Мифообраз матери в латиноамериканском романе 1970–2010-х годов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
отзыв официального оппонента о диссертации Елены Викторовны Башковой «Мифообраз матери в латиноамериканском романе 1970-2010-х годов», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.03- литература народов стран зарубежья 1европейская и американская литература) Специфика латиноамериканской литературы всегда заключалась в двух аспектах — отразить своеобразие национального менталитета через ретроспективу становления самоопределения, при этом демонстрируя явную маскулинную Доминанту среди персонажеЙ. С появлени~м «нового» исторического романа существовавший до этого угол рассмотрения складывавшихся десятилетиями литературных аллюзий, символов, образов и мифов потребовал кардинального перемещения.
Анализируя в своей диссертации «Мифообраз матери в латиноамериканском романе 1970-2010-х годов» продиктованные новыми литературными веяниями мифологические трансформации, Е.В. Башкова ставит перед собой цель выявить как отдельный определяющий компонент мифообраз Матери/Праматери, показав его как значимую составляющую лаппюамериканского художественного образа мира. Автор диссертации также вписывает мифообраз Матери/Праматери в контекст художественноГО сознания тОЙ эпОхи, ВыдвиГВВшеГО идею сохранения культурного наслеДия, традиций и истории преДыДущих поколений. 1акОЙ ПОДХОД, несомненно, свидетельствует об актуальности данной работы.
Отталкиваясь от гендерного принципа, Е.В. Башкова эмфатизирует преимущественное значение мифообраза Матери/Праматери в новой и новейшей латиноамериканской литературе, анализируя его в историческом, этническом и национальиом контексте. Стоит Обратить внимание на то, что выбранная ~е~ати~а до сих пор не получила отражения в отечественном литературоведении„где образ МатериПраматери не являлся предметов отдельного исследования, что, в свою Очередь, говорит О научной новизне диссертации. «хорошая'плохая женщина» отмечает, что первый компонент оппозиции соотносится именно с чистотой Девы Гвадалупской. Однако следует вспомнить Следует отметить взвешенный подход Е.В.
Башковой к отбору художественного материала, который не только интересен, но и вполне обоснован — мнфообраз Матери/Праматери и его модификации прослеживаются в рамках латиноамериканского романа 1970-2010-х гг. что позволяет более чем полно изучить заявленную проблематику. Кроме того, Е.В. Башкова основательно прорабатывает историю вопроса, учитывая различные концепции и точки зрения таких зарубежных исследователей, как Симур Ментон, Доналд Шоу, Сара Мессинджер Сайпс, Вивиана Плотник, Марго Гланц, Кеннет Лопес и многие другие, Автор диссертации не только умело анализирует эмпирический материал.
но иногда практически вступает с исследователями в полемический диалог, вырабатывая при этом самостоятельный, аутентичный подход к анализу произведений, в которых встречается мифообраз Матери/Праматери. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, обширного списка литературы и приложений, содержащих иллюстрации из индейских кодексов, В практической части своей работы Е.В. Башкова заостряет внимание на своеобразии понимания и восприятия мифообраза Матери1Праматери в мексиканской и аргентинской национальных литературах, которые являются одними из самых развитьгх и сложившихся в Латинской Америке. При всех своих достоинствах работа Е.В.
Башковой все же требует внесения нескольких замечаний. Говоря о Малинче, автор диссертации отмечает, что она предстает «как предательница, так и спасительница, как соблазнительница, так и мексиканская Ева» 1'стр. 10). Но разве Ева не объединяет в себе обе сущности н Праматери, н соблазнительницы? В связи с этим возникает еще один вопрос — какой именно из перечисленных аспектов акцентируется авторами «нового» латиноамериканского романа. Во введении приводится образ непорочной Девы Гвадалупской (стр. 11)— сакрального персонажа в мексиканской культуре.
Е.В, Ба|икова историю возникновения данного сннкретичного образа мексиканской религиозной культуры. Изначально покровительницей мексиканцев была кровожадная ацтекская богиня Тонантсин, которой приносили в жертву маленьких детей. Позже ее заменят на Деву Марию Гвадалупскую, однако на промежуточном этапе адаптации нового образа жертвоприношения все еще будут совершаться, а потом жертвенная кровь символически будет заменена на алые розьь Возникает вопрос, так ли человечна была изначально Дева Гвадалупская н можно ли ее считать абсолютным олицетворением невинности, Говоря о предыстории формирования мифообраза, диссертантка обращается к латиноамериканской прозе Х1Х века и отмечаег, то «такие фигуры, как Мария из одноименного романа Хорхе Исаакса и рабыня Изаура из романа Бернардо Гимараэнса были исключением из правил и не могли изменить сложившуюся традицию», а Сесилию Вальдес, «бронзовую мадонну», можно считать первым кубинским мифообразом ~стр.
ЗО). Однако это утверждение в работе никак нс аргументируется, между тем хотелось бы представить себе ход рассуждений Е.В, Башковой. Неоднократно подчеркивая важность мифообраза Матери как одной из гендерных моделей латиноамериканской литературы и говоря, что он приходит на смену преобладавшим ранее мужской сущности латиноамериканской культуры и мачнстскому художественному сознани1о, Е.В, Башкова при этом не называет, каким мог бы быль маскулинный антипод образу Матери/Праматери в рассматриваемых ею произведениях.
Характеризуя Эву Перон как мифообраз Матери~Праматери в третьей главе работы, автор диссертации выстраивает своеобразный функциональный ряд: жена — возлюбленная — соблазнительница — мать. О каких еще компонентах, характеризующих женскую сущность, можно было бы здесь сказать~ Также, говоря о миф ообразе Матери Нации, диссертантка в числе мифологических характеристик выделяет среди прочих и такую, как «хаотичность» (стр.
128). Конечно, это частность, но все же хотелось бы уточнить„что имеется в виду, когда речь идет конкретно об Эвнте. Все вышесказанное, однако„носит прежде всего рекомендательный характер и не ставит под сомнение достоинство и серьезность вполне зрелого исследования Е,В. Башковой. Автореферат и опуоликованные статьи Е.В. Башковой достаточно ~ол~~ отражают содержание настоящей диссертации, Безусловно, данная работа является научно состоявшейся и является важной не только в теоретическом.
но в практическом плане, в том числе для преподавания как общих курсов по истории всемирной литературы, так и спецкурсов по культуре и литературе Латинской Америки. Диссертационное исследование Е.В. Башковой «Мифообраз матери в латиноамериканском романе 1970-2010-х годов»„представленное на соискание ученой степени кандидата филологических наук, соответствует квалификационным требованиям и. 9, 10 Положения ВЛК о присуждении ученых степеней и является научной работой.
в которой содержатся новые методологические подходы, имеющие существенное значение не только для литературоведения, но и для широкого дисциплинарного поля. Несомненно. Елена Викторовна Башкова заслуживает искомой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.03 — литература народов стран зарубежья ~европейская и американская литература). Официальный оппонент Мариам Кероповна Согомонин кандидат филологических наук доцент кафедры иностранных языков № 3 Российского зкономического университета имени Г.В, Плеханова 117997, г. Москва, Стремянный переулок, 36 Телефон: + 7 1495) 958 2743 Зл, адрес: ~чпдЬй®8ша11.сопз Моб.
тел, +7 (968) 944 7657 Сведении об официальном оппоненте по диссертации Башковой Елены Викто овны на тему: «Мийрооб Мате и в латиноаме икан- ском мане 1970-20!О-х гг.» на соискание ученой степени кан н ата илологическ х на к Щ Л~ЕЛЫ ЗООЗ.ОО - 005000 ЗРаЛРООЗбе абеб З 050 Ь««ЗЩН~ 0 Ин~~ж «З~Т~~, р л ее р р л л е«ер еле* ле ееи д 50З.ООЗ.05 базе ФГБОУВО«Московский гос а ственный ниве ситетнмени М.В.Ломоносова». юбб«зз ю дат филологических наук,, ! 0,01.03 йский эконом леханова, фа са и мировой анных языко б Список основных публикаций официального оппонента по теме диссертации рецензируемых научных пзданннх за последние 5 лет (не более 1б публпкацнй) Латиноамериканский роман в Х1Х веке.