Шамсутдинова Н.З. Магический реализм в современной британской литературе - Анжела Картер, Салман Рушди (Магический реализм в современной британской литературе - Анжела Картер, Салман Рушди)
Описание файла
PDF-файл из архива "Магический реализм в современной британской литературе - Анжела Картер, Салман Рушди", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОЩ)~в О~ружен йодОЙ, и ~зполне е~те~пзенво, что е~~ ~~итиля ий~од~т~я под ВлиЯБибм прирОДЯОй ср0ды, В кОтОРОЙ ОЯЙ жив'~т. НОВОЩОс'пВОЯБИФ фйнтззии Л~Г~О Пр~е~йЛ~~ЫвйВ~т 8 Ш соЗ~йя~е. ОБИ ~ЧИРК~~, Ч~о И~ ~НЫ я~Ля~О~ся В~й~НИЯ~СИ, й ВИ~~НИЯ ДОЛЯ~в~~ 6Ы*~ бо®©о~~йНБЫМИ. МЫ Ий ~~йК~М 06~ИБЯ и В стрйнО ВидОБий РОждйстся поэзия ыирй сБОВ.
ПРОизВОХСни0 <(БООВ~ЯЯф», ~~ЙДНПИОННО РЙССМЙ~РИВЙОМОО ЯЙЯ НС'~ИННО ЙН~'ЯНЙСЯСО ОжружнОстЯмн илн кймБЯми. Средн~~е~о~йй ли~ерй~урй полнй ~иО~идений. В~ййчййп~йя поэмй ПОДОЖДИ И РЙСЯЙЯНИЯ РОПН РЙЗВОРЙЧНВЙОТСЯ НЙ ФОНО ПОЙЗЙЖЙ СНЙ, ГДО СПЯЩИЙ зйя~л~ст, ч~о ~~0 д~шй или ~о~~е нй~оди~~я ~з ~~~ ~~~ Оо~й~ 6'~.~~в. В проло~е произведения РЫ~~ Йе РЬ~ъ~~й~~, Айн~лйнд признй~~ся, ~й~ он бродил ОО мйлВОРБ(жим хОль43м, зйблудился и ЗйсБул у ручья, РдО ВсГРОтБл ВОлшОбнОГО Т~М, ЧТО РйжИМ СМ~й~~ИЯ ~СТ~СП3йННЫМ О6РЭЗОМ ИМПОНИРОВВЛ Т~М, ~ТО й~ МОГ СЛИШКОМ Щ)ЬСЗНО ИЛИ СЛИП$КОМ ДОЛГО ВОСЩ)ИНИМИ'ГЬ ОДИН И ТОТ ЖС СТИЛЬ ИЛИ ТЮОРИ$О.
0К ПИСЙЛ, ЧТО АНГЛИЯ 6ЫЛВ ПОРВОЙ СТ~ИБОЙ КОТОРЗЯ ~ИЗОРВЗЛЗ Ц~ЛОСТНОС*Ь ИНТ~РЬ~рй И Э~СТ~РЬ~рй И О6ЛйЧИЛй ЗДАНИЯ 8 ОД~жДЬ~, СОЗДВННЫС Н~ ДЛЯ НИ~, й ДЛЯ СТРОЕНИЙ ДРУГИ~ ~~~ОП, И ИНЬ3~ Ц~Л~Й ~Рй~~П~~ 1976 ". 75~. В' ~~ИТ~КТур~ МХ ~~~й Тй~жй ПО~С~ОД~ ПРОЯВЛЯ©ТСЯ ТйНД~НцИЯт СМ©П~~НИЯ (П~ЫПф~~1), ~ОТО~~Я СОЧ©Т~~Т ТрйЦИЦИОННЫЙ Э~~~~ТИЗМ И П~СТИП~. Дйж~ ~~Ц© ~ бОЛ~~~~Й СТО~НИ. (:У~Ц~СТВОвй~~~И~ ~ ТО ~~МЯ Т~~~ИЦИОННЬ~~: СТИЛИ вЂ” ГОТИЧЕСКИЙ, ТОДОРОВСКИЙ, ОЛИЗЙВОТИНСКИЙ - МОГЛИ СМИПЭ;ПвСЯ В' любых пропорциях, чтобы достичь наиболее сильного эффекта.
36ЛЮНЬ$С ЧОЛОВОЧЕИ ЯВЛЯК)ТСЯ ОДНИМ ИЗ МНОГОЧИСЛОННЫХ ЯЗЫЧССКИХ СИМВОЛОВ, ВЬ~~ЗЭНН~~~ ИЗ ~ЭМНЯ ~ УГЛй~ И НИ~Пй~ СО6ОРО~: ТйМ МО®НО заметить фавнов и сатиров, козлов и драконов. На капителях изображены ' СЦЕНЫ.С 6~СС~ЯЗНЫМИ Д©ТВЛЯМИ; СТ~~ДВ~О~ЦИЙ ЗУбНОЙ бОЛЫО Ч~ЛОВ~~ Д~Р~ИТ свой рот.
открытым от боли в соборе Уэльса; фермер вилами колотит вора; в Бй~~рЛИ МУ~ЧИНЭ, ~~ЗА В ТЭЧ~~ СВОГО ~ОРЧЛИй~~О ж©НУ, й ЛИСй Пр©СЛ~ДУ~ТСЯ ГУСЯМИ. В МйНЧ~СТ~~~ ЗВЯЦ ПОД~КйРИвй~Т О~ОТНИ~й Нй ОГН©, 8. ~ БЛЗ~б~рН~ ЛИСй ЧИТ~~Т ПРОПОВЕДЬ ПВСТВ~ ~УР. ЭТИ СЦ~НЬ~ ~Ь~Д~ржйНЫ В НйЦИОНЭЛЬНОМ ДУ~~ высмеивания; если юмор и пафос могут без труда переплетаться в прозозглзпи:нис июависимости Индии, войны с Пакистаном и Китаем, Образование ГОс~,дзрствз БанГлз~еш, ВВед©ние В стране Чр~зВы~зйнОГО ПОЛОЖЕНИЯ. НО СРЗЗУ ЖС СЭЛИМ ПЮРОХОДИТ К СОЗДЗНИЮ ИСТОРИИ ВымьиилОВНОЙ, нйзыВая нсщэзВидьнуй) дату убийства Махатмы Г анди, ПРИЗНЗБЗЯ СВОЙ ОбМЗН, ОН ОДНОВРСЫЕВНО И ЗНЗЛИЗИР~ОТ СВОЮ ТВОРСНИС, И КРИТйКУСТ ~ГО. МЗГИСТРЗЛЬНОЙ ТАИМОЙ ДОМЗНЗ СТЗНОВИТСЯ ТСМЗ ПРОСЗЧИВЗНИЯ: ~~:ЗЛЬИОЕ И ВЫМЫШЛЕННОЕ, ЛИТЕРЗТУРЗ И ИСТОРИЯ, б~~КВЗЛЬНОЕ И метяфорннес<<ос смешлив<отся, «лросеиивв<отся» дру1" в яру<'в.
Тя«, в рвссквз СЭДИМЗ НЗ ВСЕМ ПРОТЯЖЕНИИ РОМЗНЗ. ПРОСЗЧИ~йОТСЯ ДРУГИ~ ИСТОРИИ; «онсервнроввнис нродуктов нв фябрике, тде рябответ Селим, вссоциируется с ЩЗОЦСССОМ ИСТОРИИ; РСЗЛЬНЬИ фЗКТЫ ПСРОПЛСТЗЙУЖЯ С ВЫМЫШЛОННЫМИ, мысли друГих лкщОЙ щ)ОникзкуГ В сОзнанис анроя. ОКЗЗЫВЗЯСЬ НЗКРЕПКО С~~~йЛ~ННЫМ С ИСТОРИЕЙ СВОЕЙ СТРЗЯЬ~, СЭЛИМ ПОДЧСРКИВЗЕТ СВЯЗЬ НЭИООЛВС ВЗЖНЫХ ИСТОРИЧОСКИХ СОбЫТИЙ С СУДЬбОНОСНЫМИ МОМЕНТЗМИ ~ГО ЖИЗНИ, МОТИВ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО НЗМОЧВОТСЯ УЖ8 В ПОРБОЙ ЧИСТИ РОВИНЗ, ГДО РЗССКЗЗЫВЗОТСЯ О СООЫТИЯХ ЩЮИСХОДИВШИХ ОЩО ДО РОЖДЕНИЯ СЭЛИМЗ, В ЧЗСТНОСТИ О МНОГОЧИСЛЕННЫХ щждскззйниях и щ>ОдзнзмсиОБанияхр чтО, с точеи зрсния С элимь дОлжнО НССТИ БОКИЙ ВЫС1ИИЙ СМЫСЛ.
ОН У6СЖДОН В СВООЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ, СЧИТЗЯ себя если не центром вселенной, то, по крайней мере, фокусом истории. ПРИбСГЗЯ К ПОНЯТИК) <(МЗЙЯ>> КЗК ЗРГУМЮНТЗ В ПОЛЬЗУ СВОЕГО, ВОЗМОЖНО НОПРЗВДОПОДО6НО1О, МИРОВОСПРИЯТИЯ, ОН ПРОТИВОПОСТЗВЛЯОТ Е6 РОЗЛЬНОСТИ, «Мвйя» в веднйской мнфоло<'ин оянвявет слособноств к лереволлощенн<о, СВОЙСТВ©НА~О СВЕРХ ЫСТЕСТВЕННЫМ П~РСОНЗ~КЗ~, ИЛЛЮЗИЯ, О6МЗН. КЗК хзрзкт~ристикз бОЖ~~~Вз «мзйЯ» пОдрззум~Вз~т маГич~ску~О силу или Вишну ~Дворко 1994~. Сэлим отождествляет себя с Бряхмой, творящим мир ЗЗНОВО, Т.К. НСОДНОЗНЗЧНОСТЬ ИСТОРИИ ДОПУСКЗСТ ВОЗМОЖНОСТЬ НЕСКОЛЬКИХ СО ИНТ~РПРЕТЗЦИЙ, ОсВОВньи.
зздач прОизвОдОниЯ - РззВлОкать и пОучй7Ь, и ниситОльницн. цслбниЩЖВлеБЯО испОльзОВзль Здесь приОми йп~чОБскОГО РОмйнь; пОрсОнйжн пуск~н~т~я ~ прйвлюи:сия., чо~б~~ «О~йз~~~~я ~~м, ~.д~ Он~, н~ От~л~~йясь, мОГут Обсуждать филОсОфские Щ)ОблОмы» ~нзйепйеп 1985: 87~, ВыбрзВ В кзчсстВО ВРОмеци дейстВия кОвбц Х1Х ВОка, 1399 ГОд, РОмйн 1 Б~ ~ро~то ~м~шивйет Реал~нс~~~~ и сйер~ре~л~яо~п. В нем пере~~шйны ССЫЛКИ Н6 ОТДСЛЬНЫ6 ИСТОРНЧССКН6 фйКТЫ И Р66ЛЬНЫ6 фИГ~РЫ С - 114- мистером Лзйоном.
Исеоре приходит нзВестБе О том, чтО ОтеЦ крзсйВицы попрйВйя сВОе финйнсОВОе положение, Уе3~кзя В Лондон к Отцу, крйсйВицз Обе~цзет мистеру Лййону Вернуться. После неско,пькик месяцеВ, прОВеЛенны~ В ЛОНДОНЕ, Щ)ИСЗВИЦЗ ЗйбЫВЗЕТ О СВОЕМ ОбЕЩЙНИИ, НО ПОЛУЧЗЕТ ТРОВОЖКОЕ пред'~прежденйе От спзниеля мистерй Лййонз, и реи~зет Встретиться чудоаищам. При Встрече мистер Лзйон гОВОрит, что он соВсем не ел с .гех пор, кйк Онй уе~з~~и, и, следОВзтельно, бли3ок к гибели. КрисйВицй прОБикзехся сожйлением к нему, сОГлй1цзясь Остзться нйВсеГди' ЧудОВи~це щмВрйщйется В челОВекй, и скзЗкз ЗзкйнчиВиется СООбщением Об их женитьбе. В этой скзЗке тйк же, кзк и В дяде"их щюслежиВиется темй, ужзЗИВйющзя нй положение женщины при пйтриз~ийте кйк Бй Объект В экономи ~ескОЙ системе Обменз.
Эпи3од О белой РО3е, котору~О Отец крисйВицы пообе~цйп к ~пить дочери, предполй~"йет некото~~ю ЛВусмысленнОсть — покупиется крйсзБици, Или Оий хочет чтОбЫ ей к~пили РО3у. Дйлее В рйсскй3е стйнОВится ясным, что белия роЗЙ сзми пО себе О3нзчзет стйт~~.. крйсзВицы кик предмет купли-продзжи; «В.~ипед Овесе, Йеп ги~пед ау1п...Аад ПО1 ечеп епощф~ пюпеу 1еп Очег 1О Ьоу Ыз вейн, Ыз р~1- с1ц1Й, Ыз ре~, Йе Осе Мйе гозе яйе аиЫ Йе ъ зп~ей> ~СихМг 1996: 144~, ВОЗВРЙЩЗЯсь От пОВеренных, ОтеЦ крйсиВЙЦы ОКЗЗыВйетсЯ рЯДОм с дОмОм чудОВищз В тОт мОмент, кОГдй ~ иеГО ломзется мзшинй. ЕдинстВенное жиВОе сущестВО~ ВстретиВшееся ему В дОме, - этО сзмкз спиниеля. Тиким О6$яЗОм, Кзртер подчеркиВйет, что Отец крзсйВицы Воспринимйет крзсзВиц~, сВОй) ~~бимицу, скорее кйк домйп~нее ЖиВ~~ное фе$), ПОЧиниВ МйшИНУ, ОтеЦ КРЙСЙВИЦЫ СО6ЩИСТСЯ пОКИН~~ть ДОм, тзК и Не ВстретиВшись с чудОВищем.
У Вьиодз В сйду Он срыййет бел~1О РОЗУ, чтобы ВыпОлнить Обещйние, дзнное дочери. Вйезйпно пояВяяется чудОВище и обВиняет Отцй крйсйВйцы В ВооОВстВе. Белия РОЗИ стзноВится симВОлом В системе чйс~йой собстВенности. УВидеВ фото~рзфи~о крзсйВицы, ч~до~ише предлйГзет сделку: Отец к~)йсййицы б~дет прощен Зй к~)зжу РОЗЫ В Обмен нй предпиоываеыой ипеоло~'ии, то форне оие~'иа апаптир~етои два того, итобы припиоать новый набор уатановок» [МаИпеп 1992: 5~. Картер вписывает в - Б1- способнОсть отра>катьсЯ В зеркалах. НО роль исцелителЯ, ззлизь1ВЗ1О1це1О р«цд 1 перекдздыцается В рцсскзз~ ( мужчины на жедщицу |п О В целом ХЗРЗКТерНО ДЛЯ ТВОРЧЕСТВЗ Анкерны КЗРТЕР. В ЭТОЙ СКЗЗКЕ НЕОбХОДИМОСТЬ нзучить и Рекойструировать Гейдерну1О иде11тифйкзци1О прояВляется ОСОбСННО ОТЧЕТЛИВО. ((В Олчица Алиса» ОснОВана не тОлькО на кзкОЙ"либо Отдельной волп1ебйой сказке„но объединяет признаки нескольких.
Как таковая, эта сказка рззВОрачиВается как ззкл1очительный итОГ задач и перспектиВ сбор11икз В целом, ЭтО история девуи11(и, Вь1росшей среди ВОлкОВ, и которая, следовательнО, сВОбод11а От построения идейтичности, наступающей Вместе с Очеловечиванием ~или челОВеческОЙ социолоппзцией). Она не Волчица «йод а ~О1Г... з1ЙОЦЯЬ Бмс1де(1 Оу Ую1ъ'еБ), но В РзВЯОЙ степени В ней Нет ничеГО человеческОГО, ктО-то из людОЙ убил ее Й3$е1' й1ОЙСГ, и девуБ1ку-Волчийу Отпрзвля1от В монастырь, 1де предпри11ймзется пойыткз приобщить ее к циВилизации. Она усваивает несколько простых, сВОЙстВенных человеку ((тр1окОВ», таких, кзк например„пить из чашки и носить Одежд~.
НО кОГда мать-настоятельница пь1тзется научить ее блз Одзрности Зз тО, что Она была спасена От ВолкОВ, Онз не мОжет сыириться с этим, Возвращаясь к своему прежнему животному Образу жизни, ползая на четвереньках. Это йерсходит предель1 терпения монахинь. Девуц1кз-Волчица изГОняется из монастыря, пОпздая Б жилище князя. Князь — этО дру1'Ое су1цестВО, устраня1ощееся От устзйОВле1111ь1х челОВеческих Норм. Он Оборотень, который копается Отходах и питает~я человеческими трупами с местнОГО кладби1цз. Если О11з не является пи Волчицей ни женщинОЙ, то Он толькО пародия нз ВОлка или человека: сами Волки злобно изгоня1от е1О (щОЫЙ 11аче апрг11у ехре11ед Ьпп 6'Оп1 йе расЕ).
Картер намекает на его нечеловеческую сущность упоминанием О том, что Он не Отражается В зеркалах: «ПОЙ1пф сап Ь~~~ Ы1п Япсе 11е сезВео 1О см1 ап 1Й1зЯе 1Й Йе п11ЙО1'». Кзк ОбОРОтень Он ОпределЯетсЯ ТОЛЬКО ПО ЗППЕ1ИТУ: 9 3,1. «Магический» реализм н русле постмодернизма. — С. 33. ~ 3.2. Реал~ность и Вымысел в Ромйие Анжелы Кэр~> «Ночи й цирке», 4.1.
Рассказ «ВОлчица Алией» А. Кар~ар и но~еллй «О л®бйи и Фрагмснтацин) англогоаорящего мира. Английский язьж Входи г В противоречие с образом жизни, поведением и иациональиь~ми традициями говоря~цего иа нем, и, тем более„пиш~лцего. Писатели, педагоги, учеиые ие беспрекословно следуют образцам речи, поведения, морали и верований, властвовав1пим над умами в прошлом. Утрата единства литературяой культуры влечет за собой признание того, что приятие ярко выраженных качеств Разнообразпых литературнь1х традиций стало актуальной необходимостью» ~ТОлкзчсВ 2ООЗ; б~.
Благодаря международному стзтусу английского яз~~а, художественные пронзведения на английском языке иностранцам, пии~у~цим иа аиглийско~~ языке: в 1981 году обладателем премии стал Салман .Рушди ~Пакистан за роман «Дети полуночи»„н 1983— Дж. М, Кутзее ~1ОАР) с его произведением «Жизнь и времена Майкла К.», в .