Диссертация (Оптимизация личностных ресурсов на этапе поздней зрелости), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Оптимизация личностных ресурсов на этапе поздней зрелости". PDF-файл из архива "Оптимизация личностных ресурсов на этапе поздней зрелости", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
При этом культура рассматривается наоснове деятельностного (К. Клакхон, 1998) и семиотического (Л.А. Уайт, 1996;Ю.М. Лотман, 1999, 2002) подходов, признающих способность личности к44созданию и использованию символически знаковых комплексов, связывающихего с общественно-исторической практикой.А.И.Копытиниспользование(2011)элементоввыделяетследующиеполимодальнойпринципытерапииметода:искусством,интерактивность, личностная ориентированность, учет биопсихосоциальнойорганизациисубъекта,наглядно-чувственныйхарактердеятельности,ориентация на саморазвитие личности посредством творческой активности,привлечение и активизация групповых ресурсов (внешний ресурс). Рассмотримсодержание принципов метода системной арт-терапии А.И. Копытина (2011).Полимодальность.
Данный принцип связан с признанием эффективностии целесообразности реализации в процессе системной арт-терапии тесной связихудожественной практики с элементами полимодальной терапии искусством.Необходимо отметить, что использование художественных средств и образовкакинструментовпроективно-символическойкоммуникацииявляетсяобязательным и доминантным.
Символическая речь как средство усвоения,переработки и передачи информации в межличностном взаимодействиипозволяет участнику творческой деятельности опираться преимущественно наневербальное общение, выражать чувства в социально приемлемой форме (В.Л.Кокаренко, 2005; Л.Д. Лебедева, 2008; А.Л. Венгер, 2010, А.И. Копытин, 2011).Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельствомотношения автора к себе и окружающему миру, что предполагает использоватьих как средство функционирования обратной связи, позволяющее регулироватьдинамику изменений личности на внутриличностном и межличностном уровне.Изобразительная деятельность обеспечивает состояние «отстранённости» отситуации.
Это крайне важно для функционирования процесса рефлексииактуализированной проблемы и, как следствие, восприятие её в другомракурсе, что способствует изменению личностью смыслового содержанияжизненных событий. А.И. Копытин (2011) утверждает, что дополнение артпроцесса изобразительной деятельности другими видами и техникамитворческого самовыражения, которые являются элементами полимодальной45терапии искусством, продиктовано необходимостью включения объектоввосприятия в иной смысловой контекст, что приводит к трансформациисодержания, приписываемого объекту.
В качестве объектов восприятия учёныйрассматривает продукты художественной деятельности и отраженные в нихчувства и мысли. Применение полимодальных техник, комбинирование их сдругими формами творческого самовыражения, предполагающими иноетворческое конструирование раннее созданных художественных работ,способствуют усилению развития актуализированных в них тем, а такжесоздают условия и возможность для автора творческой работы «увидеть своичувства и поступки в новом свете» (А.И.
Копытин, 2011, с. 67).Интерактивность.Этотпринципобосновываетсяважностьюинтерактивного характера занятий, связанного с созданием условий раскрытиятворческогосамовыраженияистимулированияличностнойактивностиучастников арт-процесса. Относительно высокая степень организованности иинтерактивности возможна в рамках тематической арт-группы.
Это достигаетсяза счет фокусировки внимания респондентов на значимых темах занятий, а такжецеленаправленного использования проективно-символических средств в качествеинструмента межличностного общения членов группы. Тематику творческойдеятельности необходимо строить с учетом возраста, жизненного опытаучастников программы, способности к саморегуляции поведения и психическихпроцессов, творческой безопасности, ориентации на реальность и постоянноменяющуюся действительность.
Отдельные исследователи (А.И. Копытин, 2011;H. Greenwood, G. Layton, 1987) считают допустимым опыт стимулированияведущим спонтанного выбора участниками тематики занятий. Немаловажнаяинтерактивная роль принадлежит ведущему арт-занятий, где фокус его вниманиянаправлен на учет селективного восприятия личностных изменений членовтематической арт-группы. Это можно рассматривать в качестве центральногопринципа структурирования процесса творческой деятельности, где меняющийсяфокуспозволяетсочетатьиндивидуальнуюстратегическими целями арт-программы.динамикуразвитиясо46Личностная ориентированность.
Данный принцип обосновывается спозиции личностного подхода, как необходимость учёта мотивации, установок,коммуникативных, познавательных, эмоционально-волевых и физическихвозможностей личности и использования их для участия в процессе творческойдеятельности.
Также важно признание индивидуально-личностного характерареакций участников арт-процесса на имеющиеся в их распоряженииматериалы, предлагаемые формы творческой деятельности и возможностимежличностного взаимодействия.В исследованиях О.В. Красновой и А.Г. Лидерса (2002) обсуждаютсяособенности личности субъектов творческой профессии в период позднейзрелости.Согласнопредставителимнениютворческогоданныхтрудаучёных,показываютвысокообразованныесвоюпродуктивность,умственную состоятельность и в позднем возрасте.
Умственная деятельность врезультате тренировки может быть устойчивой до глубокой старости. Помнению В. Поставнева (2009), творческих людей в период поздней зрелости также, как и в другие периоды отличают многосторонность интересов имногоплановостьинтервьюированиядеятельности.известныхРезультатытворческихпроведённоголичностейдаютимоснованиеутверждать, что уникальность внутренней сущности пожилых людей,продолжающих активную творческую профессиональную жизнь, проявляется ввыраженном чувстве удовлетворенности жизнью в целом, в понимании особойролиУчителя,которыйвыступаетодновременнокакУчительвпрофессиональной деятельности и духовный наставник, исключительнойпогружённости в творчество и невозможности существования вне творческогопроцесса, где творчество выступает одновременно и любимым занятием, исмыслом существования.
Автор приходит к выводу о том, что творческуюпродуктивность проявляет до глубокой старости человек, сохранившийсвободомыслие, независимость взглядов, т.е. качества, присущие юности.Кроме того, творческие личности сохраняют высокую критичность поотношению к своим трудам. В структуре их способностей оптимально47сочетаются способность к творчеству с рефлективным интеллектом. Рядисследований по проблеме развития личности в период поздней зрелости (Л.И.Анцыферова 2001; Г. Крайг, 2000; М.В. Ермолаева, 2002, 2008; О.В. Краснова,А.Г.
Лидерс, 2002; И.Г. Малкина-Пых, 2005; Е.Н. Чуева, 2005; А.А. Филозоп,2005; М.В. Ермолаева, С.Б. Пряхина, 2008 и др.) позволяет нам предположить,что конструктивные личностные изменения в период поздней зрелости могутпроизойти, благодаря включению пожилых людей в разнообразные видыцеленаправленно организованной тематической творческой деятельности.Учет биопсихосоциальной организации субъекта. Этот принцип связан спризнанием сложной организации личности, содержащей одновременнобиологический,психологическийисоциокультурныйуровень.А.И.Копытиным (2011) доказано, что процесс системной арт-терапии затрагиваетодновременно разные уровни. По наблюдениям автора, воздействие набиологический уровень связано преимущественно с психофизиологическимиэффектами изобразительного творчества, его влиянием на сенсорные процессы,соматическую сферу, общее физическое состояние и их взаимосвязи спсихикой. Влияние творческой деятельности и взаимодействия в арт-группе наэмоциональную и поведенческую сферу личности определяет возможностипсихологического уровня.
Активация социокультурного уровня включаетвлияние на социальную установку и систему ценностей, «Я-концепцию»респондента,коммуникативныенавыки,эстетическиепредставления,этические нормы, социальные роли, микро- и макросоциальные отношения.При этом данные уровни и связанные с ними эффекты рассматриваются вовзаимоотношении друг к другу (А.И. Копытин, 2010, 2011).Наглядно-чувственный характер деятельности и его результатов.Данный принцип связан с признанием преимуществ арт-терапии, таких, как еёспособность воздействовать на сенсорные процессы, которая обеспечиваетмобилизацию психофизиологических ресурсов организма и стимулированиесозидательной предметной деятельности.
Л.С. Выготский (1998) отмечал, чтоискусство является силой, обеспечивающей человеческому организму баланс и48равновесие, помогающей изжить «величайшие страсти, которые не нашли себеисхода в нормальной жизни» (с. 235). «Наши переживания и эмоции являютсяисточником энергии, которая может быть канализирована посредствомэкспрессивных искусств, являющихся мощным средством для обнаружения,проживания и принятия «темных» аспектов нас самих, а самопринятие имеетпервостепенное значение для развития способности к сочувствию и состраданиюдругим» (там же, с. 236).
По утверждению M. Csikszentmihalyi (1999), пребываяв творческом процессе, человек может пережить «автотелитический опыт»,связанный с проживанием эмоционального подъёма, выходя за рамкиповседневности. При этом активизируются механизмы внутренней обратнойсвязи – то есть способности человека видеть внутренние процессы, отражённыев его творчестве, и на них соответствующим образом реагировать.
По мнениюА.И. Копытина (2002), «искусство является помощником человека в сложныемоменты жизни, выступая средством понимания условий человеческогосуществования и тех угроз, которые с ними связаны. Изобразительноетворчество позволяет обрести инструмент самопомощи» (с. 95).
В процессеизобразительной деятельности облегчается словесное описание и возможностьосознания смысла прошлых событий в их неразрывной связи с настоящим.Кроме того, активируется формирование образов, отражающих представлениячеловека о будущем, его актуальные потребности и потенциалы (А.И.Копытин, 2002, 2003).Ориентация на саморазвитие личности посредством творческойактивности. Данный принцип связан с признанием творческой деятельности вкачествеуниверсальногосамовыраженияимеханизмавзаимодействияспознавательнойокружающимдеятельности,миром,которыевзаимообусловлены механизмами саморегуляции и психологической адаптации(А.А.
Мелик-Пашаев, 1999; А.И. Копытин, 2011). А.В. Либин (1999)творческую деятельность рассматривает как важнейший механизм адаптацииорганизма, выполняющий функцию обеспечения своеобразного иммунитета ктрудностям и разрушающий последствия неудач. Учёный отмечает, что если49поиск личности полностью направлен на созидание и в этом заключается егомотив, то неудачи не могут стать настолько травмирующими, чтобыпрекратить поиск. Процесс поиска для подлинного творчества составляетудовольствие, вместе с тем, отрицательный результат углубляет знание опредмете и означает, что одно «направление поиска должно быть замененодругим» (с. 72).А.И. Копытиным (2002, 2003) признаётся важность моделирующей ролитворческой деятельности в познавательных, эмоциональных, поведенческихактах,атакжевмежличностнойкоммуникации.Так,впроцессеизобразительной деятельности актуализируется прошлый и текущий опытчеловека,гдеактивизацияобразногомышлениярасширяетсферыосознаваемого.
В работах Р.Б. Хайкина (1992), М.Е. Бурно (1999) показано, чтотворческая деятельность облегчает отреагирование переживаний и фантазий,способствует изменению поведения. М. Csikszentmihalyi (1999) считает, чтотворческая деятельность − это специфическое состояние человека, приносящеерадость и удовлетворённость и возникающее, только тогда когда человекпрорывается через свои собственные границы и приобретает себя в других илидругом, когда его собственный мир начинает расширяться. Состояние,способствующее творчеству, не зависит полностью от объективной природывозможностей или объективного уровня способностей, а определяетсявосприятием своих способностей и возможностей для их реализации, чтопозволяет открыть новые перспективы и ведет к развитию личности.Анализ отечественных и зарубежных исследований проблемы творчествапериода поздней взрослости, активизации и использования творческогопотенциала в психотерапевтической практике позволяет утверждать, чтовопрос творческой продуктивности личности на этапе поздней зрелости неявляется однозначным.