Психологическое воздействие служителей деструктивных религиозных культов как предмет профессиональной оценки экспертами-психологами, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Психологическое воздействие служителей деструктивных религиозных культов как предмет профессиональной оценки экспертами-психологами", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
В исследовании впервые введено понятие «деятельность, в макроструктуру которой включенопсихологическое воздействие»; описаны схемы включения психологического воздействия в макроструктуру деятельности социономического типа в зависимости от характера социального объекта воздействия; проанализированаспецифика деятельности служителей религиозного культа; описано специфическое содержание специальных психологических познаний экспертовпсихологов, осуществляющих профессиональную оценку психологическоговоздействия служителей деструктивных религиозных культов, и выделены5основные методологические положения проведения экспертного исследования; теоретически обоснован и применен методический подход к оценке последствий психологического воздействия служителей деструктивных религиозных культов, основанный на методе отраженной субъектности; эмпирически выявлены показатели возможных деструктивных последствий психологического воздействия во внешне наблюдаемом процессе деятельности(коллективном богослужении) служителей религиозных культов.Практическая значимость.
Теоретические и эмпирические результатыработы могут послужить основой для построения научно обоснованного метода оценки психологического воздействия служителей религиозных культовс целью методического обеспечения проведения государственных религиоведческих экспертиз, судебно-психологических экспертиз и комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз на стадии предварительногоследствия и судебных разбирательств в отношении религиозных организаций; для выработки оптимальной стратегии противодействия распространению деструктивных религиозных культов и взаимодействия с членами религиозных организаций как представителями определенного социальнопсихологического типа верующих в рамках государственно-церковных отношений, прогнозирования их трудового поведения, осуществления с нимиконсультационной и психотерапевтической работы; для разработки научнометодических пособий и треннинговых программ по обучению профессионалов, макроструктура деятельности которых включает в себя психологическоевоздействие, а также для прикладных исследований подобных профессиональных деятельностей.Апробация работы.
Содержание работы обсуждалось на заседанияхкафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологииМосковского государственного университета имени М.В. Ломоносова (2007– 2009 гг.) и методологических семинарах кафедры психологии СевероВосточного государственного университета (2004 – 2008 гг.).Основные результаты работы применяются в учебных курсах «Профоконсультация», «Юридическая психология», «Психология религии», «Социальная психология», читаемых автором и его коллегами в Северо-Восточномгосударственном университете.
Эмпирические результаты исследования внедрены в работу комиссии по координации деятельности религиозных объединений при губернаторе Магаданской области (1998 – 2008гг.).Основные идеи работы докладывались на региональной научнопрактической конференции «Патриотическое воспитание школьников» (Магадан, 1998), региональной научной конференции «Северо-Восток России:прошлое, настоящее, будущее» (Магадан, 1998), международной научнопрактической конференции «Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи в условиях современного общества» (Киров, 2003), всероссийской заочной электронной научно-практической конференции «Проблемапсихологической безопасности человека в обществе» (Комсомольск-наАмуре, 2006).6Положения, выносимые на защиту:1.
Профессиональная оценка экспертами-психологами последствий психологического воздействия служителей деструктивных религиозных культовдолжна строиться на основе изучения изменений выраженности (повышения– снижения) отраженной субъектности адептов религиозных культов до ипосле их вовлечения в деятельность организации.2. Конструктивные последствия психологического воздействия служителей религиозных культов проявляются в повышении выраженности отраженной субъектности адептов после их вовлечения в деятельность религиозной организации.3.
Деструктивные последствия психологического воздействия служителей религиозных культов проявляются в снижении выраженности отраженной субъектности адептов после их вовлечения в деятельность религиознойорганизации в форме унификации проявлений их личности.4. Использование во внешне наблюдаемом процессе деятельности служителей религиозных культов (коллективном богослужении) средств внешнего воздействия на анализаторы, направленных на формирование измененных гипнозоподобных состояний сознания, рассматриваются как показателивозможности возникновения деструктивных последствий психологическоговоздействия.Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения,трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Основной текст занимает153 страниц. Список литературы включает 172 наименования, изних 8 на иностранных языках. В диссертации 2 схемы, 10 таблиц. Общийобъем работы – 203 страницы.Основное содержание работыВо Введении обосновывается актуальность работы, формулируютсяпредмет, объект, гипотезы, задачи исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, основные положения, выносимые на защиту.Глава 1. Особенности профессиональной оценки психологическоговоздействия служителей деструктивных религиозных культов экспертами-психологами.В первом параграфе «Психологическое воздействие как предмет судебных экспертиз» дается теоретический обзор зарубежных и отечественных подходов к общепсихологическому определению понятия воздействия(Г.
Мюнстерберг, 1996; Ф. Зимбардо, М. Ляйппе, 2000; Г.А. Ковалев, 1987;В.Н. Куликов, 1982; Т.С. Кабаченко, 2000; Г.А. Балл, 1974 и др.). Обосновывается определение психологического воздействия (далее – ПВ) как процессаи результата целенаправленного, заранее запланированного (что не исключает возможности в некоторых случаях и его стихийного появления) преобра7зования, изменения психологических регуляторов внутренней и внешней активности личности.Профессиональная оценка ПВ экспертами-психологами должна осуществляться на основе специальных психологических познаний – психологических знаний о закономерностях функционирования психической деятельности, имеющих юридическое значение (Ф.С. Сафуанов, 1998; Т.В.
Сахнова,1990; Е.Н. Холопова, 2005, 2006 и др.). Юридическая значимость ПВ, как отмечает Д.С. Чижова (2003), определяется наличием двух основополагающихпризнаков: преднамеренности и нанесения морального, материального и финансового ущерба, а также внедрения в психику личности для управления еесознанием. В этом плане, ПВ в рамках специальных психологических познаний определяется как процесс и результат заранее запланированного, преднамеренного изменения психологических регуляторов внутренней и внешнейактивности личности с целью управления ею для достижения узкогрупповыхцелей субъектов воздействия, приводящего к моральному, материальномуили финансовому ущербу, а также ущербу социального статуса.В условиях острой нехватки научно-методических средств профессиональной оценки ПВ эксперты-психологи могут использовать собственныеметодические подходы (Д.С.
Чижова, 2003). Опираясь на методологическиеположения исследования ПВ (В.Н. Куликов, 1982; Г.А. Ковалев, 1991 и др.),методологические принципы производства судебной экспертизы вообще(Ф.С. Сафуанов, 1998) и судебной экспертизы ПВ (Д.С. Чижова, 2003), напредставления о границах компетенции экспертов-психологов (Ф.С. Сафуанов, 1998; Т.В. Сахнова, 1990; Н.Н.
Китаев, В.Н. Китаева, 2002 и др.) быливыделены требования к построению методических подходов профессиональной оценки ПВ экспертами-психологами: 1) методологической основойподхода должны выступать концепции, теории, представления отечественнойпсихологии или согласующиеся с ней; 2) концепции, теории, представлениядолжны быть приняты большинством научного сообщества и иметь эмпирическое подтверждение своих основных положений; 3) критерии и показателиоценки должны быть четко теоретически обоснованы и иметь ссылки на результаты их эмпирического подтверждения в рамках специальных исследований; 4) процедура подхода должна включать в себя оценку как операционального (анализ аудио-, видеозаписей, печатной продукции, особенностейличности субъекта воздействия, осуществляющего ПВ и др.) так и результативного (изучение собственно эффекта ПВ) этапов.Во втором параграфе «Психологическое воздействие служителей религиозных культов» акцентируется внимание на том, что одной из целейдеятельности служителей религиозных культов является осуществление ПВ(В.И.
Добреньков, А.А. Радугин, 1989; Д.М. Угринович, 1986; Е.А. Климов,1992; Т.С. Кабаченко, 2000 и др.). Его векторы задаются через систему вероучения (представлениях о сверхъестественном и требованиях, которым должен соответствовать человек, вступающий во «взаимодействие» с этимсверхъестественным) и тип организационного устройства (церковь, деноми8нация, секта, культ). Особенный интерес вызывает коллективное богослужение, т.к. в его процессе реализация целей ПВ протекает более интенсивно засчет функционирования механизмов индукции эмоциональных состоянийсреди верующих (В.М. Бехтерев, 1994) или циркулярной реакции (А.П.
Назаретян, 2001, 2004).В третьем параграфе «Понятие «деструктивный религиозныйкульт». Судебная экспертиза психологического воздействия служителейдеструктивных религиозных культов» фиксируется внимание на четкомпредставлении в рамках судебного религиоведения (Ю.В. Тихонравов, 1998 идр.) о том, что в любом государстве, даже плюралистическом и демократическом, исходя из конкретных основ его правопорядка, будут существовать религиозные культы, деятельность которых оценивается как противоправная. Врамках настоящего диссертационного исследования противоправный характер религиозного культа рассматривается с точки зрения осуществления егослужителями противоправного ПВ. В существующем на сегодняшний деньФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» среди ряда оснований для ликвидации, запрета на деятельность религиозной организации приводятся и такие как «принуждение к разрушению семьи, <...> нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровьюграждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, <…> склонение к самоубийству» (Религиозные объединения.