Моральные ценности, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Моральные ценности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Это определялось иисторическими особенностями развития советской этики на данном этапе,когда надо было «обосновать независимость морали от политическойидеологии, показать особую роль и самостоятельную значимость морали всистеме общественных мотивов, оценок, регулятивных норм»1.Моральные проблемы отношений человека и общественных систем,человека и природы отодвинулись на задний план. Но решение этихпроблем требовало, с нашей точки зрения,более «широкого»,«объективного» подхода к самим ценностям, что постепенно и сталоутверждаться как одно из направлений в советской философии и этике.Советская этика имела большой идейный и творческий капитал, чтоопределило и определяет дальнейшее развитие уже российской этики.В современной западной философии аксиология получаетдальнейшее развитие.Но по своим основополагающим идеямаксиологические учения второй половины XX века во многом восходят котмеченным выше «классическим» концепциям аксиологии.
В этикеширокое развитие получили как теоретические, так и нормативныеисследования, которые занимаются анализом конкретных моральныхфеноменов.В российской науке в 80-е, 90-е годы XX века продолжалась работапо изучению ценностей, в том числе нравственных, хотя и не стольинтенсивно как в 60-е, 70-е годы2. Обобщающие статьи по ряду моральноаксиологических проблем и по анализу отдельных моральных ценностейпоявились в Энциклопедическом словаре по этике, вышедшем в 2001 г. подредакцией Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова, и ставшим знаковым явлениемГусейнов А.А. Философия, мораль, политика.
– М., 2002. – С. 134.См.: Пороховская Т.И. Ценности и оценки в морали. - М., 1988; Скрипник А.П.Моральное зло как проблема истории этики и культуры. Автореф. докт. дис. – М.,1990; Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М., 1992; А.Г.Кузнецова, А.В. Максимов.
Природа моральных абсолютов. - М., 1996; Г.П. Выжлецов.Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. – 1994, № 3-6;его же: Аксиология: становление и основные этапы развития // Социальнополитический журнал. – 1995. № 6, 1996. № 1; Б.Г. Капустин, И.М. Клямкин.Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. – 1994. № 1-2; Динамикаценностей населения реформируемой России. Отв. ред.: Н.И.
Лапин, Л.А. Беляева. –М., 1996;Д.А. Леонтьев. Ценность как междисциплинарное понятие: опытмногомерной реконструкции // Вопросы философии. – 1996, № 4; С.Ф. Анисимов.Введение в теорию морали. – М., 2001; Этика. Энциклопедический словарь / Под ред.Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М., 2001 и др.127в этической жизни России начала XXI века1. Из специальных работ поаксиологии следует выделить работу российского учёного С.Ф.Анисимова2,Регулярно проводился и продолжает проводитьсясоциологический опрос по важнейшим общественным ценностям.Нравственные ценности традиционно предстают предметом анализасовременной религиозной этики, в том числе православной. Однако этиисследования ведутся на разных концептуальных основах, на разныхпонятиях ценностей.
Разнообразие идей, оценок, несомненно, должно бытьнормой для науки, но это не исключает и проблемы создания обобщающихконцепций, которые при этом сами могут представлять различныепозиции. От плюрализма концепций, идей только выиграет российскаяэтика.О значимости создания обобщающих концепций в теорииценностей свидетельствует и прошедший IV Российский философскийконгресс. Так на секции «Аксиология» можно было выделить несколькоподходов к самому понятию ценности и к проблеме сущности ценностей, аименно: реалистический подход, субъектно-объектный подход.3В сфере нравственной аксиологии актуальной предстаёт и проблемасоздания теории, которая бы могла без логических противоречийобъяснять, оценивать нравственно-ценностные феномены как социальнойсферы, так и природной, и личностной.Для современнойпостнеклассической наукихарактерно обращение к изучению«человекоразмерных» объектов. И как отмечает В.С. Стёпин: «В этойсвязи трансформируется идеал ценностно нейтрального исследования.Объективно истинное объяснение и описание применительно к«человекоразмерным» объектам не только допускает, но и предполагаетвключение аксиологических факторов в состав объясняющихположений»4.Остаётся серьёзной проблемойсодержательный нравственноаксиологический анализ реальных конкретных ценностей и противоречийобъективной реальности.Этика должна заниматься не толькотрадиционным для себя предметом личностной нравственности, но ивопросами «социальной нравственности», вопросами экологической этики,биоэтики, моральными ценностями природы.Решение некоторыхподобных актуальных проблем и стало предметом данной работы.Этика.
Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова.– М., 20012Анисимов С.Ф. Введение в теорию морали. – М., 2001.3См.: Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IVРоссийского философского конгресса. – М., 2005. – Т. 1. – С. 195–238 (секция«Аксиология»).4Стёпин В.С. Теоретическое знание.- М., 2003. – С.
631.18Цели и задачи исследования. Цель настоящей диссертации состоитв разработке концепции моральных ценностей как методологическогооснования для этических исследований многообразных форм добра и зла идля практического утверждения добра в социальной жизни людей и в ихотношении к природе. Объектом работы предстают ценности добра и зла,их система. Предметом исследования являются история теоретическихисследований ценностей, свойства моральных ценностей, структурасистемы моральных ценностей, формы их существования.Задачи исследования определяются целью, и к числу основных задачотносятся следующие:1.
Исследование истории аксиологии и её критический анализ.2. Определение сущности и специфики моральных ценностей,исследование их важнейших свойств.3. Выявление содержания моральных ценностей.4. Анализ зла и греха.5. Исследование структуры системы моральных ценностей и еёосновных принципов.6. Анализважнейшихформипроблемсуществованияположительных ценностей добра и отрицательных ценностей зла.7. Исследование системы моральных ценностей, интенциональносвязанных с важнейшими сферами бытия.8. Нравственно-аксиологическая оценка некоторых актуальныхпроблем современной жизни общества, имеющих отношение к темеисследования.Методологическая и теоретическая база исследования.Методологической основой диссертационного исследования являетсяширокий междисциплинарный синтез работ по философии, аксиологии,социологии, теологии, стремление комплексно рассмотреть сложный имногоаспектный феномен моральных ценностей как таковых.Решение задач, сформулированных в диссертации, заставляет наскритически использовать аргументацию разных концепций и подходов,выделив их сильные и слабые стороны.
Особое внимание уделяетсяфеноменологическому анализу ценностей, идеалреалистическому исубъектно-объектному подходам к ценностям. В работе развиваетсяконцепцияценностей,которуюможноохарактеризоватькакреалистическую. С нашей точки зрения, ценность есть специфическоеобъективное качество реальных объектов и субъектов. Мораль, с этойточки зрения, включает в себя целую систему определённых ценностей,специфический ценностный «срез» бытия, который отличается своейструктурой, определённой автономией, собственной логикой развития.Этиположенияиспользовалосьнамикакоснованиядля9методологического принципа системности при исследования моральныхценностей.Задействованные в диссертации теоретические источники можноразбить на несколько блоков.Во-первых, к ним относятся работысоветских и российских этиков С.Ф Анисимова, Р.Г.
Апресяна, Л.М.Архангельского, В.И. Бакштановского, В.А. Блюмкина, Л.Б. Волченко,В.Т. Ганжина, Н.А. Головко, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, Е.Л.Дубко, В.Т. Ефимова, В.Г. Иванова, Б.Г. Капустина, Л.В. Коноваловой,Т.А.Кузьминой,А.В.Максимова,Б.О.Николаичева,Р.В.Петропавловского, Т.И. Пороховской, А.В. Разина, Ф.А. Селиванова, А.П.Скрипник, Ю.М. Смоленцева, Ю.В. Согомонова, А.И. Титаренко, В.А.Титова, О.П. Целиковой, К.А. Шварцман, В.Н.
Шердакова, А.Ф. Шишкинаи др.Во-вторых, важное значение автор придавал изучению трудовсоветских, российских и зарубежных философов, посвящённыхаксиологии и моральным ценностям. В этой связи в диссертациииспользованы работы, помимо тех авторов, которые уже указаны выше, В.Брожика, Н.Н. Бубнова, О.В. Василенко, В. Виндельбанда, М. Вебера,К. Войтылы, Г.П. Выжлецова, Н. Гартмана, В.В. Гречаного, М.В.Дёмина, А.Г. Здравомыслова, В.Д.
Конюхова, Н.О. Лосского, К.С. Льюиса,И.В. Малышева, Дж. Мура, В.В. Мшвениерадзе, И.С. Нарского, Ф. Ницше,М. Оссовской, К. Поппера, С.И. Попова, Г. Риккерта, Дж. Ролза, В.И.Сагатовского, В.М. Соколова, В.С. Стёпина, Л.И. Столовича, В.П.Тугаринова, М. Шелера и др.В-третьих, в диссертации автор постоянно обращался к историкоэтическому наследию, главным образом к сочинениям и идеям Платона,Аристотеля, Т. Гоббса, Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, И. Канта, П.А.Кропоткина, С. Кьеркегора, Г. Лейбница, В.Н. Лосского, В.И. Ленина,К.С. Льюиса, Н. Макиавелли, К.
Маркса, Д.И. Мережковского, В.С.Соловьёва, Б.Спинозы, Л.Н. Толстого, М. Хайдеггера, А.С. Хомякова,П.Я. Чаадаева, Б.Н. Чичерина, П.Д. Юркевича, П.А. Флоренского, А.Швейцера и др.Четвёртую группу источников составили критически осмысленныеработы теологов о сущности ценностей, о содержании моральныхценностей, о диалектике добра и зла. Это, прежде всего, труды ДионисияАреопагита, Григория Богослова, Игнатия Брянчанинова, К. Войтылы, Э.Жильсона, Тихона Задонского, Феофана Затворника, А. Кураева, Ж.Маритена,Иоанна Лествичника, А. Меня, Л.А. Успенского,Г.Флоровского и др.Пятая группа источников объединяет работы советских, российскихи зарубежных социологов, психологов, юристов, культурологов,экономистов и представителей других наук, затрагивающих и10исследующих тему ценностей. Среди авторов данного круга следуетвыделить С.С.