Диссертация (Педагогическая диагностика конфликтного поведения студентов средней профессиональной школы), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Педагогическая диагностика конфликтного поведения студентов средней профессиональной школы". PDF-файл из архива "Педагогическая диагностика конфликтного поведения студентов средней профессиональной школы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Именно совместное действие или когерентное поведение элементов неравновесныхструктур и является тем феноменом, который характеризует процессы самоорганизации. Он утверждает, что самоорганизующее начало свойственно ипроцессу воспитания. Точнее говоря, с одной стороны, воспитание – это нелинейный и неравновесный процесс, а с другой – воспитанию свойственносамоорганизующее начало. Казалось бы на лицо два взаимоисключающихпроцесса.
Один порождает хаос, а второй – восстанавливает гармонию, устойчивость, целостность, придаёт динамичность системе [250, с.105]. Но этотолько на первый взгляд.В данной теории выделяются следующие уровни структурной организации личности: сознательный или системно-функционально-ролевой («интегративное-Я»), предсознательный («идеальное-Я», «актуальное-Я»), индивидуально-бессознательный, коллективно-бессознательный [см. рис.1]. Такоепереплетение различных подструктур, по мнению автора, на первый взглядпорождает представление о господстве случайности и хаотичности в развитии и становлении личности.
Но внимательный анализ обнаруживает то, чтокаждая подструктура в отдельности, а, следовательно, и вместе выполняют31одну из самых важных функций в развитии личности – самоорганизации, тоесть преобладания организованности, самоорганизованности, упорядоченности над хаотичными, ситуационными изменениями, без которых невозможнажизнь и деятельность человека [250, с.105]. Самоорганизация – это резульРисунок 1 – Синергетическая структурная модель личностиВнешняя средаВнешняя средаКБ – коллективное бессознательноетат взаимодействия процессов воспитания и самовоспитания, которые активизируют деятельность всех подструктур личности.
Обращение к этой теории в данном исследовании обусловлено тем, что она рассматривает человеческую личность как уникальное единство филогенеза и онтогенеза, сознательного и бессознательного, психического и социального, даёт целостноепредставление о структуре личности и её воспитании, позволяет системнохарактеризовать личность как в норме, так и в отклонении от нормы, расширяет возможности педагогической диагностики причин конфликтного поведения личности не только на уровне сознания, но и подсознания.Первая подструктура включает в себя коллективное бессознательное. Согласно синергетической теории воспитания личности, коллективное32бессознательное наполнено первообразами, представляющими собой глубинную структуру психики человека. Это символические образы, на основекоторых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.Коллективное бессознательное является составной частью генома человеческого рода.
Это коллективный разум, опыт конкретного человеческогорода, передающийся от поколения к поколению [250, с.107–117].Вторая подструктура включает в себя индивидуальное бессознательное. В этой теории доказывается, что индивидуальному бессознательному присущи характерные особенности коллективного разума, опыта человеческого рода. Индивидуальное бессознательное ничто иное, как одна из формреализации личностью той части (задатков и способностей) из огромногопотенциала, хранящегося в коллективном бессознательном человеческогорода. Оно наполнено инстинктами, влечениями, стремлениями, переживаниями, страстями, которые ждут своего момента, чтобы вырваться на поверхность и заявить о себе, реализовать себя в той или иной форме [250,с.117–123].Третья подструктура включает в себя «идеальное-Я». Эта теориядоказывает, что «идеальное-Я» является самым ценным образованием в синертетической структуре личности.
Природа происхождения «идеального-Я»двойственна: с одной стороны, оно порождается индивидуальным бессознательным, а с другой стороны, влиянием окружающей среды. Данная подструктура личности есть ничто иное, как многофункциональное, системноролевое образование. Многофункциональный характер «идеального-Я» проявляется в формировании у индивида ориентировочной основы поведения идеятельности. Системно-ролевой характер «идеального-Я» выражается в том,что оно вживается, вращивается во всё многообразие социальных ролей, которые осваивает и выполняет личность в течение всей своей жизни.
Выполняя социальные роли, личность всегда нуждается в системном ориентирова-33нии, в овладении функциями самосовершенствования и саморегуляции [250,с.123–143].Четвертая подструктура включает в себя «актуальное-Я». В синергетической теории воспитания личности утверждается, что «актуальное-Я»есть инстанция, которая контролирует, анализирует, оценивает, координирует и корректирует, волнуется и переживает за результаты деятельности индивида.
Оно глубоко проникает как в «идеальное-Я», индивидуальное бессознательное, так и в «интегративное-Я». Данное структурное образование постоянно сравнивает поведение индивида с неким внутренним эталоном, образцом и стремится сблизить «интегративное-Я» с ним.
Этим эталоном является «идеальное-Я». Причём, как «идеальное-Я» так и «интегративное-Я» системно-ролевые образования, роль посредника между которыми выполняет«актуальное-Я». Когда поступки индивида совпадают с образом, хранящимсяв «идеальном-Я», он испытывает чувства радости, удовлетворения, наслаждения, восхищения. Расхождение же переживается остро и мучительно [250,с.143–148].Пятая подструктура включает в себя «интегративное-Я».
В этойтеории «интергативное-Я» рассматривается как сознательное и деятельноеначало в структуре личности. Это системно-функционально-ролевое образование личности. Оно вбирает в себя систему ценностных ориентаций личности. Эта подструктура, есть органическое единство и целостность двух взаимосвязанных, взаимообусловленных процессов: формирование системы ценностных ориентаций личности и ориентировочной основы её поведения в ситуациях выбора типа поведения.Сущность формирования системы ценностных ориентаций личностизаключается в том, что личность должна овладеть системой социальных ролей, с которыми связаны соответствующие ценности. В дальнейшем, из всегомногообразия социальных ценностей выкристаллизовываются доминирующие, ярко выраженные ценности, присущие в различных сочетаниях всемлюдям.
Эти ценности, превращаясь в отдельно взятые образы, в совокупно-34сти образуют символы, которые становятся главными элементами в формировании «идеального-Я» [250, с.148–156].С другой стороны, формирование ориентировочной основы поведенияличности, подразумевает овладение ею системой функций (самодиагностики,целевой самоориентации, самопроектирования, самоорганизации, психической саморегуляции, самокоммуникации, самоформирования, самоконтроляи самооценки, самокоррекции и самокоординации, самосовершенствования),являющихся внутренним атрибутом существования личности, развивающихеё способности ориентироваться в различных ситуациях.Важно подчеркнуть, что формирование системы ценностных ориентаций личности и ориентировочной основы её поведения – это два взаимосвязанных, взаимообусловленных процесса.
Эта взаимосвязь проявляется в том,что целью самовоспитания личности является овладение человековедческойкультурой, которая заключается в мере совершенства освоения и выполнениясистемы социальных ролей и в реализации объективных функций, необходимых для такого освоения и выполнения. Овладев такой культурой, человекобретает социальную и индивидуальную дееспособность, становится гармонически развитой личностью.Таким образом, синергетическая теория воспитания личности даёт целостное представление педагогу о структуре личности, о процессе её воспитания, и как частный случай, о педагогической диагностике конфликтного поведения личности студента.1.2. Синергетическая концепция педагогической диагностикистудентовВ настоящее время педагогическая диагностика рассматривается каксоставной компонент профессиональной деятельности педагога.
Выявлениееё сущности, содержания, методов, особенностей и условий на современномэтапе является одним из важнейших направлений совершенствования воспитательной работы во всех типах школ.35Развитие теории и совершенствование практики педагогической диагностики в системе среднего профессионального образования в целом и, в частности, конфликтного поведения студентов, на сегодняшний день являетсяактуальной научно-педагогической и практической задачей в связи с возрастанием современных требований к профессиональным и личностным качествам выпускников средней профессиональной школы.В отечественной педагогической литературе понятие «педагогическаядиагностика» в полной мере стало предметом исследования таких учёных,как В.С.
Аванесов [1], А.С. Белкин [40], А.И. Кочетов [165], В.В. Беликова[38] и др. Так, в представлении В.С. Аванесова, педагогическая диагностика– это система специфической деятельности педагогов и педагогических коллективов, нацеленная на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения.