Фахрутдинова А.З. - Коммуникации в управлении, страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Фахрутдинова А.З. - Коммуникации в управлении", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "стратегический менеджмент" из 10 семестр (2 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "стратегический менеджмент технологий и инноваций" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
В знаменитых сократовских диалогахкоммуникация предстает как средство эвристики и трансформации сознания.Именно в диалоге Сократ критически анализирует значение таких обыденныхи широко употребляемых понятий, как «мужество», «красота»,«справедливость» и др., и выходит на их новый уровень понимания.Средством анализа этих понятий и, одновременно социальной жизни,является рефлексия, которая может, как и истина, появляется только вдиалоге, в коммуникации.; Исходные принципы сократовского метода используются в современных исследованиях,связанных с необходимостью критического пересмотра традиционных и поиска нетривиальныхподходов к решению какой-либо проблемы. Так, именно рефлексивный диалог становитсякраеугольным камнем такой методологии поиска и принятия решения как оргдеятельностныеигры (ОДИ), разработанные в России под руководством Г.П.Щедровицкого.Систематизировал философию общения Аристотель.
В его трактатах«Аналитика», «Топики», «Риторика» рассмотрены такие аспекты речевогообщения как логика и аргументация, теория красноречия, опровержения икритики. Эти исследования легли в основу современных технологий иметодик речевого общения.В средние века рассмотрение коммуникации принимает форму пониманияБога и слова Бога, зафиксированного в священных текстах. ИстолкованиемБиблии занимается герменевтика — теория и практика истолкования ипонимания текстов, возникшая еще в древне-греческой философии ифилологии. Особое значение герменевтика как искусство истиннойинтерпретации священных текстов приобретает для протестантских теологовв их полемике с католическими богословами, считавшими невозможнымправильное истолкование.
Решая сугубо теологические задачи, герменевтикиобнаруживает реальные закономерности понимания текстов, внутреннего ивнешнего диалога. Эти результаты способствуют сохранению интереса кгерменевтике в эпоху Возрождения в связи с задачами перевода памятниковпрошлой античной культуры на язык живой, современной культуры. «Новоерождение» герменевтика получает в XIX (Ф.Шлейермахер) и, особенно, в XXв.в. в связи с задачей понимания чужой индивидуальности, «Другого» вообще(современный этап развития герменевтики будет рассмотрен ниже).Рассматривая эпоху Возрождения невозможно не упомянуть имя создателяпервых технологий управленческих и политических коммуникаций,«политтехнолога» эпохи Возрождения, Н.Макиавелли. Славу самогоциничного философа он заслужил тем, что беспристрастно, находясь «по тусторону морали», описывал современные эффективные методы и приемыудержания политической власти.; Один из главных выводов, востребованных современным политическим и общимменеджментом, — это вывод об универсальности личности государя.
Если правитель хочетдобиться успеха — он должен отказаться от своих личных качеств, научиться управлять ими ипроявлять те из них, которые адекватны ситуации. Государь должен быть ни жестоким, нидобрым, ни хитрым, ни простодушным — он должен быть «всяким» и проявлять то жестокость,то доброту, то хитрость, то простодушие — в зависимости от ситуации. Данный выводинтерпретируется в современном менеджменте как тезис о необходимости владениямножеством стилей управления и представлении о самоуправлении как предпосылкеуспешного управления людьми2.Характеризуя современную ситуацию в философских исследованияхкоммуникаций, можно говорить, как минимум, о двух подходах к ееизучения: собственно философском (экзистенциально-феноменологическойпарадигме3) и общеметодологическом, ориентированном на построениеметатеории коммуникации4.Экзистенциально-феноменологическая парадигма господствует в Европе,начиная с XIX в.
Основой для ее возникновения послужили, в частности,воззрения Л.Фейербаха на существо отношений между «Я» и «Ты». Всоответствии с ними реальность раскрывается перед человеком только вовзаимодействии «Я» и «Ты».Специальным предметом философского рассмотрения, коммуникациястановится в немецкой герменевтической философии, продолжающейисследование структуры и сущности коммуникативного акта. КонцепцияМакиавелли, маркетинг и менеджмент. – СПб.: Питер, 2004. – 272 с.См., например: Резаев А.В.
Парадигмы общения: взгляд с позиций социальной философии. – СПб, 1993.4Cоколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. - СПб. - 2002.- 543 с.23человеческого бытия как межличностного общения была разработанаФ.Шлейермахером, понимавшим процесс соотнесения сознания индивида ссознанием «другого» как основу формирования личности.
Пониманиечеловека человеком оказывается у него, таким образом, условиемвзаимодействия людей и, в конечном итоге, самого существования общества.В работах Ф.Шлейермахера появляется проблема понимания в широкомсмысле — как проблема понимания чужой индивидуальности.
Возможностьпостижения «другого» осознается как одна из самых глубоких теоретикопознавательных проблем В.Дильтеем, продолжившим разработкугерменевтической проблематики. В работах этих двух авторов формируютсядва основных тезиса герменевтики: идея о неповторимости, уникальностичеловеческой индивидуальности и тезис о невозможности постижения вчужом сознании того, что не присутствует в сознании познающего субъекта.Взаимоисключающий характер этих двух положений фиксируется какпроблема герменевтического круга. Этот парадокс частично разрешаетсяМ.Шелером, преодолевшим психологизм в вопросе о взаимопонимании двухиндивидов и показавшим значение процессов социализации и обучения встановлении личности.
Именно за счет этих процессов в каждом индивиде«внутренне присутствует общество» (М.Шелер), служащее неким «третьим»элементом, объединяющим «Я» и «Ты».Можно сказать, что в современной философии происходит«коммуникативный поворот». На изучение коммуникаций ориентированытакие представители различных философских школ и направлений:••••••••Аналитическая философия (философия анализа языка илилингвистическая философия) — Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Дж. Мур,Дж. Остин, У. Куайн.Философская герменевтика — Г.
Г. Гадамер, Э. Бетти, П. Рикёр, Л.Парейсон, Дж. Ваттимо.Экзистенциализм — К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, Г.Марсель.Диалогический персонализм — М. Бубер, Э. ЛевинасСтруктурализм: лингвистический структурализм (Н. Трубецкой, Р.Якобсон); антропологический структурализм (К. Леви-Стросс, Л.Леви-Брюль); структурализм истории, «археология знания»,раскрывающая механизм социальной памяти (М.
Фуко);бессознательное, структурированное как язык (Ж. Лакан).Эпистемология (учение о научном познании) — теория научныхреволюции (Т.Кун), критический рационализм К.Поппера.Теория символических форм Э. Кассирера, сводящая философиюкультуры к философии символизма; также семиотические разработкиЧ. Морриса.Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.Рассмотрим два наиболее характерных направления: экзистенциализм итеорию коммуникативного действия Ю.Хабермаса.Экзистенциализм ориентирован на рассмотрение проблем межличностногообщения. В работах наиболее ярких представителей этого направленияфиксируется драматический, а подчас и трагический характермежличностных отношений современных людей.
О «коммуникационномкризисе» говорят Ж.П.Сартра («ад — это другие»), Г.Марсель («человек избарака» как символ оборванных социальных связей, «заброшенности»человека ХХ века), американские социологи Д.Рисман («Одинокая толпа») иР.Мэй («Одиночество и тревога современного человека»). Особымпессимизмом проникнуты философские и литературные произведенияЖ.П.Сартра. Он в полное мере фиксирует все проблемы понимания ивзаимодействия людей, связанные с неизбывным одиночеством и«заброшенностью» человека, являющихся оборотной стороной егоэкзистенциальной свободы.
Это и конфликт между «свободными выборами»свободных людей, и противодействие «проектов завоевания свободы«другого» любящих друг друга людей («Любовь, язык и мазохизм»), ибезвыходность людей, обреченных на общение («За закрытыми дверями»).Несколько иное развитие исходной проблемы находим мы в концепции«экзистенциальной коммуникации» К.Ясперса. Ясперс строит общую теориюкоммуникации. В соответствии с ней, первый уровень коммуникацииобусловлен необходимостью выживания, удовлетворения потребностейиндивида, его стремлением избегать страданий и получать удовольствия.Второй уровень коммуникации — это уровень «сознания вообще».
Связьлюдей на уровне «сознания вообще» осуществляется на базе законов, которыепризнаются справедливыми: это социальные законы, зафиксированные вправе и законы природы и общества, зафиксированные в научных законах.Следующий уровень — коммуникации на уровне «духа», т.е. коммуникациялюдей как представителей различных социальных общностей: наций,государств, классов, малых групп. Описав три типа социальныхвзаимодействий, Ясперс делает вывод, что каждый из них вполне правомерен,однако, видит свою задачу в том, чтобы воспрепятствовать абсолютизациилюбого из этих уровней.
Все три уровня не затрагивают самого глубинногоядра человеческой личности, экзистенции.; Только в экзистенциальной коммуникации человек может обнаружить свою подлиннуюсущность. В отличие от общественных отношений экзистенциальная коммуникация означаетвнутренне свободно избранную связь людей, риск и любящую борьбу. Она обретаетсячеловеком только в результате предварительного сосредоточения в себе. Человек не можетстать самим собой, не вступив в общение, но он также не может вступить в этоэкзистенциальное общение, не побывав в одиночестве. Таким образом, возможна только«прерывная коммуникация», поскольку нет абсолютного единения человека с другимчеловеком и с трансценденцией.Теория коммуникативного действия Ю.