Халин К.Е. - Шпаргалка по истории политических и правовых учений, страница 10
Описание файла
PDF-файл из архива "Халин К.Е. - Шпаргалка по истории политических и правовых учений", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политология" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "политология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Они вправе ограничитьэгоизм своих работодателей, но не более того.Не стоит уравнивать всех людей, это - варварство.По природе люди неравны между собой. На этом основании Дюги отвергает опыт революций. Собственность он трактует не как право, а как социальную функцию. Именно поэтому буржуазия выполняет важнуюроль - роль собственника.В отрицании субъективного права Дюги доходит дообъявления человека лишь частицей социальногоорганизма.
Человек - винтик огромной социальноймашины.Голосование в парламенте, по Дюги, ни в коей мерене отражает сути общей воли. Даже парламент нестоль могущественен, сколько власть исполнительная. Между тем общество движется к состоянию отсутствия господствующего класса. По Дюги, будетреализовываться равновесие интересов всех социальных групп по принципу солидарности. Большуюроль здесь играют уже разработанные в то время законы в области образования, здравоохранения, охраны труда и т.
д.28. НЕОТОМИЗМ: НОВОЕ ВИДЕНИЕТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА29. ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ:ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙНаиболее последовательно и полно в XX в. теорияГарольд Ласки (1893-1950) - британский полиестественного права разрабатывалась в рамках неото- тический деятель и идеолог лейбористской партии.мизма. Неотомисты (Ж. Маритен, В.
Катрайн, И. Месс- Он разрабатывал концепцию плюралистической демонер) возводят свое понимание естественного закона кратии.к философии Фомы Аквинского.Он позитивно рассматривал роль Реформации в обОдин из известных представителей неотомизма - новлении политических институтов. В результате секуЖак Маритен (1882-1973).
Он строит свою концеп- ляризации произошла централизация власти в рукахцию на синтезе религиозных представлений и науч- светских органов. В процессе развития капиталистических отношений формировался и институт бюрокраных достижений XX в.Власть принадлежит народу, но ее источник, по тии. Она выполняла роль иерархической системыМаритену, в Боге.
Он - источник естественного пра- управления. Но власть служит именно интересамва. Бог находится вне морального долга перед людь- собственников средств производства. В таких случаяхвласть трудящихся фактически является фикцией. Ведьми. Он обладает высшим суверенитетом.Маритен негативно оценивает культурные и политико- они не влияют на принятие политических решений.правовые достижения эпохи Нового времени. Так, Фрэн- Поэтому Ласки критикует капитализм - он ущемляетсие Бэкон и Джон Локк стремятся воспитать в человеке свободу.презрение к нравственным устоям и поощряют стяжаПодлинную демократизацию общества Ласки святельство.зывал с дальнейшим развитием промышленности.Маритен четко разводит понятия божественной свобо- Его результатом явится передача государством функды и свободы человеческой.
Последняя есть необходи- ций управления производством трудящимся. Ласкимое условия формирование личности. Она реализуется выдвигает проект «плюралистического государства».в рамках социальных и политических институтов. Мари- Он подразумевает не только существование территен провозглашает примат божественных ценностей над ториальных органов власти. Этот проект опираетсячеловеческими. Он выдвигает концепцию интегрального на активное участие в них профсоюзных организагуманизма. Она рассматривает человека как целостное ций.
Можно избежать чрезмерной централизациисущество, единство природного и сверхприродного бы- власти. Она будет рассредоточена по различнымтия. Свобода человека предопределена божественным организационным структурам, выражающим интерепровидением. Он видит благо человека не в материаль- сы разных социальных групп.ном достатке, а в его духовной сфере. В жизни человекаЛаски критикует предшествующие политико-праводолжно находиться место не только человеческим, но вые доктрины. Он отмечает, что они слишком большоеи божественным ценностям.
Трагичность современных место в обществе отводят государству. Каждой оргаразвитых обществ - в забвении божественных ценно- н и з а ц и и государство стремится навязать свое право.30. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯXX В. НОРМАТИВИЗМ X. КЕЛЬЗЕНААмериканский юрист Роско Паунд (1870-1964)опирался на прагматизм (влиятельное направлениев американской философии). Для прагматизма ценность мышления обусловлена его действенностью.В юриспруденции этот принцип проявлялся в переходе от анализа книжного права к анализу права с точки зрения того, как оно действует. Юриспруденциядолжна демонстрировать, как действует закон. Следуетанализировать, как закон определяет повседневноеповедение людей.Систему правовых норм Паунд рассматривает какформу социального контроля.
На заре человечестванормы права были слиты с моральными и религиозными установлениями. Отделение от них права начинается только с формированием сильной государственнойвласти в период разложения феодализма. В развитоминдустриальном обществе оно становится главным инструментом социального контроля.В современной праюаой системе он 1ыделяет три стороны:1) право как порядок и способ управления социальными процессами с помощью силы (источник силы государство);2) право как процесс администрирования и судопроизводства;3) официальные правовые документы (ими руководствуются при отправлении правосудия и принятииуправленческий решений).Для Паунда важна не сущность права, а его цель и назначение. Поэтому особенно важно при разработке правовых норм учитывать цель закона.
Важны также его единство и непротиворечивость другим законам. Только этопозволит объединить цели и интересы всех членов общества.Право - основной регулятор социальных отношений. Оно служит солидаризации членов общества,устраняет между ними конфликты и разногласия.
Правотворчество сродни социальной инженерии.Нормативизм берет свой исток в политико-правовых учениях позитивистов. Нормативизм обогатил своесодержание достижениями социологии, психологиии философии. Его родоначальник - австрийскийюрист Ханс Кельзен (1881-1973).Он вводит термин «чистая теория права». Это политико-правовая теория, из которой удалены не присущие юридической науке элементы. Он подвергаеткритике современных ему исследователей. По Кельзену, они уделяют излишнее внимание проблемамсоциологии, психологии и т.
д. Задача юридическойнауки состоит в исследовании самого содержанияправа, его специфики. Необходимо очистить юриспруденцию от заимствованных методов.Кельзен предполагал очистить юридические наукии от идеологически оценочного пафоса. Истиннаянаука по своему характеру относительна. Она признает плюрализм идеологий и отрицает превосходствоодной из них.Право - это совокупность норм.
Их осуществлениебазируется на принуждении. При этом право стоитвыше государства: оно возникло раньше его. Толькопри определенном минимуме права в обществе может возникнуть государство.Право нормативизм представляет как динамичныйи эффективно функционирующий правопорядок. Закон это не просто принятая органами государственной власти норма. Это само воплощение ее на практике. Процесс толкования закона тоже есть законотворчество.Любое государство базируется на праве. Правовыми с этой точки зрения считаются и тоталитарныегосударства.Иначе он представляет себе и правовое государство.Для реализации этого идеала государство должно датьлюдям целый ряд социальных гарантий.
Это прожиточный минимум, свобода общественных объединенийи прямых социальных действий.По иному представления о плюралистическом государстве рассматриваются в политико-правовых концепцияхнеолиберального толка. Французский социолог и юристМорис Ориу (1856-1929) полагал следующее. Общество представляет собой сложный механизм.
Оно состоит из социальных организаций и институтов. Организациястановится институтом, когда люди начинают осознаватьединство целей и интересов.Институты существуют согласно правовым нормам,оформляющим цели данных институтов. Государствостроит свои действие на идее общности нации, осуществляет защиту частной собственности.По Ориу, существует два вида институтов:1)вещные (их составляют нормы права);2) корпоративные (торговые и профсоюзные организации, само государство).Вещные институты существуют вне организацийи призваны регулировать отношения между ними.Корпоративные выполняют по отношению к коллективам людей структурирующую функцию.
Именно корпоративные институты представляют собой основу капиталистического строя. Ориу выступает ярым сторонникомчастного предпринимательства. В системе рыночныхотношений он придерживается идеи о приоритете индивидуальности над социальными группами и государством. Противодействие социальных групп индивидуальной инициативе сознает необходимый обществубаланс сил. Ориу отстаивает право государства на вмешательство в экономическую сферу.
Но необходимо наличие противовесов государственной власти.стей. Интегральный гуманизм Маритена - светскийпроект христианства.Маритен выдвигает типологию прав человека:1) фундаментальные (право на жизнь и свободу, собственность и счастье, право на заключение брака). Они присущи человеку изначально и имеют статус абсолютной ценности;2) политические включают в себя права гражданина:участие в политике, осуществление свободы слова, реализацию юридической защиты своих прав.Реализация политических прав с помощью церквиприведет к установлению христианской демократии;3) социальные включают в себя права трудящихся насправедливую заработную плату, объединения в профсоюзы, социальную поддержку (в виде пенсий, пособий по безработице и болезни), участие в управлениипредприятием.Учение Маритена идейно подготовило разработку Всеобщей декларации прав человека.