Диссертация (Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья". PDF-файл из архива "Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Существует тесная взаимосвязь между социально-психологическимифеноменами межэтнического взаимодействия этносов по следующей схеме:этническая идентификация – этническая идентичность – этническая толерантность – этническое самосознание – локально-территориальнаяментальность – территориально-государственное сознание, что в целомобразует аккумулирующий данные субстанции феномен – этническое самосознание (в широком смысле данного термина), или этнонациональное сознание.3. Этнонациональное сознание является важной составляющей полямежэтнического и межкультурного взаимодействия, формирующего всероссийское жизненное пространство.
Именно этнокультурное жизненное пространство аккумулирует коммуникационные локально-территориальные поляизучаемого феномена, определяемые широким спектром социально-психологических факторов. Структура поля межэтнического и межкультурноговзаимодействия определяет вид этнической толерантности.4. Одной из основных детерминант формирования и развития этнического самосознания и толерантности выступают этнофункциональныепроцессы идентичности, которые базируются на уникальном отношениисубъекта к своеобразию этнокультурного мира.
Наряду с этим этническаяидентичность, самосознание и толерантность определяются не только национальной принадлежностью человека, но в неменьшей степени возрастным,пространственным (тип поселения), социально-профессиональным, гендерным и территориально-административным факторами.5. В целом межэтническая и межкультурная ситуация в СреднемПоволжье не достигает опасного уровня конфликтогенности среди людейразличных наций, не стимулирует в их среде состояние фрустрации, со17циально-психологической агрессивности ни по отношеню к титульной илидоминантной нации, ни по отношению к другим этносам.
Именно поэтомуможно наблюдать сбалансированное развитие двух противоположно направленных и взаимодополняющих социально-психологических тенденций:1) к интеграции всех наций и народов в российскую нацию; 2) к сохранениюи развитию этносами региона своей культурной самобытности.6.Структуру разнообразных этнокультурных образований формируетединая коммуникативная стратегия, которая определяет степень эффективности межличностных и межгрупповых контактов. В их основе –этнокультурные ценности как индивидуального, так и общеэтническогохарактера. Вектор направленности коммуникации определяет соответствующий вид толерантности.
Социально-психологическими детерминантамиформирования толерантности у населения Поволжья в условиях некоторойсоциальной нестабильности региона являются возрастающий уровеньполиэтнического состава населения (широкая социальная среда межэтнического и межкультурного взаимодействия); расширение межкультурнойкомпетентности волжан как неотъемлемой части адекватного социальногопознания мира; преобладающая ориентация этносов «на мир людей», то естьна социальную коммуникацию.7. Процесс адаптации вынужденных мигрантов к новым социальнопсихологичеким условиям проживания, характеризующимся своеобразиемэтногенеза местного населения, сопряжен с определением соответствующейстратегии поведения, наиболее эффективной из которых является формаинтеграции.8.
Опыт проживания в инокультурной и (или) полиэтничной средеизменяет содержание национального (этнонационального) сознания и этнического самосознания в сторону его большей открытости, толерантности исоответствия универсальным ценностям. У этносов, составляющих этническое меньшинство в исследуемых регионах Среднего Поволжья, отмечаетсятенденция к идентификации с доминантной (или титульной) нацией. Ти18тульный и (или) доминантный этнос, как правило, обладает высоким уровнемэтнической толерантности, позитивным типом этнической идентичности, аследовательно, более совершенным видом этнонационального сознания иэтнического самосознания. Уровни национального сознания, этническогосамосознания и толерантности взамосвязаны и взаимоопределяемы. Этнонациональное сознание и этническое самосознание, основанные на позитивной этнической идентичности, имеют наивысший уровень своего развития, что формирует наиболее адекватный вид толерантного поведения.
Типэтнической идентичности, вид этнической толерантности, а в целом уровеньнационального сознания и этнического самосознания доминантной и (или)титульной нации определяется, прежде всего, территориально-административным и пространственным (тип поселения) факторами.9. В результате многовекового всестороннего взаимодействия нацийСреднего Поволжья, обладающих своеобразной спецификой этногенеза, этническая идентичность населения изучаемого региона в большей степени,чем населения остальных регионов Европейской России, имеет тенденцию ктрансформации, уступая место личностным идентичностям, то есть ментальности.Теоретическая и методологическая основа исследованияМетодической основой работы являются общенаучные методологические принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности,фундаментальные принципы изучения человека как субъекта деятельности.В процессе исследования национального сознания и этнического самосознания населения Среднего Поволжья мы использовали как научнотеоретические концепции и теории, так и конкретные результаты исследований.
При разработке социально-психологического подхода к исследованиюобозначенных выше феноменов в конкретно-исторических условиях общественного развития в диссертационном исследовании использовались следу-19ющие концепции, теоретические положения и отдельные результаты исследований:– положения о единстве личности и общества, активном характере ихвзаимодействия (Б.Г. Ананьев, Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);– концептуальные положения о развитии личности на разных этапахонтогенеза (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн);– культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и его последователей (А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, В.П. Зинченко, А.В. Петровского и др.);– основные положения теории развития самосознания личности (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, И.С. Кон, В.В. Столин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович,В.П. Зинченко, И.И. Чеснокова, А.В. Захарова, А.И.
Липкина);– методологические принципы системности и комплексности в психологических исследованиях (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров и др.);– современные подходы к определению идентификации как механизмаразвития личности (Н.И. Алексеева, А.В. Буров, Т.П. Гаврилова, Е.М. Дубовская, Т.И. Комиссаренко, Р.Л. Кричевский, Т.А. Моджарова, В.А.
Рахматшева, А.П. Соприков);– научно-теоретические подходы, разработанные отечественными исследователями в области психологии личности и социальной психологии(В.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, А.И. Донцов, А.Л. Журавлев,А.А. Леонтьев, Р.С. Немов, В.Ф. Петренко, В.А. Петровский, Б.Ф. Поршнев,В.В. Столин, П.Н. Шихирев и др.);– теоретико-методологические подходы к определению этническойидентичности (Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева);– теоретические подходы к определению позитивной этнической идентичности (Г.У. Солдатова, Н.М.
Лебедева);20– теоретические подходы к определению содержания, методов исредств поликультурного образования (О.В. Аракелян, Г.Д. Дмитриев);– концептуальные умозаключения, принятые в отечественной этнопсихологии и этнологии (Ю.В. Арутюнян, Н.М. Лебедева, Л.М. Дробижева,Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.А. Тишков и др.);– информационная теория этноса, рассматривающая факторы неопределенности и хаотичности в социокультурной трансляции и связанные с этимпроблемы адаптации сознания (О. Тоффлер);– представления об этническом самосознании (Б.Ф. Поршнев, Ю.В. Хотинец, И.М. Юсупов);– научные идеи о возрастающей роли образа как составной части процесса адекватного социального познания мира в условиях социальной нестабильности (Г.М.
Андреева) и как важного психического регулятора социальных отношений личности, группы, общества (П.Н. Шихирев);– положения теории межгруппового взаимодействия (В.С. Агеев,Г.М. Андреева);– теоретические положения группового сознания (Г.В. Акопов);– теоретико-методологические подходы к исследованию историческойпсихологии российского сознания (Г.В. Акопов, В.А. Шкуратов);– концептуальные идеи формирования ментальности российской провинции (Г.В. Акопов, Т.К.
Рулина, В.В. Шарапов);– научно-теоретические исследования городской ментальности(Г.В. Акопов, Т.В. Иванова);– выводы этнопсихологов о взаимосвязи позитивной этническойидентичности и этнической толерантности (Н.И. Лебедева, Г.У. Солдатова);– данные научно-практических этнопсихологических и этносоциологических исследований (А.Д. Коростелев, С.С. Савоскул, Л.В. Остапенко,А.О. Бороноев, В.П. Левкович, В.П.
Павленко, С.В. Рыжова, Т.Г. Стефаненко, А.В. Сухарев, В.Ю. Хотинец, И.М. Юсупов и др.);21– данные эмпирических наблюдений психологической адаптациивынужденных мигрантов к новым социальным условиям (В.В. Гриценко,А.А. Налчаджян, Н.Н. Мельникова и др.).Существенное значение в формировании методологии нашего диссертационного исследования имели:а) теоретико-концептуальная идея самоактуализации А. Маслоу, задействованная в плане интерпретации специфики мотивов миграционных иадаптационных процессов в среде вынужденных мигрантов;б) разработанная научным потенциалом лаборатории экономической исоциальной психологии ИП РАН системно-уровневая концепция, весьма актуальная при анализе особенностей социально-психологической адаптациимигрантов (М.И.
Бобнева, В.Н. Безносикова, А.Л. Журавлев, О.И. Зотова,Л.В. Ключникова, И.К. Кряжева, В.П. Позняков, С.Н. Пустовалов, Е.В. Таранов, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова и др.);в) научно-теоретическая концепция «стресс-аккультурации» Дж. Берри;г) теория социальной идентичности Г. Тэжфела и Дж. Тернера применительно к анализу особенностей взаимодействия представителей различныхэтносов на групповом и индивидуальном уровнях.Основываясь на указанных выше парадигмах в обосновании научно-теоретического подхода к исследованию национального сознания и этнического самосознания, межэтнического и межкультурного взаимодействия, адаптпции того или иного этноса к новой социально-психологической среде, мыделаем акцент на морально-нравственных, этнических и духовных составляющих межэтнической и межкультурной коммуникации, что дает нам возможность объективно проанализировать характер и динамику этнопсихологических процессов в рассматриваемом регионе.Методы исследованияВ диссертации использовались методы психодиагностического тестирования, социально-психологического опроса, кросскультурного и научногоанализа.22Для решения конкретных целей исследования применялись различныепсиходиагностические методики:– модифицированный тест М.
Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?»;– модифицированная нами методика изучения степени идентификациисо своей и другими этническими группами и представлений о «дистанции»между группами (одиннадцатибалльная шкала) (Т.Г. Стефаненко);– опросник, позволяющий выявить мнения респондентов по этническим проблемам (Т.Г. Стефаненко);– экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой,О.А. Кравцова и др.;– методика «Этническая аффилиация» Г.У. Солдатовой;– методика «Типы этнической идентичности» Г.У.