Диссертация (Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья". PDF-файл из архива "Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
При этом закономерности одного уровня не переносятся на другой. Так, на уровне группового национального самосознания,как отмечает B.C. Мухина, национальное самосознание многих этносов «мечется» от агрессивных заявлений о своей исключительности до самоотрицания [192]. Такое же явление отмечается на уровне индивидуального этнического самосознания. Вероятно и одновременное сосуществование некоторых,на первый взгляд, противоречивых феноменов этнического сознания, например, осознания представителями того или иного этноса своей исключительности и самоотрицания.При депривации отдельных звеньев самосознания наблюдаются различные реакции в зависимости от того, какое звено подвергается фрустрации, и от того, кто именно является субъектом фрустрации.
Различают пятьосновных типов реакций. Толерантные реакции включают в себя адекватнолояльный тип поведения (высшая форма социально-нормативного реагирования) и неадекватно-лояльный тип поведения (социально неразвитая(адаптивная) форма реагирования). Агрессивные реакции являются адекватно-нелояльным, фиксированным на фрустрации типом реагирования – негативной нормативной формой поведения. Избегающие реакции представлены игнорирующими реакциями, адекватно-нелояльными, фиксированнымина фрустрации типом поведения (закрытой негативной формой социальногореагирования), а также пассивными реакциями – невключенным типомповедения (социально неразвитой, неадаптивной формой реагирования нафрустрацию).По данным О.В.
Калиниченко, русские юноши намного чаще (р<0,01)проявляют агрессию на сверстников корейцев, чем на сверстников своего эт-48носа, у корейских юношей уровень агрессии на «своих» и «чужих» не отличается [119]. И наоборот, межэтническая толерантность к сверстникам выше(р<0,05) у корейских юношей, чем у русских. Однако у обеих групп соответственно снижается агрессивность и увеличивается толерантность по отношению к преподавателям (в том числе и чужого этноса).Толерантность и агрессивность могут существенно меняться в зависимости от условий. Так, М.А.
Варданяном были получены данные, согласнокоторым толерантность армянской молодежи в России значимо выше, чем вАрмении [45]. Это объясняется рядом факторов: необходимостью адаптироваться к иноэтничному окружению, пребыванием среди нескольких культурных традиций, пониманием и восприятием другого этноса с его самобытнымсамосознанием. Наоборот, армянская молодежь на исконной территории вАрмении более склонна проявлять агрессию. При этом наибольшую агрессивность вызывает депривация притязания на признание, по сравнению сдругими звеньями самосознания.Отметим, что подобная специфика реакций характерна только дляюношеского возраста.
Этническое самосознание проходит весьма сложныйпроцесс формирования в онтогенезе. Анализ научных источников, проведенный З.М. Гаджимурадовой, позволяет выделить три основных этапа вформировании этнического самосознания. Начальный приходится на 6–10лет. В этом возрасте складывается общее эмоциональное отношение к темили иным национальностям, что полностью зависит от установок в семье иближайшего окружения.
На втором этапе, у подростков 11–15 лет, осознаетсяэтническая принадлежность, проявляется интерес к истории и культуре своейи другой национальностей. На третьем этапе молодые люди 16–17 лет укрепляются в осознании своей этнической принадлежности, у них формируетсямотивация выбора национальности и упрочивается отношение к своей этнической группе. При этом формирование этнических представлений зависитне только от возраста, но и от ситуации; в районах со сложной национальной49структурой населения осознание своей этнической принадлежности происходит в более раннем возрасте [56].Подводя итог рассмотрению социально-психологических особенностейэтнического самосознания, отметим, что оно является важнейшей характеристикой этноса, является составной частью этнической идентичности, которую можно рассматривать как разновидность социальной идентичности.
Какмы отмечали выше, несмотря на большое количество эмпирических и теоретических исследований, на сегодняшний день научное сообщество не выработало единого взгляда на природу и структуру этнического самосознания.Этническое самосознание представляет собой в целом единство когнитивныхпредставлений, эмоциональных реакций и поведенческих схем реагирования;формируется в ходе социализации личности; его развитие зависит от многихфакторов.Этнические процессы – это изменения, происходящие со временем вразличных сферах жизни этноса: экономике, языке, культуре, социальной организации и т.п.
Этноэволюционные процессы не приводят к исчезновениюэтноса, они лишь меняют его качественные характеристики [318]. Современные русские, например, существенно отличаются от русских конца XIX векахарактером экономики, образом жизни, языком, множеством других качественных параметров, но сохраняют при этом этническое самосознание, неперестают быть русскими. Этнотрансформационные (этногенетические) процессы связаны, скорее, с этнонациональным самосознанием, ведут к изменению этнического самосознания, к исчезновению одних и появлению другихэтносов и / или наций. По своему характеру они могут быть разделительными(яркий пример – формирование наций русских, украинцев и белорусов на базе некогда единой древнерусской народности) и объединительными.
Объединительные процессы: ассимиляция (поглощение одного народа другим), консолидация (слияние близких по языку и культуре этносов или частей этносовв более крупную этническую общность), этногенетическая миксация (рожде-50ние нового этноса в результате взаимодействия двух или нескольких этнических общностей, при этом члены нового этноса являются носителями новогоэтнического самосознания).Здесь исследователи сталкиваются с терминологическими трудностями. Объединительные процессы, описанные выше, могут обозначаться какассимиляция. В социологии под термином понимается процесс, в ходе которого две (или более) группы, имевшие ранее отличия в их внутренней организации, ценностных ориентациях, культуре, уподобляются в этих аспектах.В результате этого процесса они утрачивают ощущение своей самобытности,специфичности и начинают рассматривать себя в качестве членов болеекрупного сообщества (то есть происходит смена групповой самоидентификации).
Фактически это аналог процесса консолидации, представленного выше.Термин «ассимиляция» часто используется для характеристики процесса (и его результата) сближения и в дальнейшем слияния ранее независимыхэтносов. При этом общим понятием характеризуются весьма разнородныепроцессы [157]. Это и сближение двух (или более) народов, в ходе которогорождается новая общность с новой культурой, которая является продуктомвзаимодействия и взаимообогащения культур, ее образующих компонентов.Новая культура может включать элементы, перенесенные практически внеизменном виде из культурного арсенала народов, создавших новую общность.
Это и постепенное вливание одного этноса в другой с потерей первымего оригинального этнического лица, его самоназвания и принятием им характерных черт и названия народа, в состав которого он вливается. Это и ассимиляция как поглощение одного народа другим.Используется и дополнительная терминология. Так, Ю.В.
Бромлей иВ.И. Козлов обозначают термином «гомогенизация» консолидацию этноэволюционного характера [38]. Она связана с внутренним сплочением крупныхэтносов за счет сглаживания различий между имеющимися внутри них этно-51графическими группами путем нивелирования диалектов и культурнобытовых отличий в результате упрочнения общеэтнического самосознания.В любом случае ассимиляция никогда не носит односторонний характер. Даже при очевидных различиях в положении ассимилирующего и ассимилируемого народа определенные, хотя и неравнозначные изменения претерпевают обе стороны. Изменениям могут подвергаться все или тольконекоторые характерные черты общностей.
Так, например, в ходе ассимиляции народ может утратить свой язык, самоназвание, традиционную структуру деятельности, но сохранить религиозные верования, некоторые бытовые традиции.Межэтническое взаимодействие. Начальная стадия взаимодействиянародов обычно именуется «начальным соприкосновением», которое можетбыть связано с установлением торговых и иных отношений и означать ознакомление представителей одного народа с культурой и бытом другогонарода. В данном случае этнические процессы имеют межэтнический и внеэтнический характер. Среди факторов, влияющих на развитие этническихпроцессов, следует отметить различные ценностные ориентации и установки,которые способны оказать существенное влияние на взаимоотношение этносов и этническую трансформацию как непосредственно, так и путем воздействия через социально-экономический базис.Имея в виду значение собственно этнических факторов для межэтнических контактов, нельзя не учитывать и социально-экономические параметрывзаимодействующих этносоциальных общностей [38].
Усвоение этносоциальным организмом «внешнего импульса» во многом зависит от степени соответствия этих импульсов основным тенденциям его внутреннего развития.Во многих случаях при этническом взаимодействии значимыми являютсяблизость или различие контактирующих групп в антропологическом отношении. Например, расовый фактор, по мнению Ю.В. Бромлея и В.И. Козлова,может усилить этнические предубеждения [38].52В процессе исследования этнических стереотипов многие ученые обратили внимание на изменения стереотипов.