Диссертация (Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья". PDF-файл из архива "Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Проведенный нами анализ работ ряда ученых (Э.Г. Александренко, Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, В.В. Ивановский, В.И. Козлов,П.И. Кушнер, В.П. Левкович, В.С. Мухина, Н.Г. Панкова, Л.Г. Почебут,З.В. Сикевич, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, И.М. Юсупови др.) показал, что остаются нерешенными некоторые вопросы о взаимосвязях компонентов понятия «этническое самосознание».Кроме того, недостаточно изучено влияние опыта проживания в инокультурной среде на особенности этнического самосознания.
Проблема влияния процессов аккультурации на этническую идентичность изучалась в основном на материале таких западных стран, как США, Великобритания, Канада, Австрия, где испытуемые являлись представителями различных групп.Отметим, что понятие «этническое самосознание» отсутствует в научном ап-7парате зарубежной кросскультурной психологии (Дж. Берри, Р. Линтон, Р.
Редфилд, К. Уорд, М. Херсковиц и др.). В отечественной науке попытки исследования социально-психологических аспектов аккультурации предпринимались в работах Н.М. Лебедевой и В.В. Гриценко, изучавших психологических проблем этнических миграций на групповом уровне. Однако вроссийской этнопсихологии недостаточное влияние уделялось изменениям особенностей этнического самосознания на индивидуально-личностномуровне. В отечественную психологию термин «этническая идентичность»пришел из зарубежной социальной психологии.
В российской психологии чаще использовался термин «этническое самосознание», которыйопределял предмет этносоциологии (Ю.В. Арутюнян, 1972, 1984, 1990;Л.М. Дробижева, 1985, 1991, 1994; Б.Ф. Поршнев, 1966, 1973; З.В. Сикевич,1996; И.А. Снежкова, 1992). В этнопсихологии термин «этническое самосознание» утвердился с середины 1980-х годов (B.C. Агеев, 1990; А.Г. Асмолов, Е.И. Шлягина, 1984; Б.А. Вяткин, 1996; Г.У. Кцоева, 1985; Н.М. Лебедева, 1993; В.Ф. Петренко, 1987; А.Н.
Татарко, 2002; В.Ю. Хотинец, 2000;И.И. Чеснокова, 1977). В отечественной социальной психологии исследования, связанные с проблемой этнической идентичности, стали особенно актуальны во второй половине 90-х годов XX века.Среди научных публикаций, посвященных этнической идентичности,можно выделить следующие направления: исследование стадий становленияэтнической идентичности (О.Л.
Романова, 1994; Т.Г. Стефаненко, 1998,1999); трансформация этнической идентичности в постсоветский период(Н.М. Лебедева, 1996, 1999, 2002; А.Б. Мендяева, 1997; В.Н. Павленко, 1997,1998; Г.У. Солдатова, 1998, 2001; Т.Г. Стефаненко, 1998); особенности формирования этнической идентичности (И.И. Кауненко, 2000; В.Ю. Хотинец,2001; Е.А.
Улымжиева, 2003); соотношение этнической идентичности и установок толерантности – интолерантности (Н.М. Лебедева, Е.Н. Татарко, 2003;Ф.М. Малхозова, 1999; Н.В. Мольденгауэр, 2001). Названными учеными бы-8ли разработаны отдельные теоретико-методологические подходы и решенымногие важные проблемы исследования этнической идентичности, дан глубокий анализ работ зарубежных авторов (Г. Дево, 1982; Г. Тэжфела, 1971,1971, 1982; Дж.
Тернера, 1978, 1985, 1986; Дж. Финни, 1993, 1997; Г. Ягоды,1966 и др.), связанных с изучением проблемы идентичности.Проведенные научные изыскания позволили на междисциплинарномуровне обобщить и систематизировать основные положения отечественных изарубежных исследований этнической идентичности. Однако при попыткеопределить понятие «этническая идентичность» возникла проблема его соотношения с содержанием таких понятий, как «этническое самосознание» и«этничность».
В нашей работе понятие этнической идентичности рассматривается как один из уровней этнического самосознания (относительно устойчивой системы осознанных представлений и оценок реально существующихэтнодифференцирующих и этноинтегрирующих компонентов жизнедеятельности этноса), составляющий социальную идентичность, а именно осознаниесвоей принадлежности к определенной этнической общности. При этом мыразличаем понятия «идентификация» (процесс формирования идентичности) и «идентичность» (результат этого процесса.Этническая идентичность как один из индикаторов межэтническойнапряженности рассматривается Г.У.
Солдатовой (1998, 2001). О.Л. Романова (1994) предлагает различать понятия «этническая идентичность» и «осознание принадлежности к собственной этнической группе». Специальнымисследованием, посвященным этнической идентичности, стала докторскаядиссертация Т.Г. Стефаненко (1999), в которой это понятие изучается с позиции конструктивистской социальной психологии как самостоятельныйфеномен, один из элементов конструирования индивидом образа окружающего мира и своего места в нем.
С.Д. Гуриева (2010) анализирует данный термин во временном (возрастном) аспекте.В научной литературе выделены стадии становления этнической идентичности и особенности ее формирования на разных возрастных этапах. Эт9ническая принадлежность рассматривается как процесс, при помощи котороголюди конструируют свою идентичность. Сложность заключается в том, чтоэтническая идентичность создается индивидом на основе аскриптивной идентичности, но может и не совпадать с ней. Развитие этнической идентичности проходит ряд этапов: от диффузной до реализованной, которая достигается обычно в подростковом возрасте.При разработке методических приемов изучения этнической идентичности были выделены характеристики социальной среды, влияющие на ееформирование и проявление: реальные социально-политические условия,статусные отношения контактирующих этносов, соотносительная численность этнических групп, ориентация этнической группы на тот или иной типобщественного развития (традиционный – современный, коллективистский –индивидуалистский), этноконтактные условия (моно- или полиэтничная средасела или города) (О.Л.
Романова, 1994; Г.У. Солдатова, 1998, 2001; Т.Г. Стефаненко, 1999, 2002; Е.П. Тимофеева, 2001; Ю.В. Хотинец, 2000, 2001).Несмотря на то, что были проведены разнообразные исследования вобласти проблемы этнической идентичности, в российской науке остаютсянеизученными некоторые вопросы из данной области психологии.
Так, внаучной литературе не существует единого подхода к определению этнической идентичности, ее структурных компонентов. Исследования старшегоподросткового возраста показали, что этническая идентичность не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не завершен. Зарамками проведенных исследований осталось выявление гендерных особенностей формирования этнической идентичности. Изучаемые характеристики социальной среды не всегда дают исчерпывающую основу для интерпретации проявлений этноидентичности и разделения индивидов на подгруппы в зависимости от этноконтактной ситуации, что связано с психологической трактовкой понятия «этнос» и фактора этничности в сознании индивидов.10Существующие в мировой науке исследования проблемы формирования этнической толерантности можно разделить на следующие группы:первую группу исследований составляют работы русских фило-софов конца XIX – начала XX веков (Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, В.С.
Соловьев, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет и др.), впервые высказавших мысли о том,что для сближения различных этнических общностей необходимо знаниеэтнокультурных особенностей народов;вторую группу исследований составляют работы этнографов иисториков (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Ю.В. Арутюнян, С.А. Арутюнов,Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, К.Н. Хабибулин, А.Х. Гаджиев, А.Ф. Дашдамиров, Н.Д. Джандильдин, М.Н. Губогло и др.), изучающих этнографические характеристики народов мира и нашей страны, психологическиеаспекты межэтнических отношений, роль традиций народов в социальнойрегуляции поведения, влияние культурной среды на психику представителейразличных этнических общностей;третья группа представлена исследованиями социально-психо-логических особенностей групп (этнических общностей) и межгруппового(межэтнического) взаимодействия (В.С.
Агеев, Г.M. Андреева, Г. Тэжфел,Дж. Тернер, С. Московичи, П.Н. Шихирев, Б.Н. Поршнев, И.М. Юсупови др.);к четвертой группе исследований можно отнести работы, вы-полненные в русле философского осмысления проблемы толерантности(Р.Р. Валитова, В.М. Золотухин, Н.В. Круглова, В.А. Лекторский, Е.В. Магомедова, М.М. Прохоров, Л.В.
Скворцов, Б.М. Хомяков, Уолтер, П.П. Николсон, Ю.А. Красин и др.).пятая группа – современные эмпирические и теоретические ис-следования этнической идентичности (Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедева,Е.М. Галкина, О.Л. Романова, Л.И. Науменко, А.Д. Коростылев, В.В. Гриценко, А.
Татарко, В.Н. Павленко, В.П. Левкович, Л.Д. Кузмицкайте,11В.Ю. Хотинец и др.) и этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова, Ю.А. Гаюрова, Е.И. Шлягина,С.Н. Ениколопов, Л.А. Шайгерова, И.М. Юсупов и др.).Анализ ряда работ позволил сделать вывод о том, что социальнопсихологические аспекты формирования этнической толерантности изученыне в полной мере. Этническая идентичность в подростковом возрасте изучена достаточно обстоятельно, о чем свидетельствуют работы таких ученых, как Т.Г.
Стефаненко, О.Л. Романова, Е.М. Галкина, И.А. Снежкова,В.П. Левкович, Л.Д. Кузмицкайте и др. Этническая толерантность подростковисследуется педагогами (В.Б. Новичков, П.В. Степанов, З.Ф. Мубинова,Н.П. Едыгова и др.). Отдельные аспекты формирования этнической толерантности выступают предметом социально-психологического анализа гораздореже (Н.В. Мольденгауэр, Г.У.