Диссертация (Внешнеполитическая деятельность Азербайджана по обеспечению мирного урегулирования Карабахского конфликта), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Внешнеполитическая деятельность Азербайджана по обеспечению мирного урегулирования Карабахского конфликта". PDF-файл из архива "Внешнеполитическая деятельность Азербайджана по обеспечению мирного урегулирования Карабахского конфликта", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Кроме того, они говорили о том, что нахождениеНагорного Карабаха в рамках АзССР, обусловлено экономическими связами22НКАО с остальной частью республики. Но самый важный момент заключался втом, что азербайджанская общественность считала, что сохранение НКАО всоставе Азербайджана является основой безопасного существование всегоСССР, так как в противном случае начнется передел границ внутри советскогогосударства, что развалит единую страну.Однаковскорепроизошлисобытия,которыеспособствовалитрансформации позиции сторон. Речь идет о дальнейшем выселенииазербайджанцев из Армении, которые после прибытия в Азербайджан, сталиразмещаться властями в регионах республики, в том числе и в ближайшем кстолицепромышленномцентреСумгаите.Черезспровоцированные экстремистами с обеих стороннекотороевремя,погромы в этом городе,привели стороны конфликта к черте открытой войны. Более того, эти события,по мнению ряда исследователей, имели важное значение выступив в качествекатализатора национальных революций в Армении и Азербайджане24.С этого момента начинается «оформление» конфликта, он начинаетприобретать масштаба и таким образом фактически закладывает основубудущегомежгосударственногопротивостояниямеждуАрмениейиАзербайджаном.В это время, тогдашние власти Азербайджанской ССР, так же как ицентральное руководство СССР, не сумели вовремя и эффективно вмешаться впроисходящие процессы с целью предотвращения эскалации насилия, а властиАрмении, просто взяли курс на конфронтацию, выдвинув на первый план идеюособой армянской этничности.Таким образом, дальнейшее развитие событий пошло по пути эскалацииконфликта, что в свою очередь привело к распространению националистическихидей и в азербайджанском обществе.
Вскоре национализм стала основой«национальной идентичности» как Армении, так и Азербайджана.24Johnson L., Archer C. Peacekeeping and the Role of Russia in Eurasia, Oxford: WestviewPress,1996, Р. 173.23Чтобы понять сущность и глубинность проблемы «национальнойидентичности» необходимо обратиться ктеоретическим основам егопонятийного аппарата, а именно, «этноса», «нации», «национализма»,«идентичности». В зависимости от исторической эпохи, ученые подходили крассмотрению этих вопросов с позиции конкретного исторического развитиясоциально-экономических отношений.В последнее время такие термины как «нация», «идентичность»,«национальная идентичность» в политической, социальной и других наукахстановятся все более актуальными. В конце XX и начале XXI веков проблема«национальной идентичности» стала необычайно острой в мировой политике. Вкачестве примера можно привести события, последовавшие за распадом СССР,когда образовались новые независимые национальные государства.
Натерритории многих бывших советских республик национальный вопрос до сихпор остается нерешенной, тормозя социально-экономическое развитие этихстран, а также представляют угрозу межгосударственным отношениям и общейсистеме международной безопасности. Ряд этнических конфликтов запрошедшие годы переходили в горячие стадии, как это было в августе 2008 г.,когда Грузия попыталась восстановить свой суверенитет над Южной Осетией иАбхазией, или когда в результате действий экстремистских элементов вОшкской области в 2010 г., Киргизия и Узбекистан подошли к грани войны.Продолжает тлеть конфликт в Молдавии, между ни кем не признанной «ПМР»и Кишинёвом.Фактором, способствовавшим кровавому распаду Югославии, также сталапроблема «национальной идентичности».
Принявшие в предшествующиестолетия католицизм и ислам – сербы, стали идентифицировать себя как«хорваты» и «мусульмане», а не как этнические группы связанные с сербамиродственными узами. Желание же сербов, доказать этим группам, в том числепри помощи военной силы, что все они вышли из одного корня и являются24единым народом или этносом было воспринято хорватами и сербамимусульманами как посягательство на их самоидентификацию.Сложность изучения данной проблематики, применительно к нашемуисследованию заключается в том, что часто происходит подмена (сознательноеи/или бессознательное) понятий«национальной идентичности (этническойидентичности» и «права наций на самоопределение».
В значительной степениэто связано с тем, что применительно к Карабахскому конфликту мировоесообщество в основном придерживается практики двойных стандартов, котороевыражается в том, что оно не готово признать Армению страной-агрессором,признать в полной мере факт оккупации азербайджанских территорий, хотя приэтом признает территориальную целость Азербайджана. Применительно кдругим конфликтам на постсоветском пространстве, такого двоякого отношенияне наблюдается.Нагорно-Карабахский конфликт, является бесспорно, противостояниемазербайджанцев и армян из-за контроля над конкретной территорией, накотором никогда не существовало и не может существовать нация илиэтническая группа называемая карабахцами, особенно после того, как с этойтерритории попавшей под контроль армянских вооруженных формированийбыло изгнано все азербайджанское население.Таким образом применительно к нашему исследованию мы не можемговоритьопроблеме«национальной(этнической)идентичности»вКарабахском конфликте, так как в нем его практически нет, ибо противостоящиестороны не сомневаются в определении своей этнической идентичности.Теория нации существует уже на протяжении двух столетий и частопретерпевает изменения в ходе исторического развития.Существенный вклад в развитие теории нации внесла материалистическаяконцепция, основанная прежде всего на марксизме.Из исторических теорий нации следует отметить психологическуютеорию, возникшую на базе идеалистической философии Канта, Гегеля,25Фейербаха.
С одной стороны это было верным направлением для изученияпсихологии народов, но недостаточное для раскрытия понятия «нации».В русской психологической школе особо следует отметить Н. Бердяева,определявшего нацию с точки зрения субъекта исторического развития. Онсчитал, что нация – это единство исторической судьбы25.Дополняя друг друга, психологические теорииосвящают процессформирования национального характера народов.
В частности Лебон говорит отом, что идеи, трансформируясь через подсознание, выражаясь уже в чувствах,ставшими неписанными правилами действий для определенной общности. Вданном случае речь идет непосредственно о менталитете.З. Фрейд рассматривает формирование национальной психологии каксинтез многих индивидуальных сознаний и характеров. Национальнаяпсихология и психология индивида неразрывны, как неразрывна их культура.Постоянно происходит синтез идей и идеалов, накопление традиций, чтопорождает духовность и сознание национальной общности. Формируетсянациональнаяпсихология.«Национальнаяпсихология-историческисформировавшаяся совокупность устойчивых, характерных для даннойнациональной общности чувственных, эмоциональных свойств и способоввосприятия мира и форм реакции на него».26 Национальная психология в своюочередь определяет национальное самосознание и индивида и общности.«Самоидентификация, сознание индивида своей принадлежности к даннойнациональной общности – первичный, основной показатель национальногосамосознания».27 Самоидентификация подразумевает определенный духовныйпотенциал индивида, в основе которого первостепенное значение имеютэлементы культуры и, прежде всего язык, как элемент этнической идентичности.Среди других важных элементов выделяются этнические ценности, символы,25Бердяев Н.
Судьба России. М., 1918 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1918_15_0.html26Мнацаканян М. Нации и национализм, М.: Юнити-Данаю, 2004. С. 190.27Там же. С. 204.26святыни, составляющие содержание исторической памяти и формирующиенациональный характер. Немаловажную роль играет повседневность, котораяопределяется национальным бытом, природными условиями, экономическимиотношениями, семьей, одеждой и др. Все это интегрируется в конструкциюподхода к национальной идентичности, формируется массовое самосознание.Это этнокультурный и этнопсихологический уровень идентификации.Более высокий уровень идентификации связан с постижением индивиданационального характера народа.
В данном случае предполагается высокийуровень духовной и социальной организации народа. На этом уровненациональное самосознание выходит за этнические рамки и смотрит в будущее,которое связано с национальной интеграцией. Проще всего идентифицироватьиндивида в этнооднородном социуме, имеющим свои географические икультурные границы.Намного сложнее обстоят дела в многонациональных государствахнациях. В этом отношении США уникальны. Америка формировалась какгосударство переселенцев. «Стержневой культурой была и по сей день остаетсята самая культура, которую принесли с собой переселенцы. Ключевой моментэтой культуры может быть определен множеством способов, однако, он будетнепременно включать в себя христианскую религию, протестантские ценностии мораль, рабочую этику, английский язык, британские традиции права,справедливости и ограниченности власти правительства, а также европейскуютрадицию искусства – литературы, живописи и скульптуры, философии,музыки.Наоснованииэтойкультурыпервопоселенцывыработали«американское кредо» с его принципами свободы, ценности отдельнойличности, уважения прав граждан, репрезентативного правительства и частнойсобственности».28Этакультураопределяетстерженьамериканскойидентичности.
Но не все так просто. На протяжении американской истории28Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: ACT:Транзиткнига, 2004. С. 75.27осознание американцами своей национальной идентичности варьировалось. ДоXVIII века переселенцы отождествляли себя со странами из которых они вышли.Лишь в XIX веке появилось понятие об американском народе. С распадом СССРи потерей врага в Америке происходит спад осознания национальнойидентичности. Глобализация породила такие явления как космополитизм итранснационализм среди элиты американского общества.