Диссертация (Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)". PDF-файл из архива "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Фрагменты мира (детали, обстановка) выступаютв качестве ведущих, когда они хорошо структурированы и занимают первыйвторой пространственные планы. Внутреннее содержание отражается в контексте,социальном смысле, визуальном признаке. Выявление закономерностей связиэмоциональнойпредставленийэкспрессиипозволяетиматериальнойопределитьвнашеммоделиэмоциональныхисследованиизначениеэмоционального компонента в структуре оценочного суждения.Эстетическое отношение человека, субъективная оценка внешнего видаобъекта, чувственное, эмоциональное отношение к предмету или явлению мирапроявляется в форме выражения радости, восхищения, преклонения, сочувствия.Как отмечал видный отечественный эстетик М.С.
Каган, способность ксопереживанию, к восприятию возвышенного, низменного, трагического икомического свойственна развитому человеческому сознанию и реализуется вэстетическойситуации.Вэстетическомотношениичеловекакмирунепосредственное переживание и сила чувства становятся единственнымоснованием оценочного суждения.
Оно может быть отвергнуто, но его нельзяопровергнуть, так как это продукт эмоционального восприятия конкретногочеловека.Эмоциональностьоценочногосужденияимеетболеесильноепроявление в сравнении с познавательным отношением к миру, «ведьэстетическое чувство – наиболее сокровенная, интимная и неотрывная отиндивидуальности форма субъективного» (Каган, 1997, C.133).Эстетическоевосприятиехудожественноготекстасогласуетсясособенностями визуального восприятия – это проявляется в различии междусимметрией и гармонией взаимного расположения. Появляется ощущениеприятногооблика,вопрекиотсутствиюобъективнойсоразмерности,существующей в природе и предметах деятельности человека.В основе теорий эстетического восприятия лежит проблема соотношениясубъективного и объективного (Аллахвердов, 2001; Каган, 1972; Раппопорт, 1979;Басин, 2009; Эко, 2004).
Речь идет об эстетических пропорциях, построенных в41соответствии с психическими особенностями зрителя. Считалось, что свойствапредмета результат перенесения на него чувств субъекта (отсюда «грустная»,«веселая» картина). Концепция созерцания, основанная на чувственных началах,имеет, как субъективную составляющую, наслаждение составную часть красоты.В прекрасном предмете есть некое объективное качество, которое ведет ксогласию в суждениях.
Но «критерий и признак его красоты – ощущениеудовольствия, которое сопутствует визуальному восприятию» (Эко, 2004). Вместес тем визуальное восприятие выступает для зрителя ориентиром в актепознаниянаблюдать,разглядывать,рассматриватьичувствоватьестьудовлетворять, доставлять наслаждение.Ощущение эстетической ценности возникает лишь в тех чувственныхобразах,гдечеловекнаходитотражениесвоихсобственныхкачеств,положительное и возвышающее субъекта. Субъективность потенциальногозрителя – это соучастие и сотворчество воспринимающего субъекта. Сознаниетого, что перед ним не сама действительность, а ее изображение, создает«дистанцию» (Л.Фейербах). Для ее преодоления необходима настроенностьсубъекта на восприятие художественного произведения, то есть эстетическаяустановка.
Латентныйкомпонент оценочного суждения привосприятииживописи, эстетическая установка обеспечивает настрой на работу схудожественным объектом, направляет деятельность и поведение человека иопределяет меру эстетической ценности продуктов деятельности. В восприятиикартины она играет роль бессознательного стимула и определяется интересом.Чемвышеинтеллектуальноеразвитиечеловека,темчащеосознается«эстетическая установка», осмысливается в отношении эстетически значимогодействия.
В «чувственном» восприятии субъекта отражается структура картины и,одновременно, уровень подготовленности субъекта, его личностные ресурсы.По мнению Д. Берлайна, эстетические переживания, оставившие след всознании человека, через логику реальных действий, оказывают влияние нарешение личностных проблем. На этом этапе неэстетические эмоции замещаютсяэмоциональнымипереживаниямихудожественногообраза,вконтексте42личностно-ценностных норм. Такие переживания как отчаяние, страх илисостраданиевызываютассоциации,которыегруппируютсявединыеаффективные реакции на социальные представления реальности (Берлайн, 1979).Восновепереживанийрегуляторнойлежитпроцессивоспитательнойочищенияотфункцийэстетическихотрицательныхаффективно-рефлексивных реакций и интеграция в этот процесс личностных ресурсов.Очевидно, что эстетические чувства и переживания играют значительную роль всаморегуляции психических и физиологических функций организма, оказываютвлияние на активизацию личностного потенциала человека.1.
2. 3 Интерпретация образов межличностного взаимодействия как формаоценочного суждения о картинеНаименее изученным и спорным вопросом в исследовании ситуациимежличностного взаимодействия остается вопрос о форме представлениясоциальной информации как концептуальной основы ее значения. В случае, когдаэлементы(фигуративныеилиинформативные)формыизображенияактуализируют стереотипы восприятия, повышается понятность и снижаетсяоригинальность художественного объекта.
В тех случаях, «когда изображениеслужит целям познания оригинала, оно выступает как изобразительнаямодель» (Басин, 2008, С. 85). Такие изображения еще называют «образными» или«иконическими моделями».Смысловое значение воспринимается как отражение эмоциональнойнасыщенности социального контекста: в направлении движения жестов ивзглядов, подчеркнутое цветовым решением изображения. Смысловое значениепредметного образа ситуации выступает доминантой оценочного суждения. Какотмечает эстетик и психолог искусства Е.Я.
Басин, «изображение, точнее, егосубстрат и структура этого субстрата материальны, чувственно воспринимаемы.На основе этой материальной структуры при восприятии изображенияпроисходит передача семантической информации. Семантическая информация в43данном случае будет выступать как образ. Образ это как раз и есть идеальное«значение» изображения» (Басин, 2008, С. 84). Индивидуальное восприятиезначенияизображения,егоистолкованиебудетхарактеризоватьегоспсихологической стороны, не как значение, а как смысл изображения,актуализируя тем самым функцию когнитивного компонента оценочногосуждения.
При восприятии произведений живописи оценочное суждениевыступает как сложная психологическая структура, отраженная в системеотношений «произведение живописи – зритель».Глубинный смысл оценочного (эстетического) суждения раскрывается висследованиях Л.С.Выготского, в положениях «Психологии искусства», вконтексте культурно-исторического подхода, как отношение субъекта к объектувосприятия: «от структуры объекта через переживание образа к чувственномувосприятию субъекта» (Выготский, 1972). В поведении человека раскрываетсясмысл взаимодействия субъекта восприятия и объекта, личности зрителя ипроизведения искусства.Способность воспринимать в художественном объекте – произведенииживописи целое через частное, через чувственную ткань цвета, линий, пятен вцелостном предмете обусловлена «включенностью» чувственного мышления иэмоциональным контактом субъекта с художественным текстом.
Алгоритмпроцесса субъективной репрезентации смысла в сознании зрителя включает фазыоценивания, оценки (как результата оценивания) и формирования значений исмыслов ее элементов. Субъективное ценностное отношение к картине, какотмечалось выше, отражается в эстетическом отношении к ней в формеоценочного суждения. Содержание оценочного суждения опирается на связиинтеллекта с эстетическими переживаниями, на способности пониматьискусство. Красота при этом служит лишь подготовительным условием квосприятию.Формирование оценочного суждения при восприятиипортретнойживописи,сопровождаетсяпроизведенийэмоциональными,психофизиологическими, поведенческими и личностными реакциями субъекта.44Психологические основания оценочного суждения (интерпретации смысласоциальной ситуации) определяются системой взаимодействия когнитивного иэмоционального компонентов в предметном пространстве.
Чувства и эмоциивыступают как формы психической деятельности в ситуации восприятияхудожественного объекта. Человек придает объективному миру субъективнуюзначимость,независиморепрезентацияхобразовпространственнойотреалийдействительности.межличностногоориентацииобъектаВвзаимодействиясочетаетсяссубъективныхотражениеэстетическойвыразительностью, воплощенной в жестах и движениях тела, в цветовомрешении. Однако «понимание ситуации происходит не собственно из выражениялица, а во взаимоотношениях человека с окружающим миром» (Рубинштейн,1997, С. 111). То, что складывается в сознании как эмоциональное содержаниеситуации, обусловлено эмоционально-эстетической реакцией на событияреальной действительности.
В зависимости от эмоционально-эстетическойоценки одна личность может осуждать поведение персонажа, в то время какдругая будет считать его образцом для подражания. Эстетический компонентсубъективной оценки выступает как элемент психологической системы регуляцииповедения человека.1. 2. 4 Психологическая структура оценочного сужденияПроблема интерпретации художественного текста связана с восприятиемпредметного образа, возникающего из непосредственных впечатлений субъекта.По определению А. Н.