Диссертация (Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)), страница 7

PDF-файл Диссертация (Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)), страница 7 Психология (30189): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)) - PDF, страница 7 (30189) - СтудИ2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)". PDF-файл из архива "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

Системное изучение перцептивных35процессов,интеллектуальныхиэмоциональныхфактороввосприятия(Аллахвердов, 2001; Барабанщиков, 1990; Бодалев, 1982; Величковский, 1982,Дорфман,1997; Леонтьев, 1998; Холодная, 2000) позволяет обосновать характервосприятия в конкретной (в нашем случае – эстетической) ситуации в контекстевзаимодействия субъекта восприятия и объекта-ситуации. Как отмечается висследованиях В.А. Барабанщикова, когнитивный компонент реализует движениеинформационного содержания и зрительного образа.

Элементы информационногосодержания локализуются в пространстве, имеют форму, величину, длительностьи предметно-смысловое значение. Познавательное отношение индивида к средезаключается в перцептивной активности и реализуется как поведенческий акт.Движения органов чувств, рук, глаз отражают пространственно-временныепараметры среды (величину, объем).

Структура события представляет собойперцептивныйкомплекс,состоящийизконативного,когнитивногоидиспозиционного компонентов. В объекте восприятия отражаются элементы(события, вещи, их свойства). Роли элементов восприятия и их значения дляиндивида не одинаковы – зависят от потребности, мотива, цели, установки привосприятииситуации.Движениеконативного(мотивационно-оценочного)компонента обусловлено предметным содержанием ситуации и динамикой оценок–промежуточногоиконечногорезультатаперцептивнойактивности(потребность, интерес, эмоциональная оценка). При восприятии они становятсядетерминантами и определяются ресурсами объекта и характером выполняемойзадачи (см.

п. 1.2.3) (Барабанщиков, 2003).Одним из важных компонентов процесса восприятия художественногообъекта, с точки зрения переработки информации, выступает познавательнаяактивность субъекта. Несмотря на очевидную практическую актуальность,проблема когнитивной активности и взаимодействия человека с социальнойинформацией при восприятии живописи не получила систематического анализа всовременных исследованиях. Мало изученной остается проблема восприятияобразовсоциальныхситуаций,нетдостоверныхрезультатоворолииндивидуальных особенностей при оценке и интерпретации произведений36живописи, о влиянии эмоционально-мотивационного и когнитивного фактороввосприятия на творческую деятельность личности в контексте познанияреальности.Как уже отмечалось, в концепции деятельности восприятия, разработаннойЛ.С.

Выготским, подчеркивается познавательная и воспитательная функциивосприятия искусства. В сюжетной живописи познавательный аспект восприятияпреломляется через субъективное отражение отношений между персонажами,изображенными на картине. В системе отношений «произведение живописи –личность» познавательная активность субъекта при восприятии картинызаключается в «решении задачи на смысл» в конкретной ситуации (Леонтьев,1977), в интеллектуальных действиях и продуктивности их результатов, впреобразовании смысла ситуации, в аффективно-рефлексивном отношении кситуации на картине, в реализации творческих способностей при трансформациисмысла.При восприятии социальных объектов в живописи познавательнаядеятельность проявляется на уровне интеллектуальных процессов.

То, чтоскладывается в сознании, как конкретно-образное содержание живописногопроизведения, определяется эмоциональной реакцией на событие, изображенноена картине. В эстетической ситуации восприятия произведений портретнойживописи познавательная активность выступает как стимулятор творческоговзаимодействия зрителя и произведения живописи.В последние десятилетия заметно возрос интерес к исследованиювосприятия живописи в контексте субъект - объектного взаимодействия, егопознавательного и регуляторного аспектов (Л.Я.

Дорфман, В.П. Зинченко, В.В.Знаков, Д.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко). Описание ситуаций с точки зрениядействующего субъекта есть описание его субъективной реальности.Важно, что при восприятии художественного объекта субъект пытаетсяпостичь как сущность объекта, так и его значение (Барабанщиков, 2002; Василюк,2006; Зинченко, 2010; Леонтьев, 2006). Сложный процесс субъективногопостижениясмыслакартиныобъединяетдекодированиесмысловойи37композиционнойструктурыизображения,восприятиепространственно-временной предметной информации помимо пластики и колорита, к содержаниюотносятся сочетания движения, действий, атмосферы и ситуации – фигуративныхи информативных элементов изображения.

К информативным элементам относяттакие структурные признаки как симметрия, равновесие, повторение, движение ит.д. К фигуративным элементам изображения следует отнести пространственнопредметнуюорганизациюструктурыизображения,размер,объем,взаиморасположение в пространстве.В исследованиях психолога-искусствоведа Н. Волкова (Волков, 1958) былапредложенапсихологическаяструктурно-композиционногоконцепциякомпонентоввзаимовлиянияизображения.смысловогоПоиопределениюН.Волкова, восприятие картины начинается с возникновения целостного образа,который дает самую общую ориентировку в картине, на фоне этого образаразвиваются последующие ступени восприятия, идет выборочное восприятиеотдельных элементов, дальнейший ход восприятия направляется композицией исюжетом картины.

«Содержание картины воспринимается в виде ассоциацийи мысленных образов, возникающих в сознании как отражение отношениймежду элементами изображения» (Волков, 1958, С.79). «Эмоциогенность»значения художественного объекта выражена в степени значимости чего-либо дляличности и отражена в полярности субъективных оценок и характере вызываемыхситуацией эмоций (Дорфман, 1997). Эмоции не только возникают в процессевосприятия, выделения и опознания элементов картины, они выполняютрегулирующую функцию. В процессе эмоциональной оценки чувственноевосприятие произведения живописи возникает как результат оцениванияотдельных элементов в структуре создаваемого образа (Ф. Е Василюк, А.А.Гостев, Л.Я. Дорфман, В.П.

Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко). Как ужеупоминалось, субъективное отношение к художественному образу картиныопределяется его эстетическим значением, которое отвечает личностному смыслусубъекта. Эстетическое отношение к художественному объекту имеет социально-38психологический характер, опирается на эмоционально-волевые механизмычеловеческой психики, в основе которых лежит переживание, волевой акт.Именно благодаря эстетическим переживаниям знания о нормах поведениянесут эмоциональную окраску, обретают статус убеждений.Социальное значение субъективных оценок проявляется в восприятии ипереживании конкретной личности, подчеркивая важную роль субъективногофактора в эстетической сфере.

Субъективные переживания личности, ее чувства иэмоции – это форма психической деятельности, в которой человек придает свойсубъективныйсмыслобъектамокружающегомира.Смыслвыполняетрегуляторную функцию в деятельности человека. Именно личностный смыслпридает значимость происходящим событиям (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев).Проведенныйхудожественныхнамиобразованализподходовв отечественныхикизучениюзарубежныхсоциальныхисследованиях(Дорфман, 1997; Леонтьев, 2003; Петренко, 2006; Молинер, 1992; Фламан, 1989;Абрик, 1994) дает основание для применения теоретических положенийупомянутых подходов к изучению особенностей восприятия и интерпретациихудожественных образов межличностного взаимодействия.1. 2.

2 Проблема интерпретации образов межличностного взаимодействия впроизведениях живописиВ психологии искусства проблема познавательной активности наиболеечетко раскрывается в деятельностно-смысловом подходе Д.А. Леонтьева, всистеме отношений «произведение живописи – личность». Исследованиевосприятия живописных произведений по методике свободных описанийпозволяет предположить, что в свободных описаниях отражаются болееглубинные процессы, чем в прежних типологиях.

Этот подход вносит вклад вразработкукачественнойпроизведений искусства.методологииизучениявосприятияцелостных39В исследовании В.Ф. Петренко, в контексте психосемантического подхода,на материале пейзажа изучаются актуальные вопросы формирования оценочногосуждения,ввербальноминевербальномвыражении,фиксированиепереживаний, категориальная структура изображений как один из ведущихкомпонентов восприятия картины. Особенности восприятия пейзажа изучались вконтексте выявления базисных категорий восприятия, значений пейзажей,сопоставления их семантических пространств. Схема исследования факторныхнагрузок в жанре пейзажа включала два этапа: невербальную категоризациюпейзажей по эмоциональным и визуальным признакам, вербальное описаниепейзажей в отобранных категориях в форме оценочного суждения.

В результатеэксперимента было показано, что психосемантическое исследование пейзажейактуализирует тенденцию к слиянию вербального языка с языком образа. Наматериале абстрактной живописи было также показано сходство «языковвосприятия». (Петренко, 2008).Полученные данные могут быть использованы в исследовании живописидругих жанров, в нашем случае – групповой портретной живописи, с точки зренияпсихологических особенностей восприятия художественного текста и ихотражения в психологической структуре оценочного суждения.

Для нас важно,как из объективного мира живописной ситуации рождается субъективный миротдельного человека, его эмоциональных переживаний и представлений.В исследованиях Л.Я. Дорфмана (Дорфман,1997) на материале рисункабыло показано влияние эмоциональных образов и значений на когнитивныеоперации. Своеобразие исследования заключается в том, что различия междуактуальными эмоциями изучаются на примере анализа модельной ситуацииэмоциональных представлений, рассматривается зависимость эстетическогозначения представления от изображения переживаний разных модальностей(радость, страх, гнев, грусть) и фрагментов окружающего мира, определяетсясоотношение модальности переживаний с модальностями эмоциональныхпредставлений. Ведущая роль в изображении переживаний определяетсясмысловым центром картины, например, крупным пространственным планом40(центральный план). Изображение переживаний акцентируется формой, цветом,колоритом, движением, линией.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее