Диссертация (Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)". PDF-файл из архива "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Согласно положениям индивидуального подхода Д.А. Леонтьева,стратегии восприятия и понимания сюжетной живописи изучаются методомсвободныхописанийизучаемыхживописныхпроизведений.Внашемисследовании восприятие и интерпретация художественных образов изучается наматериалепроизведенийпортретнойживописи,репрезентирующихмежличностные отношения. Оценочное суждение о картине (вторая часть триады)изучалось нами с точки зрения познавательной активности и ресурсов личности –выявления особенностей понимания ситуаций и реконструкции их смысла.Согласно упомянутой концепции, исследование обращено к личности художника.Для нас актуально изучение второй части триады – проблемы взаимодействиязрителя с произведением живописи, актуализирующим образ межличностноговзаимодействия.
Вступая в эмоциональный и визуальный контакт с20произведением живописи, зритель приписывает свой личностный смыслсюжетному содержанию.1. 1. 1 Когнитивная модель ситуации межличностного взаимодействия какформа познания реальностиНесмотрянаочевиднуюпрактическуюактуальность,проблемавзаимодействия человека с социальной информацией при восприятии живописине получила систематического анализа в современных исследованиях. Одним изспособов преодоления этого противоречия представляется разработка проблемывосприятия живописных художественных объектов как формы социальногопознания. (Выготский, 1972). Психологический словарь дает следующееопределениепонятиюсоциальноепознание–«когнитивнаяактивность,сопровождающая и опосредствующая социальное поведение, включая получениеинформации о социальном окружении, организацию и трансформацию этойинформации в памяти, а также ее влияние на социальное поведение»(Свенцицкий, 2009, С.
412).В системе современных научных знаний художественный объект (в нашемслучае–образ межличностныхотношенийв произведенииживописи)актуализирует форму взаимодействия человека с социальной информацией,реализуемого в поведении человека, и определяется как социальное явлениедействительности (К. Левин, С. Московичи, Ж. Фламан, П. Молинер, Ж.
Абрик,Д. Жоделе, Г.М. Андреева, Н.В. Гришина, В.Е Семенов), как «социальноорганизованная и социально дифференцированная форма познания, имеющаяпрактическое значение при переходе от реалий действительности к социальномуобобщению» (Жоделе, 1989).«В тех случаях, когда речь идет о проявлениях активности человека, мынеизбежно обращаемся к ситуации, в рамках которой человек выбирает способреализации своей активности, меру своей субъектности, особенно по отношениюк жизненным задачам». Автор подчеркивает, что «имеет значение не только сама21ситуация, но и то, как человек воспринимает ситуацию, «определяет» ее»(Гришина, 2011, С.
13). Определение ситуации предполагает ее восприятие иинтерпретацию («объяснение» посредством ее категоризации).В исследованиях американских психологов (J. Forgas, M. Argyle, G. Ginsburg,2011, с. 119) показано, что восприятие человека является ситуационноспецифичным и суждение человека зависит не только от относительноинвариантных характеристик оцениваемых людей, но также и от болееизменчивых свойств контекста эпизода (эмоциональной экспрессивности инеопределенности визуального образа взаимодействия).Вмеждисциплинарномпространствепонятиеобразнаясоциальнаяситуация (эпизод) является предметом дискуссии в разных направлениях ишколах.
Сторонники объективного анализа рассматривают ситуацию каквзаимодействие человека со средой или как совокупность элементов и ихотношений. Теоретик когнитивного феноменологического подхода, Курт Левинсчитает, что«описание ситуации должно быть скорее субъективным, чемобъективным, т.е. ситуация должна описываться скорее с позиции индивида,поведениекоторогоисследуется,нежелиспозициинаблюдателя»(Психологический словарь, 2009, С. 399).В контексте взаимодействия субъект-объект, объект проблемы может бытьэмоциональным (ситуация коммуникации) или идеальным (например, правилоповедения, статус в коллективе).Ситуация оказывает влияние на компоненты (понимание) и личностныесвойства,релевантныедляпроведенияразличиймеждулюдьми.Онипредставляют два измерения – «ориентация на задачу – на социальные отношения– правила поведения, статус» и ориентация на «эмоциональные отношения –наличие, отсутствие проблемы» ‒ по параметру позитивности-негативности.Пониманиеситуацииопределяетсястепеньюадекватности(«сходства»)анализируемой ситуации прототипу в реальности.В теории установки Д.Н.Узнадзе и его учеников понятие ситуациирассматривается в русле взаимодействия «субъект-объект» и структуры22субъективной реальности, как единство противоположностей Я – не Я.
Этамногомерная биполярная система может выступать как результат восприятиядействительности. В основу теории положен тезис о том, что субъект, в процесседеятельности, может преобразовать «ситуацию» или создать новую. Здесь можетидти речь об идеях, чувствах, образах (Теплов, 1986).В зарубежной психологии получил распространение термин «социальноепредставление»,чтоявляетсямежличностноговзаимодействия.эквивалентомФранцузскиепонятияобразпсихологиситуацииконституируют«социальное представление» как систему знаний, убеждений, мнений, образов иаттитюдов, проявляемых по отношению к данному социальному объекту,имеющемупрактическоезначениеиконкурирующемуприсозданииуниверсальной реальности с социальной системой (Flament et Rouquette, 2003).Этот процесс предполагает ежедневную обработку человеком поступающейинформации, «ее упрощение, преобразование и интерпретацию в новых формахдля осуществления действий и коммуникативных связей в обществе. «Изучениесоциальных представлений обеспечивает доступ к «коллективному познаниютакого объекта членами одного сообщества» (Flament, 1994, С.
3).Всовременнойзарубежнойпсихологииполучилраспространениеметодологический подход, разработанный Куртом Левиным, основанный на«теории поля». Согласно его концепции, «понятие психологического поля какдетерминанты поведения подразумевает, что все, что оказывает воздействие наповедение в данное время, должно быть представлено в поле, существующем вэто время, и что могут влиять на поведение только те факты, которые находятся врамках этого поля» (Левин, 2000, С.
266).Теоретические исследования социальных представлений, проведенныеСержем Московичи, получили дальнейшую проработку в ряде подходов.Теоретические положения этнографического подхода сформулированы Жоделе(Jodelet, 1989); теоретические принципы организации социальной информацииобоснованы в социологическом подходе Дуаза (Doise, 1992).Заслуживает внимания структурный подход, предложенный Абриком23(Abric, 1994), в основе которого лежит «теория центрального ядра».
Согласноэтой теории, «социальное представление» содержит комплекс когнитивныхэлементов, объединенных отношениями друг с другом. Элементы и их отношенияобразуют определенную группу, причем элементы внутри группы отличаются постепениихрелевантности:фигуративныеиинформативные.Основныеположения «теории ядра» будут рассматриваться нами в следующем параграфе.СогласнодиалогическомуподходуМарковой(Маrkova,2007),представления создаются в процессе развития коммуникации в группах методамисвободной дискуссии или «фокус-групп».
Этот метод может быть использован напредварительном этапе формирующего эксперимента как условие созданияэстетической установки. Использование экспериментальных подходов позволяетпроверить ряд теоретических положений, касающихся природы, организациифункционирования социальных представлений.Среди многообразных подходов к изучению образов межличностноговзаимодействия представляет интерес экологический подход, в основе котороголежит метод наблюдения за поведением субъекта. В эстетической ситуациивосприятия портретной живописи наблюдаемое одномоментное поведениеявляетсянеобходимымусловиеманализаипереработкиинформациихудожественного текста.Вотечественнойситуационныйподход,психологическойнаукеоснованныйпринципенаполучилраспространениепознаниясоциальнойреальности, ее ситуационного контекста.
«Объективный анализ ситуациипозволяет вычленить ее основную структуру, составными частями которойявляются участники, происходящие события, результат (исход), место и времядействия» (Гришина, 2009, С. 131) и показать ее эволюционный характер на трехэтапахконстатирующем, развития и преобразования, в контексте «решениязадачи на смысл». В русле ситуационного подхода получил распространениесубъектный подход, который будет обсуждаться в разделе, посвященномпроблеме познавательной активности.Наиболее эффективным в данном контексте представляется интегративный24подходканализусоциальногопредставления(эпизода),разработанныйфранцузскими психологами (Мoliner, Rouquette, Flament), о котором пойдет речьниже. Согласно предлагаемому подходу «социальное представление» в живописиявляется объектом интегративной информации (эстетической и социальной),имеющей многокомпонентную структуру.В последние десятилетия получила развитие тенденция к исследованиюобразного представления – ситуации.
Изображение социального представления,по определению Сержа Московичи (Моscovici, 1961), воплощается в сочетаниифигуративности со значением, оно выражено через объективацию изображения вфигуре и его акцентирование – в смысле. Во Франции Паскалем Молинером(Moliner, 1994) был разработан интегративный подход к анализу образнойситуации, согласно которому «образ» в живописи акцентирует свойствамногомерного эстетического стимула и объекта социальной информации.Молинер выделил три специфических критерия социального представления вграфическом изображении: фигуративность как сущность объекта в изображении,эмоциональную экспрессивность и многозначность изображения.