Диссертация (Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)), страница 3

PDF-файл Диссертация (Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)), страница 3 Психология (30189): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)) - PDF, страница 3 (30189) - СтудИ2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)". PDF-файл из архива "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

ПроверкастатистическойзначимостинепараметрическогокритериярезультатовПирсона,обеспечиваласьдисперсионного,применениемкорреляционногоанализа и контент-анализа.Апробация результатов исследованияПо теме диссертации были сделаны доклады и опубликованы материалы наМеждународной научно-практической конференции: «Современные прикладныенаправления и проблемы психологии «Ананьевские чтения 2010» (СанктПетербург, 2010); Международной научно-практической конференции молодыхученых «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2011); V Съезде Российскогопсихологического общества (Москва, МГУ им. М.В.

Ломоносова, 2012); VIЕжегодном саммите психологов «Технологии успеха» (Санкт-Петербург, 2012);6Европейскомконгрессепозитивнойпсихологии(Москва,2012);Международной научно-практической конференции: «Психология образования всовременном мире» «Ананьевские чтения 2012» (Санкт-Петербург, 2012); 3Всемирном Конгрессе позитивной психологии в Лос-Анджелесе (США, 2013);Международнойнаучнойконференции«Человек,субъект,личностьвсовременной психологии» (ИПРАН, Москва, 2013); 7 Европейском конгрессепозитивной психологии в Амстердаме (Нидерланды, 2014 г.).Результаты исследования отражены в одиннадцати публикациях, в томчисле опубликованы 3 статьи в изданиях, рецензируемых ВАК:151. «Образная когнитивная модель социальной репрезентации в живописи» //Вестник СПбГУ.

Серия 12. – Вып.4. – 2012. – С. 52 – 63.2. «Особенности восприятия и интерпретации социальных ситуаций впроизведениях живописи» // Историческая и социально-образовательная мысль. –№ 5. – 2014. – С. 214 – 219.3. «Образный компонент креативности в структуре оценки ситуациймежличностного взаимодействия в произведениях живописи» // Инновации иинвестиции. – №10. – 2014. – С.

170 – 174.Структура диссертацииДиссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов,заключения, списка литературы и приложений, общим объемом 259 страниц.Основное содержание диссертации изложено на 188 страницах. Текст содержит11 таблиц и 18 рисунков.16ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИСОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ1.

1 Теоретический анализ психологических и эстетических концепцийвосприятия живописиВ современной психологии искусства значительное внимание уделяетсяисследованиям пространственно-предметной информации, детерминированнойобъектом. Психологическая сущность восприятия художественных объектов былараскрыта в трудах теоретика культурно-исторического подхода в психологииЛ.С. Выготского. По мнению Выготского, в основу исследования надо положитьсамо художественное произведение, и «от его структуры идти к структурепсихологическойреакции».Согласноегоконцепции,существует«непосредственная связь между переживанием искусства, его пониманием и всемтечением нашей жизни, вот почему искусство оказывается таким важным,близким и существенным для нас» (Выготский, 1968, С.

267). При восприятиипортретной живописи взаимодействие зрителя с произведением раскрывается вментальном образе восприятия визуальной, эмоциональной и социальнойинформации.Особенности визуального восприятия традиционно интересуютученыхразных стран (Арнхейм, 1972; Барабанщиков, 2003; Величковский, 1996; Волков,1958; Зинченко.

1997; Солсо, 2002; Коул и Скрибнер, 1977). Известен подход кпсихологическому исследованию визуального восприятия с точки зренияпереработкипространственно-предметнойинформации,поступающейотстимула. (Найссер, 1982; Леонтьев 1997). В русле концепции внутреннейпереработки информации, У.Найсcер постулировал образование внутреннегоперцептивного потока, объединяющего две стадии – «предвнимания» и«конструирования» образа. В результате экспериментальных исследований онпришел к выводу, что создание перцептивных образов связано с типом икачествоминформации,доступнойвоспринимающему.Информацияо17пространственных отношениях между объектами отражается в когнитивныхсхемах, которые строит наблюдатель на основании известных ему коллективныхпредставлений о свойствах предмета или явления.

Это положение можнопроиллюстрировать на конкретных примерах восприятия процесса движения вживописи. Например, информация о месте положения персонажа и его движенииотносительнонаблюдателявключаетсявранеесуществовавшуюпространственную схему, которая таким образом модифицируется (У.Найссер,1981). Важно подчеркнуть, что в пространственном восприятии живописи естьэлементысущественной,релевантнойинформации,например,линииперспективы, параллакс движения или цвет, которые являются релевантными, инесущественной, нерелевантной информации, например, присутствие деталей.

Вряде исследований (Дункер, Брунер и Постман, 1977) было показано, что навосприятие величины, движения, яркости, цвета влияют поведенческие иличностные факторы – это зависит от ориентации тела, от угла зрения, а также отвозрастных различий восприятия. Было также установлено, что восприятие цветасвязано с ожиданием стандартного цвета объекта, видимая величина объектавозрастает с ростом его ценности.Еще в 1950-е годы психофизиологические особенности зрительноговосприятия были исследованы в экспериментах Г. Ярбуса: было показано влияниедвижения глаз на формирование целостного образа изображения. Отмечен рядфакторов, способствующих пониманию взаимодействия линий, красок и оттенковв изображении, что позволяет идентифицировать это изображение.Психологическиеаспектывосприятияпространственно-временнойпредметной информации, детерминированной объектом, были исследованы втрудах Р.

Арнхейма, Н.Н. Волкова (Арнхейм, 1972; Волков, 1958) –установленные им закономерности визуального восприятия будут рассмотренынами в следующем параграфе. Ряд исследований непосредственно посвященинтеллектуальнымиэмоциональнымфакторамперцептивногопроцесса,проблемам восприятия социальных объектов в художественном тексте, живописипсихологическим и эстетическим детерминантам интерпретации сюжетной18(Дорфман, 2000; Леонтьев, 2007; Петренко, 2008; Семенов, 2008).Еще в 1980-е годы Берлайн (Berline, 1979) ввел психологическиедетерминанты оценки эстетического значения стимула, его формальные иобъективные критерии, вне зависимости от художественного стиля произведения.Он связывал эстетическую оценку с определенными характеристиками стимулов,которые называл «сопоставимыми переменными».

По его мнению, основаниемдля эстетической оценки произведения живописи выступает наличие илиотсутствие какого-либо признака, свойства, элемента или системы свойств. Вэтом контексте представляется важным вывод Берлайна о возможностиобъективной эстетической оценки, опирающейся на систему критериев, таких каксила и глубина чувств, проблематичность, интеллектуальность, воспитательная инравственная ценность. Более надежное объективное оценивание достигается приусловии строго разработанной системы признаков эстетического анализа, такихкак «художественная правда» (новизна, познавательность, оригинальность),типичность, «идейность» и т.д.

Вместе с тем, главным условием эстетическоговосприятия картины выступает субъективная оценка (переживание и понимание)зрителем идеи автора, его мировосприятия.В этом контексте заслуживает внимания концепция Д.А. Леонтьева,согласно которой художественное произведение предстает не как изображениемира, а как образ мира, реализуемый в трех аспектах: с точки зрения отношения креальности – фактор «жизненности», с позиции воплощения автором образа мира,как осмысления реальности (фактор «самовыражения») и, наконец, с позициисобственно изображения воплощения художественными средствами образа мира.Определение отношений субъекта с миром обусловлено как его внутреннимсостоянием, так и возможностями существования в этом мире (Леонтьев, 2006, С.423).Впсихологиивосприятияживописиреализациятакихотношенийпредставлена разнообразными схемами.

Одна из наиболее современных: мир–образ мира – изображение мира – образ мира – мир. Суть этой концепции,предложенной Д.А. Леонтьевым, заключается в том, что образ любого19воспринимаемогообъекта(явления),созданногохудожником,содержитпсихологическую составляющую, заложенную в структурных элементах и ихорганизации, в которой отражается значимость для зрителя этого объекта,жизненный смысл в системе отношений человека с миром. В контексте этойсхемы мы рассматриваем образ социальной ситуации в живописи, как вторуючасть триады: авторхудожником,произведениераскрываетсяимличность.

Образ мира, создаваемыйчерезсхемувыразительныхсредств,закодированных в изображении, в отражении стилевых и культурно-историческихособенностей конкретной эпохи. Таким образом, произведение живописи,репрезентирующее в нашем случае ситуацию межличностного взаимодействия,предстает не как образ мира, а как изображение образа мира, то есть техотношений к реальности, жизненных смыслов, которые отражены во внутреннеммире автора. Зритель при восприятии произведения живописи извлекает из негото содержание и ответы на жизненные вопросы, которые обусловлены контекстомего жизни.

(Леонтьев, Там же). Эстетическая деятельность является идеальнымусловием для анализа «жизненных отношений». «Тот смысл, который несет в себепроизведение – это ответ на жизненную «задачу на смысл», стоящую передхудожником, или же заостренная осознанная постановка этой задачи» (Леонтьев,2007, С.422).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее