Диссертация (Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)), страница 10

PDF-файл Диссертация (Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)), страница 10 Психология (30189): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)) - PDF, страница 10 (30189) - Студ2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)". PDF-файл из архива "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Проявление мыслительных действий, какуказывалось выше, фиксируется в когнитивных операциях – в анализе моделеймежличностноговзаимодействияметодом«погружения»,ввыявлениирелевантных элементов ядра ситуации, «сходства» ситуаций с прототипом вреальности, признаков валентности отношений через ассоциативное пространствообраза межличностного взаимодействия.Можноговоритьотом,чтоэмпатическоепониманиеобразамежличностного взаимодействия как когнитивный компонент оценочногосужденияпредставляетсобойструктуруинтеллектуальныхопераций,обеспечивающих понимание поведения и отношений участников на высокомуровнеобобщениясмысла.Важнейшейфункциейпониманиявыступаетрасшифровка или декодирование художественного текста.

Если «коммуникациясобытий», как правило, не вызывает затруднений (когда речь идет о пониманииотдельных фрагментов изображения), то «коммуникация отношений» вызываетзначительные трудности при декодировании конструкции. Смысл предъявленногосодержания становится понятным при соблюдении ряда необходимых условий.А. Р.

Лурия выделил группы факторов, обеспечивающих понимание текста.В анализе художественного текста важным фактором является «симультанныйохватструктурныхпризнаков»,отражающихпространственно-временныеотношения. Кроме того, правильное понимание картины обеспечиваетсяориентировкой в сложной конструкции изображения. Необходимым условием50правильного понимания сложного стимула выступает выделение, запоминание исопоставление основной мысли и информативных элементов конструкции.Понимание при этом означает не просто декодирование значения отдельныхэлементов или контекста, а сложное движение «от внешнего развернутоготекста к его внутреннему смыслу», что является основным требованием,предъявляемым к пониманию» (Лурия, 2010, С. 294).

«Сложность декодированиявнутреннего смысла художественного текста дает основание считать, что следуетучить декодировать (раскрывать) внутренний смысл произведения, так же, какучили декодировать (понимать) его внешнее (логико-грамматическое) значение,что психология должна разработать наиболее рациональные пути такогообучения. Психологии еще мало известно о факторах, которые могут затруднятьпроцесс декодирования внутренних смыслов, и их анализ должен явитьсяспециальным предметом будущих исследований» (Лурия, 2010, С. 298).В системе отношений произведение живописи – зритель, на этапепостижения предметно-смысловых значений художественного объекта, имеетзначение не только установка на художественное восприятие и социальноисторический опыт человека, но и эмоциональный фон значения художественноготекста.В психологической литературе изучению ассоциативного поля посвященобольшое количество разноплановых исследований: от психофизиологических (вработах И.

П. Павлова – о биологических потребностях, лежащих в основеассоциаций) до выделения классификации связей между абстрактными понятиями(К. Юнг). Есть мнения, что ассоциации носят системный характер, связывая впсихике системы явлений, они могут быть предметными и межпредметными, взависимости от вида умственной деятельности.С.Л. Рубинштейн отмечает: «Чтобы ассоциативная связь образовалась, онадолжна иметь значение, смысл» (Рубинштейн, 1957, С. 210).

Природа ипространственная организация ассоциативных впечатлений раскрыта в работахЛ.С. Выготского и будет освещена в разделе, посвященном развитиювоображения.51Представляет интерес точка зрения видного психолога и эстетика С.Х.Раппопорта.Согласноегоконцепции,различиямеждуассоциациямиобусловлены тем, что: «эмоциональные ассоциации связывают в психикечеловека образы тех или иных явлений действительности с отношениями к нимсубъекта, с самим субъектом. Их главный направляющий смысл – личностныесмыслы. Предметные ассоциации связывают в психике человека образы тех илииных явлений действительности между собой и независимо от субъекта и его кним отношения.

Их направляющий центр – объективные значения» (Раппопорт,1978, С. 163).В процессе приобретения эстетического опыта начинают проявлятьсяхудожественныеассоциации,онисвязываютэмоционально-предметныеассоциации с восприятием элементов изображения и их отношений. В восприятииобразов межличностного взаимодействия социальный смысл выступает какпровоцирующий инвариант художественного текста, тогда возникают не толькоэмоционально-предметные, но и художественные ассоциации.Специфика механизма воздействия ассоциативных связей проявляется вформировании в сознании общих черт, связанных с объективным значениемпроизведения и личностным смыслом субъекта восприятия. Это обусловленосходством социальных ситуаций, событий, мыслей и переживаний людей вконкретных обстоятельствах. Так в психике людей образуются устойчивыеассоциации, что не исключает, однако свойственных конкретному человекуособых ассоциаций, отражающих индивидуальный психический опыт.

Активнаядеятельностьсубъектапривосприятиихудожественныхобъектовмежличностного взаимодействия, имеющих высокое эстетическое значение,способствует расширению горизонтов ассоциативного поля данного субъекта иприобретению им эстетического опыта.1. 3 Проблема творческих способностей как ресурсовэмпатического понимания ситуаций.Воображение и творческий потенциал человека52В заключительной части теоретического обзора освещена проблемаразвития творческого воображения: предпринят анализ различных подходов кизучению когнитивных функций воображения в ситуации восприятия живописи,значению воображения в структуре креативности.

Восприятие и интерпретацияпроизведенийпортретнойживописипредполагаютразвитиесубъектомспособности творческого осмысления объективной действительности, еепреобразования по законам красоты.Реалии сегодняшнего дня, в условиях развития многофункциональныхинформационных систем, требуют от личности способности к активнойжизнедеятельности,мышления,развитиявоображения.абстрактно-логическогоНафонеиконструктивногомногочисленныхисследованийпознавательных процессов в образовательном поле отсутствуют технологииприменения воображения в условиях восприятия живописи, в контексте познанияи преобразования окружающего мира. Обладая громадными познавательнымиресурсами, человек в полной мере не использует потенциал воображения какспособ преобразования реальной действительности. Таким образом, противоречиемеждупотенциальнымивозможностямивоображенияиотсутствиемисследований в области новых технологий его применения подчеркиваетактуальность изучения воображения как одного из феноменов творческойдеятельности.В XX веке природа и функции воображения обсуждались в руслемеждисциплинарной проблематики – от философии и эстетики до когнитивнойпсихологии, нейроэстетики, синергетики и теории творчества.Впсихологическихисследованияхвоображениетрадиционнорассматривается в контексте творческой природы познания (Т.

Рибо, Л.С.Выготский, А.В. Брушлинский, А. Маслоу); как способ регуляции человеческогоповедения в процессах творчества, связанных с бессознательным (З. Фрейд, К.Юнг, Г. Башляр); творчества как способа творческой деятельности (Е.Я. Басин,М.М. Бахтин, Д.Б. Богоявленская, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, С.Х. Раппопорт);развития способностей и качеств творческой личности, сущностных черт ее53деятельности (Л.С.Выготский, В.В.

Давыдов, Н.И. Дружинин, О.А. Карабанова,Д.В. Ушаков, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Д.Б.Эльконин). Несмотря намногочисленные теоретические и экспериментальные исследования, проблемавоображения требует дальнейшегоанализа, так как нет единого подхода кизучению его роли в когнитивной деятельности, мало изучены психологическиефакторы развития воображения при восприятии живописи. Отсутствуютисследования преобразующей функции воображения как способа трансформациимежличностных отношений в конкретной социальной ситуации, как образногокомпонента креативности.Существующие разнообразные подходы к изучению процессов мышлениятрактуют воображение как способ человеческого поведения в процессетворчества.

По мнению Л.М. Веккера (Веккер,1972), в общей структурепсихическихрегуляторовповедениячеловекасодержатсякомпоненты,психически отражающие предметную ситуацию, в которой происходит действие.В эстетической ситуации воображающее сознание регулирует творческуюдеятельность восприятия с помощью наглядных и абстрактных зрительныхобразов. Воображение выступает как генератор новых ментальных образов, идей,эмоциональныхсостояний,какфункцияпреобразованиясубъективнойреальности на основе прошлого опыта человека. Как отмечал Л.С. Выготский, висследовании процесса воображения, в прошлом опыте человека формируютсяважнейшие составные элементы воображения: диссоциация и ассоциациявоспринятыхвпечатлений.«Созданиюобразапредшествуетвычленениефрагментов разнородных впечатлений, после чего, на их основе, в результатедвиженийиизменений,образуютсяновыеассоциативныевпечатления.Непроизвольное воображение проявляется переходом бессознательного актавосприятия на предмет и появлением эмоциональной реакции, следствием чегоявляется формирование образа в сознании» (Выготский, 2008, С.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее