Иванов. Местное самоуправление на Урале (947511), страница 26
Текст из файла (страница 26)
На 1 января 1997 года было замещено 39 должностей, а вакантными оставалось 34. Полностью удалосьукомплектовать аппараты 6 Советов, а 20 – лишь частично (была занята одна должность из двух-трех предусмотренных штатным расписанием). Вместе с тем не удалось сформировать аппараты горсовета и райсоветов г. Ижевска, столицы республики, а также СоветовБалезинского и Вавожского районов.По республиканскому законодательству главы администрацийгородов и районов как руководители местных исполнительных органов власти назначались Госсоветом Удмуртии. К началу 1997 годатаким образом прошло замещение должностей всех 35 глав городских и районных администраций.
В отличие от председателей Советов практически все главы имели стаж работы в данной должности(до 1 года – 2 человека, от 1 до 3 лет – 8, от 5 до 10 лет – 12, свыше 10лет – 2 человека). Кроме того, был сформирован корпус заместителей глав администраций городов и районов. По штату предусматривалось 144 должности, из них к 1 января 1997 года были замещены13429.Аргументы руководства республики о необходимости формирования местных органов государственной власти близки к суждениям политической элиты Башкортостана. В частности, В.А.
Пономарев, заместитель председателя Государственного Совета Удмуртии,выступая на семинаре по вопросам местного самоуправления по программе «Tacis» 27–28 января 1997 года в г. Ижевске, так объяснил этупозицию: «Сложилась парадоксальная ситуация: государственная113Глава 5власть на уровне субъектов заканчивалась Правительством и Государственным Советом. Я был поражен одному тому, что Правительство, созданное в апреле 1995 года, до принятия нашего закона («Осистеме органов государственной власти в Удмуртской Республике».
–В.И.) могло лишь рекомендовать. А для населения это абсолютно непонятно»30.Однако если создание системы местной государственной власти в Башкортостане прошло бесконфликтно, непосредственно послеполитического кризиса сентября – октября 1993 года в стране (в 1994году была подготовлена правовая база, а в 1995 году проведены выборы), когда федеральная власть избегала прямой конфронтации среспубликами, то в случае с Удмуртией, в 1996–1997 годах, реакцияцентра была оперативной и крайне негативной.Формирование местных органов государственной власти в республике было приостановлено после решения Конституционного СудаРФ (Постановление №1 от 24 января 1997 года) , который выявил рядотступлений от федерального законодательства в ходе данного процесса31.
При этом, несмотря на то, что Конституционный Суд РФ признал право республики создавать местные органы государственнойвласти при соблюдении определенных условий (они должны былинаделяться собственной компетенцией и формироваться как самостоятельное звено власти), Президент РФ Б.Н. Ельцин потребовал восстановить систему местного самоуправления на уровне городов ирайонов, действовавшую в Удмуртии с 1994 по 1996 год.
Это указание было исполнено до конца 1997 года.Полномочия органов местного самоуправления, избранных в1994 году, истекали 10 апреля 1998 года. В республике планировалось избрать новые органы местного самоуправления в городах, сельских Советах и поселках, а на уровне районов сформировать органыгосударственной власти. Однако Администрация Президента РФпрактически не допустила проведение выборов в местные органыгосударственной власти, несмотря на то, что к этому времени вся законодательная база в Удмуртской Республике была приведена в соответствие с федеральным законодательством и постановлением Конституционного Суда РФ.
В частности, совместно со специалистамиЦентральной избирательной комиссии РФ были разработаны проекты законов «О выборах глав муниципальных образований и другихдолжностных лиц местного самоуправления в Удмуртской Респуб114Взаимодействие органов местного самоуправления ...лике» и «О выборах депутатов представительных органов местногосамоуправления в Удмуртской Республике», которые Госсовет Удмуртии принял 14 января 1998 года.
В эти же сроки были приняты изаконы «О выборах депутатов Советов депутатов районов Удмуртской Республики» и «О местном референдуме и местном консультативном референдуме в Удмуртской Республике». На основании данных законов Госсовет УР назначил на 12 апреля 1998 года выборыодновременно в органы местного самоуправления и органы государственной власти сельских районов – Советы депутатов.Кроме того, в Удмуртии прошел опрос населения сельских районов по вопросу образования местных органов государственной власти. Подавляющее большинство опрошенных жителей (87%) поддержали идею создания органов государственной власти в сельских районах республики32.Выборы в местные органы государственной власти и самоуправления были назначены на 12 апреля 1998 года. Однако провестиих в установленные сроки не удалось. Первоначально Верховный СудУР по формальным признакам оспорил назначение выборов в районные органы государственной власти, а 26 марта 1998 года в республику для анализа сложившейся ситуации прибыла заместитель главы Администрации Президента РФ В.А.
Митина. Она порекомендовала руководству Удмуртии принять ряд мер: приостановить процессреорганизации местного самоуправления и достраивания системыорганов государственной власти в Удмуртской Республике, а такжедействие Закона УР «Об упразднении муниципальных образованийрайонов Удмуртской Республики и образовании муниципальных образований сельских поселений, сельских округов, сельсоветов», принятого 14 января 1998 года, и Закона УР от 13 ноября 1998 года «Оборганах государственной власти районов Удмуртской Республики»,отменить выборы в органы государственной власти районов, обеспечить выборы в органы местного самоуправления, разработать долгосрочную программу государственного строительства в Удмуртии33.Под давлением этих факторов Госсовет УР 8 апреля 1998 года,т.е. за 4 дня до голосования, принял постановление об отмене выборовв органы государственной власти районов и рекомендовал провестивместо этого 5 июля 1998 года выборы в органы местного самоуправления сельских районов.
Поэтому 12 апреля 1998 года состоялись тольковыборы в органы местного самоуправления в городах республики.115Глава 5Таким образом, попытка Государственного Совета УдмуртскойРеспублики ввести в 1998 году местное государственное управлениена уровне районов республиканского подчинения, по аналогии с Башкортостаном, была заблокирована федеральным центром, несмотряна наличие всей необходимой законодательной базы.
По-видимому,это делалось для того, чтобы такая модель организации государственной власти не проецировалась на другие субъекты Российской Федерации в массовом масштабе. Иными словами, формально сохраняяза республиками право самостоятельно определять систему организации государственной власти на своей территории, федеральныйцентр не допускал создание ими жесткой властной вертикали.В целом анализ взаимодействия органов государственной и муниципальной власти в областях и республиках региона в рассматриваемый период позволяет говорить, что оно имело определеннуюспецифику, связанную с выбором модели местного самоуправления.Это взаимодействие затруднялось наличием таких факторов, как отсутствие в законодательстве четкого разделения полномочий по вопросам местного значения между органами государственной власти иместного самоуправления, высокая степень автономности местногосамоуправления.
В настоящее время уже очевидно, что искусственное разделение государственной власти и местного самоуправленияослабляет эффективность политической системы общества в целом.ПримечанияМатериалы съезда депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления Пермской области(25–26 апр.
2000 г.). Спец. вып. Пермь, 2000. С. 7.2Кокотов А.Н. Проблемы разделения полномочий и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления // Гос. власть и местное самоуправление: проблемы, путивзаимодействия: Обл. науч.-практ. конф. (25 апр. 1997 г.): Тез. докл.Екатеринбург, 1997. С.9.3Саломаткин А.С.
Государственно-правовые проблемы территориальной организации Российской Федерации. Конституционноправовой аспект // Конституция Российской Федерации и проблемыее реализации: Сб. науч. тр. Челябинск, 1999. С.26.4Там же. С.25.1116Взаимодействие органов местного самоуправления ...Российская газета. 2002. 19 апр.Закон Пермской области «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиямиПермской области» // Вопросы местного самоуправления в нормативных правовых актах.














