Иванов. Местное самоуправление на Урале (947511), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Магнитогорске, Восточного – в г. Челябинске и Западного – в г. Златоусте. В своем выступлении он, в частности, заявил: «В Челябинской области вторуюобласть создавать не собираюсь (речь шла об уже принятом прежнейадминистрацией в 1996 году решении об образовании Магнитогорского административно-территориального экономического округа. –В.И.). Положишь палец в рот – и не заметишь, как руку по локотьотхватят»23.Перспектива именно такого варианта развития событий отчасти была реальна, т.
к. вписывалась в традиционное негласное соревнование между Челябинском и Магнитогорском за право быть ведущим городом области. Ставка на создание ассоциаций муниципальных образований также вполне объяснима. Они в организационномплане являются более рыхлой структурой в отличие от округа, а значит, и более уязвимой в случае возникновения конфликтных ситуаций с областной властью.В Пермской области в 1999 году активно обсуждалась идеяобразования производственных округов. Она даже нашла закрепление в проекте Концепции комплексной целевой программы развитиямуниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Пермской области (п. 3.13).
Однако при ее обсуждении на съезде депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления Пермскойобласти (25–26 апреля 2000 г.) делегаты от муниципальных образований отвергли пункт о производственных округах, увидев в них угрозу ликвидации районов. Позицию областных органов государственной власти по этому вопросу изложил председатель Законодательного Собрания Пермской области Н.А.Девяткин, который пытался убедить депутатов в целесообразности структур управления такого рода.Он объяснил суть производственных округов следующим образом:«Муниципальные образования объединяются для решения какой-либопроизводственной проблемы, например Кизеловского угольного бассейна»24.В Республике Башкортостан установлено два вида местнойвласти: местное государственное управление и местное самоуправление. Система местного государственного управления действует врайонах и городах.
В том числе в 10 районах образованы единые администрации и объединенные Советы, выражающие интересы жи109Глава 5телей районов и городов, имеющих статус райцентров25. Компетенция этих органов власти была определена Законом «О местном государственном управлении в Республике Башкортостан», содержаниекоторого рассматривалось ранее. Отметим только, что в соответствиис ним Советы как представительные органы власти избираются населением, а главы районных и городских администраций назначаютсяи освобождаются от должности Президентом республики.
В этом случае вопросы местного значения, которые ранее, до октября 1993 года,решали Советы народных депутатов районного и городского уровней, практически без изменений перешли в компетенцию администраций и представительных органов городов и районов республики.Первые выборы в органы местного государственного управления на новой правовой основе состоялись 5 марта 1995 года. Былосформировано 75 представительных органов власти, насчитывающих3 019 депутатов, в том числе 48 районных Советов (2 017депутатов),20 горсоветов (718 депутатов), 7 райсоветов г. Уфы (284 депутата).Главы районных и городских администраций назначались Президентом Республики Башкортостан. Одновременно они являлись депутатами и председателями соответствующих Советов.
Основную текущую работу в Советах выполняли заместители председателей (прил.3 табл. I). Таким образом, в результате выборов в республике сформировалась жесткая вертикаль исполнительной власти до уровня района. До марта 1998 года главы районных администраций назначалируководителей поселковых и сельских администраций, то есть централизованное государственное управление осуществлялось во всехадминистративно-территориальных единицах.Вторые выборы состоялись в марте 1999 года. Их результатынезначительно отличаются от предыдущих выборов.
В республикебыли сформированы представительные органы государственной власти 45 районов, 21 города и 7 районов г. Уфы. Всего было избрано3 047 депутатов рай- горсоветов (прил. 3 табл. II).Во многом местная государственная власть в республике сохранила черты бывшей системы Советов, что не отрицает Президентреспублики М. Рахимов. В частности, выступая на семинаре-совещании председателей сельских и поселковых Советов республики15 мая 1998 года, он прямо заявил: «Да, на сегодняшний день мы ещесохранили традиционную для нас систему в районах и городах»26.По его мнению, благодаря этому удаленные друг от друга муници110Взаимодействие органов местного самоуправления ...пальные образования «объединены наличием районной власти»26.Однако, на наш взгляд, эта аргументация верна относительно и поряду моментов уязвима для критики.
Например, в целях объединения усилий сельсоветов можно было создать ассоциацию муниципальных образований. Другой вариант – создать муниципальные образования на уровне районов и разграничить полномочия между ними,сельскими и поселковыми Советами.Истинная причина указанной позиции, по-видимому, в том, чтов прежней политической системе район традиционно рассматривался как ключевой элемент механизма реализации решений, принимаемых вышестоящими органами государственной власти. Ликвидировав систему государственной власти на этом уровне, руководство республики ослабило бы свое непосредственное влияние на ключевыесферы жизни региона.
Поэтому в условиях переходного периода избранный руководством республики подход к организации системыполитической власти в Башкортостане понятен и обоснован. Он позволил обеспечить преемственность власти и сохранить управляемость политическими и социально-экономическими процессами вреспублике.Не отвергая в принципе выборность глав районных и городских администраций, М. Рахимов считает, что делать это нужно постепенно, с созданием соответствующей законодательной базы и врамках «реформирования всей системы местной власти»27.
Можносогласиться с этой точкой зрения с определенным дополнением: переход от административных к демократическим методам формирования органов власти будет реален и эффективен при наличии открытой системы подбора, подготовки и выдвижения кадров государственных и муниципальных служащих (административный методбазируется на использовании кадрового потенциала, оставшегося отсистемы Советов). В свою очередь, это напрямую зависит от развития институтов гражданского общества, зрелости общественных организаций, политических партий, негосударственных СМИ, предпринимательства, уровня политического сознания населения.Наличие в республике органов местной государственной власти формально входит в противоречие с Конституцией. Она наделяетправом осуществлять государственную власть только РоссийскуюФедерацию и ее субъекты. Это делает уязвимым с точки зрения легитимности систему местной государственной власти.
Ключевым111Глава 5аргументом в ее защиту политическое руководство республики считает постановление Конституционного Суда РФ по вопросу местного государственного управления в Удмуртии, и в частности ту егочасть, которая подтверждает право республики самостоятельно определять внутреннее устройство власти, исходя из федеральных законов.В Удмуртии взаимодействие с системой местного самоуправления осуществляется через территориальные структуры органов государственной власти с муниципальными образованиями районов игородов.
Здесь, как отмечалось ранее, в 1996 году была сделана попытка ввести государственное управление на уровне городов и районов республиканского значения, по аналогии с Башкортостаном, которая закончилась безуспешно. В республике предполагалось формирование представительных (Совет депутатов) и исполнительных(администрация) органов государственной власти районов и городов.Советы депутатов должны были избираться непосредственно населением, а главы администраций районов, городов – назначаться иосвобождаться от должности совместно Президиумом Госсовета иПравительством Удмуртской Республики по согласованию с соответствующим Советом депутатов.Для успешного проведения реформы органов государственнойвласти и местного самоуправления (последнее перемещалось с районного и городского на уровень пос- сельсоветов) в республике предусматривался переходный период сроком в 2 года.
В течение этоговремени функции местных представительных органов государственной власти возлагались на объединенные Советы районов, городов,районов в городе, образуемые из депутатов Госсовета Удмуртии ипредставительных органов местного самоуправления этих территорий. Полномочия руководителей городских и районных администраций возлагались на действующих глав местного самоуправления этого уровня.В короткие сроки руководству республики удалось реализоватьважнейшие положения плана реформы. В апреле – мае 1996 года вУдмуртии прошли организационные сессии объединенных Советовдепутатов районов и городов.
Всего было создано 35 объединенныхСоветов депутатов районов, городов и районов в городе Ижевске. Вмае – июне 1996 года прошли выборы председателей Советов. Из 35должностей были замещены 34, вакантным остался только пост пред112Взаимодействие органов местного самоуправления ...седателя объединенного Совета Кезского района. В ходе выборовпроизошла значительная ротация руководителей этого уровня: из 34председателей гор- райсоветов только 10 ранее занимали эту должность, а 24 были избраны на нее впервые28.Довольно высоким был качественный состав председателейСоветов: с высшим образованием – 32 (94,1%), с незаконченным высшим – 1 (2,9%), со средним специальным – 1. По возрастному составукорпус председателей выглядел следующим образом: от 36 до 40 лет– 8 человек, от 41 до 45 лет – 8, от 46 до 50 лет – 13, старше 50 лет –5 человек.В 35 объединенных Советах предусматривалось формирование собственных аппаратов с совокупной численностью 73 штатныхработника (управляющие делами, главные и ведущие специалисты,специалисты первой категории).












