Иванов. Местное самоуправление на Урале (947511), страница 17
Текст из файла (страница 17)
По остальным субъектам Федерации этот показатель выгляделтаким образом: в Башкортостане – 860 (87,76%), Курганской области – 445 (96,94%), Челябинской – 168 (51,69%) муниципальных образований (прил. 2 табл. IV).Школы, профессионально-технические училища, лицеи, колледжи и другие образовательные учреждения имели 2 037 (81,28%)муниципальных образований региона, в том числе все муниципальныеобразования Удмуртии, Курганской, Пермской и Свердловской областей и Коми-Пермяцкого автономного округа (прил.2 табл. V).Жилой фонд и нежилые помещения в указанный период имели1 838 (73,34%) муниципальных образований Урала.
Это практическивсе муниципальные образования Удмуртии, Пермской, Свердловскойобластей и Коми-Пермяцкого автономного округа. В оставшихсясубъектах Федерации этот показатель был следующим: в Башкортостане – 883 (90,1%), Оренбургской области – 248 (42,83%), Курганской – 406 (88,45%) и Челябинской – 140 (43,08%) (прил.2 табл. VI).74Финансово-экономическая основа ...Важной характеристикой экономической базы местного самоуправления является наличие муниципальных фондов. Число муниципальных образований региона, имеющих такие фонды, на апрель1999 года составило: в Башкортостане – 314, или 32% от их общегочисла, в Удмуртии – 14 (45%), в Курганской области – 26 (5,66%), вОренбургской – 186 (32,12%), в Пермской – 33 (62,26%), в Челябинской – 83 (25,54%) и Коми-Пермяцком автономном округе – 7 (100%).По Уралу в целом этот показатель был равен 663 муниципальнымобразованиям, или 37,79% (прил.2 табл.
VII). Приведенные данныеговорят о том, что работа местной власти в этом направлении находится в начальной стадии.К числу ключевых ресурсов, обеспечивающих функционирование системы местного самоуправления, относятся средства бюджетов муниципальных образований. В этой связи анализ состояниямуниципальных бюджетов требует особого внимания. Как отмечалось ранее, в республиках и областях региона местное самоуправление осуществлялось на разных уровнях, что привело к различнойконфигурации их бюджетных систем.В Оренбургской области, где местное самоуправление до 2000года осуществлялось по поселенческому принципу, структура бюджетной системы была определена областным Законом «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Оренбургской области» от04.09.1996 года2. В нем выделены два ее уровня – областной и местный бюджеты, а также источники их формирования.
При этом в Законе была учтена специфика местного самоуправления на тот период – отсутствие муниципальных образований на уровне районов. Вэтой связи в число местных были отнесены бюджеты не только органов местного самоуправления городов, поселков и сел, но также районов, хотя и как административно-территориальных единиц (ст. 3).Поэтому предусматривались особые полномочия глав районных администраций. Они должны были доводить контрольные цифры проекта бюджета до органов местного самоуправления (кромегородов), расположенных на территории района, рассматривать, утверждать и исполнять районный бюджет, утверждать нормативы отчислений от регулирующих налогов и размер дотаций бюджетам органов местного самоуправления (ст.
14).Вместе с тем на практике до 1999 года бюджеты муниципальных образований не выделялись в консолидированном областном75Глава 4бюджете в качестве самостоятельных, а определялись только бюджеты районов как административно-территориальных единиц, что непредусматривалось федеральным законодательством.
На это в 1998году обратила внимание областных органов государственной властиАдминистрация Президента РФ. Данное замечание было учтено припринятии бюджета области на 1999 год. Он уже не содержал упоминание о районных бюджетах, вместо них речь шла о бюджетах муниципальных образований.В Удмуртии и Пермской области статус муниципальных образований имеют города и районы субъектного подчинения, в состав которых входят поселки и села с назначенными органами власти, работающими по сметам расходов, то есть квазибюджетам. Аналогично строятся бюджетные отношения в крупных городах, областных центрах региона, где внутригородские районы также работают по сметам расходов.В Свердловской области границы муниципальных образованийи административно-территориальных единиц не совпадают. Это создало определенные сложности для осуществления согласованнойсоциально-экономической политики на районном уровне.
В целяхпредотвращения этого было запланировано образование бюджетныхрайонов. Закон Свердловской области «О регулировании взаимоотношений между областным бюджетом и местными бюджетами Свердловской области» от 02.08.1996 года ввел понятие «бюджетный район» и определил его как «часть территории области, определяемая сцелью бюджетного регулирования и включающая в себя несколькомуниципальных образований, имеющих близкие природно-географические условия, ресурсный потенциал, уровень социальной инфраструктуры, транспортной доступности областного центра, финансовых возможностей и численности населения» (ст.
2)3.В законе были также закреплены критерии, необходимые дляобразования бюджетных районов области:целостность развития хозяйства и рациональное использование местных ресурсов и условий;перспективность развития муниципальных образований на основе экономико-географического, природно-ресурсного, научно-технического, социально-экономического, финансового экономического потенциалов;равномерность тяготения территорий к центрам промышленности, транспорта, инфраструктурного развития;76Финансово-экономическая основа ...специализация и эффективность развития территориальныхсистем (ст. 7)4.Состав бюджетных районов определялся правительством Свердловской области.В Курганской и Челябинской областях муниципальные образования различного уровня (районные, городские, поселковые, сельские) формально имеют свои самостоятельные бюджеты.
Однако напрактике бюджеты сельских муниципальных образований находятсяв подчиненном положении по отношению к районным бюджетам.Этот факт признан и федеральными органами власти, в частности в«Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.», где констатируется: «…там, где былисозданы муниципальные образования на двух уровнях, реально бюджетный процесс осуществляется только на уровне районов»5.Во многом это обусловлено особенностями территориальнойорганизации социальной инфраструктуры района, при которой еесодержание главным образом ложится на районный бюджет. Поэтому при разработке проектов бюджетов сельских муниципальных образований, расположенных в границах одной административно-территориальной единицы, в данном случае района, органы местногосамоуправления более высокого, районного уровня играют определяющую роль.
Камнем преткновения в межбюджетных отношенияхздесь является разделение источников доходов, прежде всего налоговых поступлений от высокодоходных предприятий, находящихся натерритории муниципальных образований.В Башкортостане бюджетная система включает бюджеты муниципальных образований (сельских и поселковых Советов), местного государственного управления (гор- райсоветов) и республиканский бюджет. При этом органы местного государственного управления наделены широкими полномочиями по отношению к бюджетаммуниципальных образований.
В частности, по Закону РБ «О местном государственном управлении в Республике Башкортостан» от12.12.1994 г. № ВС-25/11 районные и городские Советы принимаютрешения о выделении дотаций и субвенций бюджетам местных сообществ, а также ссуд и займов из средств районных и городскихбюджетов (ст. 23 п. «в»)6.Важным фактором, способствовавшим укреплению системыместного самоуправления, стало принятие Федерального закона «Офинансовых основах местного самоуправления в Российской Феде77Глава 4рации» 25 сентября 1997 года. До этого времени органы государственной власти субъектов РФ по собственному усмотрению определялидоли налогов, зачисляемые в бюджеты муниципальных образований,в связи с чем их финансовая самостоятельность носила декларативный характер.
Закон укрепил финансовую самостоятельность муниципальных образований, предоставив им право самостоятельно решать вопросы использования средств местных бюджетов, распоряжаться свободными остатками бюджетных средств, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступлениядоходов или уменьшения расходов, и др. (ст. 5).Значимым для муниципальных образований было то, что закон определил конкретные источники формирования доходной части их бюджетов: собственные доходы местных бюджетов, поступления от регулирующих доходов, финансовая помощь в форме дотаций, субвенций, средств финансовой поддержки муниципальныхобразований, средства по взаимным расчетам (ст.
6).К собственным доходам были отнесены местные налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами. Законзакрепил право муниципальных образований на доходы от приватизации, реализации и сдачи в аренду муниципального имущества, доходы от проведения денежно-вещевых лотерей, а также в виде штрафов, подлежащих перечислению в местные бюджеты по законамсубъектов Федерации и федеральному законодательству, платежей запользование природными ресурсами, право на государственную пошлину, установленную в соответствии с законодательством РФ.К доходам муниципальных образований было отнесено не менее 50% налога на имущество предприятий, подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностьюбез образования юридического лица.К особой части доходов были причислены доли федеральныхналогов, распределяемые между бюджетами различных уровней напостоянной основе.















