Попов, Демин, Шибанова - Проблема белка. т.3. Структурная организация белка (947296), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Человек, и только он один, — последний по времени возникновения, самый свежий, самый сложный, самый радужный, многоцветный из последовательных пластов жизни" [1. С 1791. Обретя способность к рефлексирующему мышлению, человек впервые в истории планеты получил возможность судить о жизни и критически воспринимать ее. В результате, как считает Тейяр де Шарден, человек 2 Проблема белка.
т. 3 33 понял, что его собственная судьба и судьба всего мира находятся в его руках. Если это действительно так, то очевидно, что "... двигать вперед ноогенез мы согласимся лишь при одном условии, что требуемое от нас усилие имело шансы на успех и повело нас как можно дальше. Животное может, очертя голову, ринуться в тупик или к пропасти. Человек никогда не сделает ни одного шага в направлении, которое, как он знает, бесперспективно" [1. С.
183-! 84]. О том, в какой мере справедливы эти слова, речь еще впереди, а сейчас отметим мнение Тейяра де Шардена о будущем эволюционного процесса. Будущее универсума — это будущее человечества, а оно состоится, если человек, совершенствуясь (индивидуально и коллективно), будет иметь возможность реализовать свое неистребимое желание раскрывать самого себя. Будущего может не быть в том случае, если существует состояние абсолютно совершенного разума, т.е. если развитие мысли имеет предел. Но это исключено, поскольку присущее. человеку рефлексирующее мышление противоречит предположению, будто оно может достичь потолка или повернуть вспять. На протяжении всей истории каждый период развития нашей планеты характеризовался определенным соотношением между уровнем сознания и сложностью организации его носителя.
В настоящее время, в период мысли (ноогенеза), сознанием на уровне разума обладает человек. В будущем, в период сверхмысли, сознание примет иную форму, отвечающую более сложной сгруктурной организации материи. Дальнейшее развитие сознания Тейяр де Шарден видит в переходе от индивидуализированных в значительной мере мыслящих центров к гармонизированной общности этих центров. "Земля, — пишет он, — не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе.
Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления" 11. С. 199). Появление мирового разума как субстанциональной основы индивидуальных душ вызовет стремление к духовному единству, что приведет к объединению людей во всех других отношениях, к образованию нового общества, На этот процесс окажет влияние, причем большее, чем до сих пор, религия, а именно Христианство. Таким образом, согласно Тейяру де Шардену, эволюция нашей планеты определяется человеческой историей, которая в настоящее время развивается между двумя критическими точками.
Одна из них — низшая, означает появление человека с его индивидуализированным рефлексирующим мышлением и начало перехода биосферы в ноосферу. Другая точка — высшая, отвечает человечеству, достигшему коллективного рефлексирующего мышления. При этом, полагает Тейяр де Шарден, ноосфера обретает "... одновременно крайнюю степень своей сложности и своей сосредоточенности". Это будет означать "... переворот равновесия, отделение сознания, в конце концов достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой покоиться в Баге-Омеге.... Под действием все более горячих лучей Омеги прекратятся ненависть и междоусобная борьба, побежденные чувством Земли и человека.
Во всей ноосфере будет царить какое-то 34 динодушие. Завершающая конвергенция произойдет мирно" [1. С. 225— 226!. Так, несколько мистически, заканчивает Тейяр де Шарден изложение всего учения об эволюции Земли. Перспективу развития человечества он видел в предопределенной гармонизации общества на основе разума и стремлении коллективной мысли к абсолютной свободе, достигаемой при ее слиянии в некоей конечной точке Омеги с Богом.
Это будет означать конец времени, завершение твари, победу Бога, возвращение человека в лоно Божье. Эволюционное учение В.И. Вернадского. Работа Тейяра де Шардена "феномен человека" [1] была закончена в 1940 г., однако увидела свет лишь через 20 лет, уже после кончины автора. Аналогичная, быть может, даже более печальная судьба была у другого выдающегося философского произведения на ту же тему — труда В.И. Вернадского "Научная мысль как планетное явление", которое автор считал своей "книгой жизни". Она была написана в 1937-1938 гг,, а впервые опубликована, да и то в искаженном виде, лишь спустя 40 лет.
В полном же объеме книга напечатана в 1988 г. [27]. В обоих случаях препятствием к своевременной публикации послужили чуждые науке идеологические барьеры. П, Тсйяр де Шардсн, будучи послушным членом ордена иезуитов, оказался не в силах преступить запрет папской курии на печатание своей книги. Труд же Вернадского в течение половины столетия фактически находился под арестом, поскольку власть его страны не обнаружила в нем должного пиетета к официальным мистификациям и идейным фетишам. Эволюционное учение Вернадского о биосфере и переходе ее в состояние ноосферы опирается исключительно на естественные науки и тем не менее является чисто философским неопозитивистским учением.
В отличие от учения Тейяра де Шардена, оно не содержит каких-либо теологических элементов. Биосфера в нем трактуется автором как целостная материальная система, способная к самосовершенствованию своей структурной организации. Живая и неживая природа полностью материальны, происходящие в мире изменения заранее не предопределены, а представляют собой результат действия стихийных природных сил, которые поддаются познанию, имеют естественнонаучное объяснение и могут быть предсказаны. Несмотря на принципиально различные идейные позиции авторов, многие моменты учений обоих достаточно близки.
Это касается прежде всего этапов эволюционного процесса Земли, воздействия на биосферу появления вида Ногпо эар[епэ и антропоцентрического характера трактовки последующего развития планеты. Эволюцию Земли Вернадский представляет как ряд последовательных спонтанно протекающих необратимых процессов. Он выделяет этапы космического, геологического, биогенного и антропогенного развития, каждый раз ориентированного на совершенствование структурной организации Земли. Особенно большое внимание Вернадский уделяет анализу взаимоотношений между биосферой и человечеством.
В.И. Вернадский,как и П. Тейяр де Шарден, считает, что появление иа Земле вида Нолю вар~ела кардинальным образом изменило содержание и характер эволюционного процесса. Развитие биосферы, полагает ои, 35 с течением времени все больше стало определяться не дарвиновским стихийным естественным отбором, а целенаправленной созидательной рационалистической деятельностью людей, сознанием человека, возвысившимся до уровня научного мышления. "Научная мысль становится главной движущей силой эволюции, устанавливающей свою власть над биосферой. Эволюционный процесс получает ...особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу — научную — мысль социального человечества ...Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу" [27.
С. 27[. И еще: "...Мы переживаем сейчас выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик и ее строение, — ноосферы" [27. С 127). Ноосфера или, по выражению Вернадского, царство разума, — новая оболочка нашей планеты, создающаяся уже не стихийно„как это имело место в предшествующие геологические эпохи, а сознательно, на научной основе. Структурная организация ноосферной оболочки поддерживается научными знаниями, получаемыми из множества тесно связанных друг с другом научных центров, разбросанных по всей Земле и Космосу.
Переход биосферы в новое состояние "...есть стихийный природный процесс, корни которого лежат глубоко и подготовлялись эволюционным процессом, длительность которого исчисляется сотнями миллионов лет" [27. С. 28[. "...Этот развивающийся на наших глазах процесс, — заключает Вернадский, — необратим и неизбежен" [27. С. 911. Таким образом, центральная мысль эволюционного учения В.И. Вернадского сводится к утверждению, что по мере вступления биосферы в состояние, определяемое научной мыслью и организованным трудом, качественно меняется путь эволюционного процесса. Из спонтанно протекающего и, следовательно, никем не управляемого он все больше превращается в сознательный процесс, содержание и ориентация которого детерминируются научной мыслью.
Человеческий разум становится творцом возникающего мира. "Перед человечеством, — восклицает Вернадский, — открываются все более и более широкие творческие возможности. И, может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету ...Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не упустим" [27. С.
509-510[. Так непоколебимо н оптимистично заканчивается последняя в жизни Вернадского статья "Несколько слов о ноосфере", опубликованная в 1944 г. П. Тейяр де Шарден также считал ноосферу плодом человеческого разума и поэтому, как и В.И. Вернадский, имел ничем не замутненное мнение о светлом будущем человечества. Он, как отмечалось выше, принимал человеческую мысль за "центр перспективы эволюции" и "центр конструирования мира" и предсказывал человечеству, наделенному "ноосферной мощностью", неограниченные возможности в целенаправленном развитии.















