Текст автореферата (793326), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Представлены определения данных терминов в законодательных актах, в научных исследованиях. Исходя из этого, приводятся авторские определения указанных категорий. Отмечено, что государственная политика социальной защиты населения — это отрасль государственной социальной политики, представляющей собой комплекс мер и решений, принимаемых государством для преодоления массовой бедности, обеспечения минимального уровня материального достатка граждан, страхования граждан от социальных рисков, увеличения общего уровня и качества жизни населения. Политические функции государственной политики социальной защиты населения заключаются в дерадикализации общественных настроений, включении малообеспеченных категорий граждан в институциональный политический процесс, легитимации общественно-политического устройства.
Рассматривается история появления концептуальных предпосылок политики социальной защиты населения, исходя из философских постулатов Античности, Средневековья и Нового времени. Отмечается вклад социологической науки в выявлении проблематики бедности, общественного неравенства, социального конфликта для формирования предпосылок к появлению феномена государственной социальной политики. Отдельная часть параграфа посвящена вопросам исследования власти учеными политологами и социологами в США и Европе, особенно на протяжении второй половины ХХ в. Водораздельным вопросом для двух школ анализа власти является место элиты в управлении современным !5 западным обществом: гегемония правящей элиты, либо привилегированное положение при существенных демократических ограничениях. Как представителями элитисткой школы, так и плюралистами признано, что одним из важнейших критериев, свидетельствующих о властных возможностях элитных групп, является их способность к инициированию, продвижения, принятию или блокированию политических и управленческих решений.
Политические решения в свою очередь являются элементами сложной, многоуровневой системы общественных и властных отношений политической системы. Данная система представляют собой упорядоченную и организованную совокупность элементов, каждый из которых имеет свою функцию и роль, и которые во взаимодействии осуществляют процесс управления обществом посредствам реакции на внешние вызовы и угрозы. Политическая система использует поддержку общества для мобилизации ресурсов, которые используются для реализации интересов всего общества и отдельных социальных групп. Подобная концепция отражена в исследованиях Д. Истона и Г. Алмонда.
В современных политических системах особое положение занимает бюрократия, обладающая исполнительно-распорядительными функциями, Логикой административного поведения бюрократии является монополизация функции принятия решений. Однако в условиях отсутствия механизмов обратной связи общества и бюрократии возможно искажение общественных интересов или пренебрежение интересами отдельных граждан, крупных социальных групп. Социальная защита населения представляет собой одну из отраслей государственного управления. Данная отрасль является жизненно важной сферой для материального благополучия крупных социальных групп общества.
При этом имеет место отчуждение между гражданами и социальными группами, объективный интерес которых заключается в увеличении расходов на социальное обеспечение и социальную помощь, расширение социальных прав, гарантий и льгот, с одной стороны, и административной бюрократией, в руках которой находятся реальные механизмы и полномочия по реализации социальной политики. В подобной системе отношений население поставлено в подчиненное, зависимое положение перед управленческой элитой. Второй параграф «Государственная система социальной защиты населения как предмет политологического исследования» посвящен непосредственному исследованию появления и исторического развития такого феномена как государственная политика социальной защиты населения. Отмечено, что аналоги элементов современной политики социальной защиты населения имеются уже в истории античных обществ.
В разное время социальные функции вынуждены брать на себя те или иные общественные институты: крестьянская община, ремесленный цех, церковный приход и пр. Однако установление капитализма в Европе и Северной Америке привело к кризису прежних институтов социальной защиты населения, к эскалации социальных проблем и противоречий, создав запрос на появление институтов социальной политики и социальной защиты населения. В данном параграфе отмечены ключевые вехи в выстраивании институтов социальной защиты населения в передовых странах Европы, а затем и по всему миру: создание системы социального страхования в Германии при Отто фон Бисмарке, принятие английских «фабричных законов» во второй половине Х1Х века, советская модель системы социальной защиты населения после революции 1917 г., появление скандинавской модели социального государства, утверждение государства «всеобщего благоденствия» в Великобритании благодаря реформам Клемента Этгли и «модели Бевериджа» в 1940-ые гг., принятие социального законодательства в США благодаря реформам Франклина Рузвельта и Линдона Джонсона (программы «Новый курс» и «Великое общество»).
Также отмечена современная тенденция кризиса концепции и институтов социального государства по всему миру, которая наблюдается с 1980-ых гг., усиление неолиберальной тенденции пересмотра социальных прав и принципов социального государства. В параграфе акцентировано внимание на политических предпосылках развития социального государства в мировой истории.
Доказано, что реализация социальных реформ сопутствует политическим переменам в той или иной стране, усилению прогрессивных народных и классовых движений, приходу к власти партий с социалистической, социал-демократической или левой ориентацией. В данной части диссертационной работы отмечено многообразие моделей «социального государства», представлено несколько вариантов их типологизации. Кроме того, проанализированы проблемы эффективности политики социальной защиты населения, различные подходы к ее определению, дана их критика. В результате определены критерии эффективной политики социальной защиты населения на основании четырех показателей: уровень бедности, динамика медианных доходов для децильных/квинтильньтх групп населения, величина материального неравенства, степень субъективного удовлетворения граждан от работы системы социальной защиты населения, предлагаемых мер и гарантий.
В третьем параграфе «Теория демократии в контексте проблемы формирования политики социальной защиты населения» рассматривается исторический и концептуальный генезис понятия «демократия» и «демократический режим» соответственно, Отмечено, что исторически демократия имеет две различные трактовки: как механизм выработки народом коллективной воли, реализуемой в государственных решениях и как механизм ограничения деспотии суверена или правящей верхушки.
Среди б моделей демократии, две — охранительная и элитисткая модель, относятся к типу, названному «представительная», в которых суть демократии проявляется в формальных механизмах плебисцитарного выражения населением отношения к правящей элите и возможности ограничить ее произвол, а 4 модели— 17 классовая, партиципаторная, плюралистическая модели и модель развития, относятся к типу названному «решенческая», в которых демократизм проявляется в возможности политического участия граждан и способности их влияния на процесс и исход принятия политических решений, затрагивающих личные и социально-групповые интересы.
Несмотря на всеобщую распространенность представительных элитарно-плебисцитарных моделей демократии, российский случай имеет свою специфику, так как в нем классические институты демократии такие, как парламент, политические партии, выборы, независимые СМИ еще в меньшей степени служат задаче представительства общественных интересов. Российский политический режим отличается высокой концентрацией власти, слабой ролью политической оппозиции в жизни общества, зависимостью парламента и СМИ от исполнительной ветви государственной власти. Таким образом, на концептуальном и практическом уровнях в российском политическом процессе проявляется высокая степень отчуждения граждан от процессов принятия решений, общественного управления, в том числе это находит воплощение и в формировании государственной политики социальной защиты населения.
Во второй главе «Политические условия и факторы формирования государственной политики социальной защиты населения в современной России» исследуется практика формирования и реализации государственной политики социальной защиты населения. Исследование ведется с позиции формальных статусных ролей политических акторов процесса принятия решений в данной отрасли, установленных законодательных норм, взаимодействия институтов, а также реальных проявлений административно- политического влияния акторов в кейсовых ситуациях принятия государственных решений в сфере социальной зашиты населения на федеральном и региональном уровнях.
В первом параграфе «Нормативно-правовая база, институциональное устройство, бюджетное обеспечение политики социальной защиты населения» комплексно описана модель работы системы социальной защиты населения в России. Данная модель строится на сочетании нормативно-правовой базы (Конституция РФ, федеральные законы, законы субъектов федерации), государственных институтов (органы исполнительной власти Правительства РФ и региональных правительств, федеральные социальные фонды, социальные учреждения и службы на местах) и бюджетных расходов, идущих по социальным статьям.
Политика социальной защиты населения может быть представлена в виде совокупности государственных мер и государственных программ, которые дают гражданам право на получение социальной помощи в рамках категориального социального обеспечения или адресных индивидуальных обращений. Мерами социальной поддержки граждан являются социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии), льготы (право на частичную оплату социально значимых услуг или безвозмездное получение материальных благ), социальные гарантии такие, как право на социальное обслуживание.














