Диссертация (793317), страница 23
Текст из файла (страница 23)
- С. 29.190107влияния. Было бы слишком просто объяснять распад СССР толькодестабилизирующим влиянием зарубежных акторов.О стабилизирующей роли элит писали В. Парето (доказываянеобходимость циркуляции элит как условие политической стабильности),М. Вебер (рассматривая роль государственной бюрократии в политическойстабильности), В.И. Ленин (анализируя партии как политические институты,позволяющие артикулировать, выражать и защищать интересы разныхобщественных групп в правовом поле).Среди новых исследований роли политических элит в обеспечениистабильности отметим диссертацию И.Г. Медведева о деятельностиполитической и военной элиты государства. Автор утверждает, что всовременном динамичном мире одним из самых быстрых путей обеспечениястабильности и национальной безопасности страны является подготовка ивыдвижение компетентной национальной элиты 192.
Как будет показано вследующих разделах нашей работы, именно на подготовку политическойэлиты были направлены технологии зарубежных акторов в Крыму в 19912014 гг.Слабоеправительствокакпричинаэффективностидестабилизирующих влияний, постоянно находящееся под угрозой потеридолжности, может быть особенно чувствительно к потребностям лоббистов игрупп давления, что ведет к более прямому воздействию деятельности попоиску ренты в политических решениях. В этом контексте интересен выводЭдварда Джонсона (Лондонский Университетский колледж). Исследуяполитическую жизнь Украины, он пишет: «внешнее влияние на волнения наУкраине преувеличивается. Гибель десятков граждан и полицейских накиевских улицах - не следствие какой-то геополитической схватки России сЗападом, а просто результат крушения легитимности правительства, котороеСм.: Медведев И.Г.
Политическая стабильность как фактор национальной безопасности России: дисс. …канд. полит. наук. - Кемерово, 2003. - 191 с.192108было внутренне нестабильным, коррумпированным, бандитским»193. Группаолигархов во главе с Ринатом Ахметовым, политическим «крестным отцом»Януковича, стремилась на европейские рынки и «всегда остерегала отприменения силы к протестующим, так как опасалась международныхсанкций и экономической изоляции». При этом к сближению с Россиейолигархи относятся опасливо - «боятся, что их абсорбирует российскаябизнес-элита, и они растеряют свое политическое влияние»194.Российский исследователь О.В.
Семченко на примере Украиныотмечает, что «политическая жизнь в современных демократическихобществах отличается высоким уровнем коммерциализации политическихрешений. Большая часть решений, принимаемых органами государственнойвласти, не всегда отражают мнение общества. Так, например, реформы всферах здравоохранения, образования, социальной политики, как правило, неимеют поддержки населения. В результате этого основная часть гражданограничена в своих правах на участие в социально-политической жизнигосударства, а власть становится собственническим ресурсом несколькихгрупп, использующих демократические инструменты в своих личныхинтересах.
Ведь известно, что неучастие общества в реализации социальныхпроектов ведет к неустойчивости политической системы» 195.Иными словами, если политическая элита слабая, некомпетентная,коррумпированная — это может быть выгодно использовано акторами,дестабилизирующими ситуацию. Даже сильный правитель, совершившийреволюцию, вряд ли преуспеет, если будет действовать только в пользурыночной деятельности или экономических сил, способствующих егоприходу к власти. Связанные с этим направлением исследования, в частностиработы А. Шлейфера и Р.
Виши, К. Мерфи, А. Шлейфера, Р. Виши,См.: Джонсон Э. За кровь на Украине не вините Россию: это была битва за власть между правящимиэлитами - URL: https://newrepublic.com/article/116719/ukraine-violence-dont-blame-russia-blame-yanukovychregime194Там же.195См.: Семченко О.В. Информационное обеспечение стабильности политической системы, политическогорежима, общества - URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2015/04/05/193109подчеркивают негативные последствия для стабильности «рентабельнойдеятельности правительств».Гипотеза третья: низкие темпы экономического роста и низкий уровеньжизни способствуют политической дестабилизации.
Экономический рострассматривается как фактор стабильности и наоборот: политическаястабильность - есть условие экономического роста.Например, Гийям-Бремпон и Трейнор 196, на эмпирическом материале доказали, что никакаяместная или международная компания не сделает инвестиции в стране, гдеполитическийклиматхарактеризуетсяпостояннымиизменениямиизначительной неопределенностью 197.
Неопределённость в функционированииразличных институтов, в том числе рынка труда, экологических норм ирынка электроэнергии, оказывает воздействие на экономические циклы, накороткий и длительный экономический рост198. А в условиях экономическогоспада,какследствиенедовольствагосударственнойвластью,подверженность населения внешним влияниям повышается. Барро показалсвязи числа революций и политических убийств в условиях экономическогоспада или рост199.NahedZghidi считает, что исследованияэндогенныхаспектовпеременных политики следует вести с учетом влияния экономическихфакторов на институциональную сферу200. Он показывают, что увеличениеполитической стабильности на 1% предполагает рост ВВП на душунаселения на 0,058% 201.Джеймс Файрон и Дэвид Лайтин придерживаются такой же гипотезы и196Barro R.J.
Determinants of economic growth: a cross-country empirical study. - Cambridge, MA: MIT Press,1997.- 75 р.197Fosu A.K. Political Instability and Economic Growth // Implication of Coup Events in Sub-Saharan Africa. 2002. Р. 329-348.198Azam J.P., Berthelemy J.C., Calipel S. Ricque politique et croissance en Afrique // Revue Economique. – 1996.Р. 819-829199Barro R.J. Economic Growth in a cross section of countries // Quarterly Journal of Economics. 1991.
- Vol. 106.-No. 2. - Р. 407-443.200См.: Nahed Z. Do Political Stability and Democracy Increase National Growth? (2017). - URL:https://www.omicsonline.org/open-access/do-political-stability-and-democracy-increase-national-growthevidencefrom-african-countries-using-the-gmm-method-2375-4389-1000242.php?aid=87592201Там же.110показывают, как экономические факторы играли важную роль в Чаде, Суданеи Сомали в условиях политического насилия202. Ссылаясь на индексмеждународного странового риска и статистические показатели развитиястраны, они доказывают, что внутренняя политическая стабильность Суданаснизилась на 15% в 2014 году по сравнению с предыдущим годом.
Этоснижение произошло после снижения темпов роста доходов на душунаселения с 12% в 2012 году до 2% в 2013 году. В отличие от того периода,когда рост доходов на душу населения в 1997 году увеличился по сравнениюс 1996 годом, оценка политической стабильности в Судане в 1998 годуувеличилась более чем на 100%. Авторы исследования пришли к выводу, чтополитическая стабильность в течение любого конкретного года зависит отроста доходов в предыдущем году.Исследования экономистов Пола Колье и Анке Хеффлер в 1998 и 2002годах показывают, как экономические (медленный рост доходов изависимостьотприродныхресурсов)процессымогутобъяснитьполитические потрясения203.
Результаты исследований указанных авторовпоказали, что низкий доход на душу населения стал значительным поводомдля гражданских беспорядков. С этих позиций политическая стабильностьпрямо связана с экономической эффективностью государственной власти иуровнем жизни населения.Вместе с тем, Алезина Альберто, Сул Озлер, Нуриель Робини, ФилипШвагель (исследовав взаимосвязь между политической нестабильностью иростом ВВП на душу населения в 113 странах за период 1950-1982 годов)204пришли к выводу, что экономические факторы влияют на государственныеперевороты, однако: 1) низкий экономический рост (актуальный дляисследуемого периода) не может повысить склонность к государственнымТам же.Там же.204Alesina, Alberto, Sule Ozler, Nouriel Roubini, and Phillip Swagel.
Political instability and economic growth. //JournalofEconomicGrowth.1996.1(2).–Р.189-211.URL:https://dash.harvard.edu/bitstream/handle/1/4553024/alesina_instabilitygrowth.pdf?sequence=2202203111изменениям; 2) авторы не нашли доказательств того, что экономический ростсущественно различается, когда авторитарные режимы сравниваются сдемократиями; 3) авторы выявили, что политическая нестабильность имееттенденцию повторяться, поскольку возникновение частых нестабильностей(в том числе государственных переворотов) увеличивает вероятностьдополнительных обрушений.Сомнения относительно доминирующей роли экономических фактороввыразил и Всемирный банк, признав, что экономические показатели несмогли предсказать арабскую весну. В тот период обычные показателиэкономической эффективности, такие как валовой внутренний продукт,торговля, прямые иностранные инвестиции, показали более высокийэкономический рост и глобализацию стран арабской весны за десятилетие.Тем не менее, в 2010 году в регионе наблюдались беспрецедентныевосстания, вызвавшие крах режимов, например, в Тунисе, Египте, Ливии.Таким образом, гипотеза о связи экономических факторов сполитической дестабилизацией пока еще остаётся гипотезой.
Несомненно,экономический рост и рост уровня жизни населения укрепляет позициидействующей власти, однако, не является самодостаточным условиемпротивостояния дестабилизирующим влияниям. Соглашаясь с Фукуямой Ф.,отметим: непонимание того, что основы экономического поведения лежат вобласти сознания и культуры, приводит к распространенному заблуждению,при котором материальные причины приписывают тем явлениям в обществе,которые по своей природе в основном принадлежат области духа 205.Гипотеза четвертая: системы с долей молодых людей более 20% легчеподдаютсядестабилизации.Именномолодёжьнаиболеерадикальнонастроенная часть общества, лучше владеет цифровыми технологиями,является активными пользователями социальных сетей и потребителямиинформации из социальных медиа.















