Диссертация (793317), страница 17
Текст из файла (страница 17)
В таких условиях (почти замещенияобъекта субъектом), на наш взгляд, формируется новое правило участияобщества в политике - институты гражданского общества (добровольно и посвоей инициативе) берут на себя функции политических институтов. Подгражданским обществом мы понимаем горизонтально структурированнуюсеть негосударственного типа.
Одна из первых попыток осмыслить новыефункции гражданского общества в изменяющейся реальности предпринята вмонографии В.В. Буряка 141.В-третьих,серьёзнойвнутриполитическойпроблемойявляетсяослабление функции политической социализации. Как следствие, неусваиваются нормы и ценностные образцы политического поведения, непроисходит интеграции людей в систему общественно-политическихотношений, в общественно-политические общности. Политическая культура(как власти, так и общества) с трудом адаптируется к изменяющейсяреальности.
Если ослабление социализирующей функции политическихинститутов будет сочетаться с негативными менее политическими факторамисоциализации (такие как непривлекательность образа жизни в стране, низкиедоходы и качество жизни, закрытость фильтров профессиональной исоциальной мобильности и др.), то возрастет риск десоциализации (особенномолодежи)внешнимиакторами,рискразвитиядезинтеграционныхпроцессов внутри системы, готовности ее частей взаимодействовать сальтернативными центрами управления.Ослабление функции политической социализации связано не только ссостоянием самих институтов, проблемами идеологического воспитания, но сБодрийя́р Ж. Фатальные стратегии.
- М.: Рипол-классик, 2017. - С.164См.: Буряк В.В. Глобальное гражданское общество и сетевые революции. - Симферополь: ДИАЙПИ,2011. - 150 с.14014178развитием новых общественных отношений власти и общества, в частности,вышеописанных изменений роли и функций гражданского общества;изменений,связанныхсособенностямипостмодерногообществаипроявлениями постмодерной личности.
Например, результаты исследованияпсихологов А.Ш. Тхостова и К.Г. Сурнова показали, что чрезмерноеиспользованиесовременныхтехнологийисовременнаякультура(развлекательные телекоммуникационные технологии, например, реалитишоу, веб-форумы, компьютерные игры, «глянцевые журналы») могутприводить к десоциализации 142.На фоне происходящих изменений появляется новый эмпирическийматериал (цифровые следы), который уже нельзя игнорировать ни принаучном исследовании проблематики политической стабильности, ни приподготовкеаналитическихполитическихрешений,материаловнипридляразработкиипринятиявыборетехнологийобеспеченияполитической стабильности. В этой связи на методологическую позициюавтораприисследованиитехнологийобеспеченияполитическойстабильности оказали влияние работы современных ученых в рамках покаеще мало известной концепции цифровых гуманитарных наук (DigitalHumanities).
Цифровые гуманитарные науки сформировались на стыкекомпьютерныхигуманитарныхтрадиционныхгуманитарныхнаукнаук,собъединяютметодологиикомпьютерныминауками,компьютерными инструментами, что открывает новые возможности сбора ивизуализации данных, информационного поиска, интеллектуального анализаданных.Придерживаясь основных позиций Манифеста Digital Humanities(принят на конференции ученых в Париже, 2010 год)143, считаем, что 1)«цифровая революция» современного общества видоизменяет и ставит подТхостов А.Ш., Сурнов К.Г.
Влияние современных технологий на развитие личности и формированиепатологических форм адаптации: обратная сторона социализации. _ Психологический журнал. - 2005. - Т.25(№6). - С. 16-24143Манифест Digital Humanities - URL: http://tcp.hypotheses.org/50114279вопрос традиционные формы создания и распространения знаний; 2)цифровые методы исследований имеют значение для всех гуманитарныхнаук.
Digital Humanities опираются на все научные парадигмы, знания иумения, накопленные каждой из соответствующих научных дисциплин,используя инструменты и перспективы, открывшиеся благодаря цифровымтехнологиям;3)цифровыегуманитарныенаукипоопределениюмеждисциплинарны и несут в себе все методы, средства и перспективыпознания, связанные с цифровыми технологиями в области гуманитарныхнаук; 4) цифровые технологии влияют на процесс и способы технологизацииполитического управления.Вместе с тем, мы не абсолютизируем Digital Humanities какметодологическую базу, а используем как инструмент, позволяющийопределить технологии обеспечения политической стабильности на основепонимания цифровых технологий дестабилизации политических систем,технологий многосекторальной мобилизации, формирования мнений иубеждений у объектов внешнего влияния, технологий привлечения новыхакторов внешнего влияния. Мы понимаем особенности Digital Humanities, окоторых говорит Таллер Манфред (Manfred Thaller), профессор департамента«Информационные технологии в историко-культурных исследованиях»Кельнского университета (Германия): 1) акцент на инфраструктуру дляDigital Humanities может затенять тот факт, что исследования, в конечномсчете, обусловлены аналитическими методами и инструментами, а не толькообеспечением необходимыми данными или публикацией исследовательскогоинструментария; 2) IT может поддерживать гуманитарные науки во многихформах и национальных традициях.
Так, анализ текстов сейчас являетсянаиболее активно обсуждаемой областью, что, однако, не должно закрыватьболееширокоговзгляданавозможностиDigitalHumanities;3) надвигающаяся «мобильная революция» может вновь привести кповторению разрушительного процесса, происходившего в ходе ПК - и80интернет-революций; 4) направлению Digital Humanities, возможно, придетсясыграть более активную роль не только в восприятии технологий, но и в ихразвитии» 144. С учетом сказанного, считаем, что современные эмпирическиеисследования политической стабильности должны вестись с учетомподходов Digital Humanities, иначе от исследователя будет «ускользать»альтернативная реальность, несущая в себе потенциал дезинтеграцииполитическихсистем,ивлияющаянаобеспечениеполитическойстабильности.Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что в изменяющейсяреальности технологии обеспечения политической стабильности должныбыть направлены на получение глубинного и пролонгированного эффекта.Без достижения такого эффекта политический центр будет вынуждениспользовать ситуативные технологии быстрого реагирования, направленныена достижение быстрых, но краткосрочных эффектов, не способствующихформированию факторов устойчивости политической системы при активныхвнешних влияниях.
В современных условиях важнейшими функциямитехнологий обеспечения политической стабильности являются не толькофукнция преобразования реальности в соответствие с заданной целью ижелаемым состоянием системы и функцияорганизации рациональноговзаимодействия акторов политической системы, но и функция познания,накопления нового знания о возможностях технологизации процессаобеспечения политической стабильности; а также – управленческая функция,суть которой в управлении процессом формирования у общества исистемного центра непротиворечивых и схожих оценок внешних влияний иадекватности методов их нейтралиазации, адаптации или иных реакций.Технологии обеспечения политической стабильности должны базироватьсянапринципахадекватностистепениугрозывнешнихвлияний;целесообразности применяемых методов, способов, ресурсов; соответствияТаллер М.
Дискуссии вокруг Digital Humanities // Историческая информатика. - 2012. - № 1. - С. 5. - URL:http://kleio.asu.ru/2012/1/hcsj-12012_5-13.pdf144актуальномуконтексту,81национальнымприоритетамипотребностямобщества.Обеспечениеполитическойразными технологиями.стабильностиможетосуществлятьсяИз известных нам работ по политическимтехнологиям наиболее функциональна классификация, предложенная О.Ф.Шабровым145. Он выделяет технологии по характеру решаемых задач(технологиирешений,политологическоговыборов,исследования,политическойрекламыпереговоров,идр.);принятияпооснованиюприменяемого инструментария (технологии исследования, политическогосогласования, воздействия и т.п. с применением инструментария психологии,социологии и др.);по степени открытости (публичные, латентные«кабинетные» технологии); по уровню решаемых задач (глобальныетехнологии, национально-государственные, региональные, местные);степенивоспроизводимости(стандартные,поуникальные);постепениприменения силы (жесткие, мягкие, к этой же группе мы бы отнесли иотносительно недавно появившиеся «гибридные технологии)); по степенисоответствия существующим в обществе нормам (нормативные идевиантные); по степени «генеральности» (генеральные технологии итехнологии, частные по отношению к генеральной технологии).Весьма полно и информативно представлены и систематизированытехнологии в диссертации О.Е.















