Диссертация (793317), страница 15
Текст из файла (страница 15)
К традиционным акторам мы относим, например, государства,партии, профсоюзы, армию, полицию, церковь, институты пропаганды (вразные исторические периоды они были разными: от глашатаев доэлектронных СМИ и социальных медиа). Они всегда играли большую роль вполитических процессах, как внутри страны, так и за ее пределами. К новымакторам мы относим электронные СМИ, международные организации, какинформационные силы и посредники урегулирования конфликтов.
Кновейшим акторам мы относим транснациональные структуры, социальныемедиа (нередко совпадающие с гражданской журналистикой), групповых ииндивидуальных акторов (например, блогеры), появившихся с развитиемглобализации и интернета. Определяя новейших акторов влияния, отметим,68что имеет место переход акторов из одной группы в другую путемприобретения ими свойств последней (то есть «транснациональности» а, вряде случаев, и вирутальности) и применения ими ресурсов последней (впервую очередь, электронных ресурсов, цифровых технологий).
Примеромтакихакторовмогутслужитьтранснациональныеэтнорелигиозныекоммуникационные сети.До последнего времени государства являлись главными акторамитехнологий внешнего влияния (от них исходили инициативы, они имелисоответствующие инструменты и ресурсы для реалиазции технологий).Собственно, и в настоящее время за действиями почти всех зарубежныхакторов можно проследить интересы тех или иных государств, а точнееэлиты и\или иных групп интересов. В системе этих интересов могутдействовать и негосударственные акторы, получая поддержку и ресурсы отгосударства. Но есть акторы, которые ведут самостоятельную игру.Рассмотрим подробнее некоторых новейших акторов, связанных и несвязанных с конкретными государствами.Исследователи политической роли ТНК отмечают реализацию имисвоих экономических интересов технологиями установления лояльныхполитических режимов. Как пример, деятельность в интересах ТНКкомпании «Exclusive Analysis» созданной в 2003 году. «Exclusive Analysis»является специализированной компанией разведки, которая прогнозируеткоммерчески соответствующие политические и насильственные риски повсему миру 123.
Глобальная сеть источников (до 1000 человек) и методологияобеспечивает точность принятия готовых прогнозов для транснациональныхкорпораций в широком диапазоне секторов. Они включают в себястрахование и перестрахование, финансовые услуги, доставку, банки,нефтегазовую,авиационную,горнодобывающуюпромышленности,логистику, правительства, НПО, СМИ и т.д. Собственно, роль ТНК в123Сайт компании «Exclusive Analysis» в сети Интернет. - URL: http://www.exclusive-analysis.com.69политических процессах и технологии их влияния прослеживаются вобстоятельном исследовании Дэниела Ергина «Добыча: Всемирная историяборьбы за нефть, деньги и власть»124.Политическая роль и технологии социальных медиа исследовались Д.Г.Балуевым.
Он отмечает, что социальные медиа стали неотъемлемой частьюгражданского общества по всему миру 125. Новые масс-медиа, по существу, неявляются демократическими или тоталитарными. Данная социальнаяконструкция может быть и тем, и другим, что позволяет им стать акторомтехнологий и оказывать влияние в любой политической системе и при любыхполитических режимах.Социальные медиа представляют собой вид массовой коммуникациипосредством интернет, которые американский исследователь Б.
Солис(«Определение социальных медиа» (2007)) определил, как «способ, припомощи которого люди обнаруживают, читают, и комментируют новости,информацию и содержание. Это слияние социальной составляющей ивысоких технологий, трансформирующих монолог (от одного ко многим) вдиалог(многие коустановлениямногим)» 126. Потенциал социальных медиа длявлиянияиформированияобщественногомненияиманипулирования общественным поведением достаточно высок. Предлагаемвыделять три вида такого потенциала: 1) информационный (заключается вбыстройпередачезаинтересована(обмене)аудитория);актуальной2)информации,коммуникационныйвкоторой(заключаетсявформировании особо сети доверительных отношений за счет действенностипринципа партиципарности, при котором коммуникации осуществляются наосноверавноправногоучастияпользователейисоциальныхмедиа,См.: Ергин Д. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. - М.: Альпина Паблишер,2014.
- 944 с.125См.: Балуев Д.Г. Политическая роль социальных медиа как поле научного исследования. - URL:http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i2/html/18.htm126См.: Макротренды в бизнесе. Как стать компанией новой волны, создавая эмоции, привлекающиеклиентовURL:http://www.academia.edu/7914848/Макротренды_в_бизнесе._Как_стать_компанией_новой_волны_создавая_эмоции_привлекающие_клиентов12470интерактивного участия); 3) социально-психологический (заключающийся вудовлетворении потребностей в аффилиации на основе общего интереса кобсуждаемой проблеме, самовыражения (возможность почувствовать себязначимым действующим субъектом; одновременная возможность стать иаудиторией, и автором; идентификация с себе подобными), одновременнойвозможности удовлетворить и информационную, и коммуникативнуюпотребность).
Социальные медиа, как инструменты гражданского общества,создают впечатление неангажированности (хотя нередко они ангажированы идействуют в интересах других акторов, получая от этого желаемыедивиденды).Религиозные организации в условиях постсекулярности все чащедемонстрируют свое политическое значение и международное влияние,используя технологии международного гуманитарного сотрудничества 127.В.А.АчкасовопределяетТЭКС,«кактематическиопределенныемногомерные системы взаимодействия, которые осуществляются поверхнациональных и государственных границ». Ссылаясь на исследованиеТ.
Гарра 128,онвыделяетосновныхакторовэтихвзаимодействий:1) детерриторизированные этнические сообщества, к которым относятсяновыеглобальныедиаспоры,мигранты,беженцыиорганизации,претендующие на их представительство, борющиеся за свои групповыеправа, социокультурное или религиозное самоопределение; 2)правительствастран исхода; 3) правительства принимающих стран; 4) религиозные иэтнокультурные организации принимающих стран; 5) религиозные иэтнокультурные организации стран исхода; 6) разные неформальные группы;7) отдельные индивиды.
ТЭКС зачастую играют важную роль в глобальнойактуализации локальных конфликтов и задают систему координат 129.Комлева В.В. Религиозные институты в международном гуманитарном сотрудничестве // Этносоциум. 2017. - №6. - С.154-166; Комлева В.В. Религиозные институты как регуляторы нравственной парадигмы вгеополитике // Миссия конфессий. - 2017.
- №24. - С.8-15.128Gurr T. Why Do Minorities Rebel? // Federalism against Ethnicity? / Ed. By G.Bachler. Zurich, 1997. -Р. 165.129См.: Ачкасов В.А. Новые факторы и акторы дестабилизации международных отношений. - URL:http://polit.msu.ru/pub/XXI-2/4/00.pdf127Провоцируяконфликты,71ТЭКСспособныдестабилизироватьполитическую систему. В.А. Ачкасов пишет, что «рост этнической ирелигиозной неоднородности, как России, так и современных государствЗападаивсеболееинтенсивныевзаимодействияэтническихиэтнорелигиозных транснациональных иммиграционных сообществ поверхсуществующихграницприводиткразмываниюнациональныхидентичностей и зачастую стимулирует новые этнические, этнорелигиозныеи этнополитические конфликт»130.Новейшей технологией является то, что В.А.
Ачкасов называетинтернационализацией этнорелигиозных и этнополитических конфликтов.Он пишет: «в современном глобальном - взаимосвязанном взаимозависимоммире, все чаще происходит интернационализация внутригосударственныхрегиональных этнических и этнополитических конфликтов, то есть растетстепень глобализации, как самих конфликтов, так и внешнего вмешательствав него. Это обусловлено, в том числе, и огромным дестабилизирующимпотенциалом этнополитических конфликтов, в которые могут быть втянутыне только соседние государства, но и другие международные акторы» 131.В последние годы зарубежные акторы, использующие в технологияхдестабилизацииэтнорелигиозныйфактор,неограничиваютсятрадиционными инструментами влияния и используют возможности,созданныеглобализацией,информационнымобществом,сетевымобществом, кризисом идеи секулярного мира.
Особенностью сетевыхобществ является множественность узлов управления, множественностьальтернатив сетевой идентичности и рефератных групп. В этих условиях«постмодерная личность» (составляющая все большую часть общества),социализированнаяпассивнымвиртуальнымотношениемксообществом,реальностиисосвойственнымнекритичнымейвосприятиемСм.: Ачкасов В.А. Новые факторы и акторы дестабилизации международных отношений. - URL:http://polit.msu.ru/pub/XXI-2/4/00.pdf131Там же.13072информации в условиях ее переизбыточности, легко становится объектомвнешних влияний. Как следствие, возрастает потенциал политическоговлияния негосударственных, транснациональных акторов.















