69615 (763285), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Однако сегодня ясно видится и скрытая часть айсберга: эти фильмы были сняты, они существовали, они определяли климат кинематографической жизни. Они были!
Тогда это не осознавалось, не бралось в расчет. Надо было оказаться в ином измерении, чтобы это стало ясным. Пока же виделось лишь иное. Виделся лишь гнет власти, гонения, потери.
Живет за границей фактически выжитый с родины Тарковский. В его легких уже смертельная болезнь, не рак — правильно понял и сказал в Москве его европейский друг Максимиллиан Шелл: подсознательная тоска по России, без ее воздуха было ему не жить.
В винницкой лагерной зоне слепнет Сергей Параджанов — среди урок вынашивает он свои новые замыслы, а могучий советский кинематограф не может вызволить гения, осужденного по наветам и нелепым обвинениям.
Все так. Но одновременно активно работает несколько поколений выдающихся мастеров кино, художников мирового масштаба. Не стихает прибой молодых сил. И снова даже самый краткий список кинопремьер конца 1970-х — начала 1980-х сегодня напомнит нам многое.
Но тогда он не читался, читались только списки злодеяний.
"Мимино" и "Осенний марафон" Георгия Данелии, 1978, 1979.
"Объяснение в любви" Ильи Авербаха, 1978.
"Несколько интервью по личным вопросам" Ланы Гогоберидзе, 1979.
"Сибириада" Андрея Кончаловского, 1979.
"Несколько дней из жизни И. И. Обломова" Никиты Михалкова, 1980.
"Гараж", "Вокзал для двоих" и "Жестокий романс" Эльдара Рязанова, 1980, 1983, 1984.
"Сталкер" Андрея Тарковского, 1980.
"Частная жизнь" и "Время желаний" Юлия Райзмана, 1982, 1984.
"Остановился поезд" и "Парад планет" Вадима Абдрашитова, 1982, 1984.
"Полеты во сне и наяву" Романа Балаяна, 1983.
"Военно-полевой роман" Петра Тодоровского, 1983.
"Васса" Глеба Панфилова, 1983.
"Небывальщина" Сергея Овчарова, 1983.
"Чучело" Ролана Быкова, 1983.
"Торпедоносцы" Семена Арановича, 1983.
"Маленькие трагедии" и "Мертвые души" Михаила Швейцера, 1980, 1984.
"Пацаны" Динары Асановой, 1983.
Выборка эта, повторю, снова и краткая, и вполне произвольная, уже говорит о том, что кроме абсурдного, позорного для цивилизованного государства "черного списка" незаконно запрещенных фильмов (ибо запрещению по закону они могли быть подвергнуты лишь по двум статьям: контрреволюция и порнография) существовал длинный белый (если не золотой!) список высокохудожественных, первоклассных картин. Во всесоюзном прокате на 1 января 1986 года (начало перестройки) находилось более 4000 полнометражных художественных фильмов отечественного производства (солидный накопленный фонд!).
Это был обширный репертуар на все вкусы и для всех категорий зрителей — от изощренных киноманов и синефилов до подростковой массовой аудитории. Вопросы дифференциации зрительской массы были в советское время чрезвычайно затуманены официальной идеологией, запутаны, не разработаны ни правящими структурами, ни теорией, ни критикой, что откликнется и больно ударит по кинематографу, когда он лишится государственных субсидий и будет целиком предоставлен кассе. Об этом — немаловажном — аспекте кинематографической жизни чуть позднее. Пока же о мастерах, чья творческая активность продолжается или, наоборот, стартует в 1980-е годы, так сказать, под занавес истории советского кино.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru















