169399 (742379), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Но можно ли было развивать энергетику в волжском бассейне без этих ошибок и просчётов? Конечно можно! И поправить их не когда не поздно, - государственная задача ближайшего времени. Прежде всего, надо было идти по пути сохранения и совершенствования тех энергетических установок, которые были созданы вековым трудом народа. То, что сейчас развитые страны только ставят на повестку дня – теоретически сковывают и вводят мелкомасштабную энергетику, - Россия разработала и применила на практике более 50 – 60 лет назад. Ныне живущее поколение соотечественников ещё помнит, как по необъятным её просторам стояли бесчисленные ветряки на взгорьях и холмах, а по малым рекам столь же многочисленные мельницы, крупорушки, лесопилки, маслобойки и т.п. Россия, как развитая аграрная страна, не смогла бы существовать без развитой автономной энергетике на возобновимых источниках, как теперь её называют – экологической, то есть введённой в природную среду без её повреждений и нарушений.
Устройство же водяных двигателей, их расположение по водостокам, типа запруд и плотин показывают, что система малой водяной энергетики, мудро, экологически и хозяйственно продуманная, тонко вписанная в окружающую среду, не являлась самоцелью, то есть не строилась в ущерб другим природным ресурсам, но, наоборот, обогащала их. Она преследовала много целей: и регулирование, и накопление воды, и поддержание оптимального уровня грунтовых вод, и обводнение поименных и заливных лугов в паводок, и орошение этих лугов в межень, и сохранение чистоты воды, и развитие рыбного хозяйства, и увеличение роста лесов, и сбережение ягодников, и, наконец, получение энергии без урона для природы и хозяйства. Водорегулирование начиналось с верховьев рек, и тем самым обеспечивалась их полноводность в нижнем течении, поддерживались судоходные глубины. Почвы и грунты на всём водосборе пропитывались влагой, и поток её медленно шел с верховьев вниз с выходом вод на поверхность в родниках, ключах и речках. В таких условиях воздушные и почвенно – грунтовые засухи были редким явлением. Смыв почв по склонам был минимальным, а заливание водотоков и водоёмов незначительным. Именно такое водное хозяйство поддерживало высокое плодородие почв и стабильную урожайность сельскохозяйственных культур, которая при правильной агротехнике была очень высокой. Всех благ от искусно вписанных в природу водных устройств тут не перечтёшь.
Многоцелевую роль водяных мельниц, которую они играли в природе и хозяйстве человека, дополняли ветряные двигатели, стоявшие в тех же бассейнах рек, что и водяные. Ветряные двигатели брали на себя значительную долю в выработке экологически чистой энергии. Там, где их насыщенность была высокой, смягчалась сила ветра, и это благотворно влияло на климатическую обстановку, особенно в степных условиях. В начале нашего века было учтено 250 тысяч ветряных мельниц мощностью до 1 миллиона киловатт. Они перемалывали 2,5 миллиарда пудов зерна на месте, без дальнейших перевозок. Строились не только ветряные мельницы, но и другие ветряные двигатели различного предназначения. Большая часть этих двигателей находилась как раз в бассейне Волги. Сколько же было по всему волжскому бассейну водяных двигателей, работавших на ключах, родниках, речках и реках, запруженных временно и постоянно? Точно мы не знаем, но известно, что в 30-х годах было учтено более 60 тысяч действующих водяных двигателей, мощностью более 450 тысяч киловатт. Значительная часть этих плотин находилась в бассейне Волги.
К сожалению, мы не сумели сберечь экологическое энергетическое хозяйство, в котором был заложен важнейший принцип, основополагающий для будущего нашей энергетики. В 40-х годах была порушена основная часть ветряных и водяных двигателей, а к 50-м годам они почти совсем исчезли, как энергетическая техника «отсталого исторического прошлого».
Беда не обошла даже малые ГЭС: с тех же 50-х годов началось гонение на них. И многие были законсервированы, порушены. А мы теперь не только не досчитываемся экологической энергии, так необходимой нам, но и несём огромные убытки. Имей мы её сейчас в достатке, не потребовалось бы сейчас экологически безграмотно и экономически расточительно строить столько мощных равнинных ГЭС, особенно на Волге.
Создавая крупные ГЭС на Волге и занимаясь регулированием и накоплением воды на её основном транзитном потоке, мы разрушили экологическую систему величайшей реки в Европе. Каждая плотина на этой реке «повреждала» те или иные части экосистемы, а все плотины вместе привели к её деградации. Земли в волжском бассейне, дренируемые транзитными водами, оказались затопленными и подтопленными, а земли в верхних его частях, где формировался сток, - осушенными (без малых плотин и запруд) и подвержены губительной эрозии, уносящий плодородный слой почвы, который складывается на днищах водохранилищ.
Никто ещё не подсчитал тот урон, который наносится природе и жизни людей оттого, что на Волге созданы гигантские холодильники – снежно-ледовая поверхность с огромной излучающей способностью. Сколько же уходит бесполезно, не поработав на благо жизни, солнечной энергии во Вселенную с этих поверхностей, если они не только в апреле, но и в мае стоят под снегом и льдом? Никакие мощные ГЭС не в состоянии окупить растрату этой драгоценной энергии! Попробуй теперь вырастить теплолюбивые дыни и арбузы на правобережном склоне Саратовского и Волгоградского водохранилищ! Не получится – не хватает тепла! Потому-то знаменитые на всю Россию «дубовские» сорта этих культур выродились, как канули в лету и столь же знаменитые сады.
Бросив львиную долю материальных, финансовых, физических и нравственных сил народа на «великие» гидротехнические стройки на Волге, мы на протяжении десятков лет оставляли кормилицу-землю без присмотра и охраны. Десятки тысяч заброшенных сёл и деревень и миллионы гектаров невозделанных земель вокруг них – не результат ли этих строек? Чтобы спасти положение, изобрели панацею для восстановления загубленного кормодобывания всемерно развивать орошение земель. И взялись очень рьяно за это дело. Довели в бассейне Волге площадь орошаемых земель до 2,6 миллионов гектаров – это как раз и есть такая площадь земель, которая была погублена при сооружении водохранилищ. На нижней Волге соорудили 26 оросительных систем.
При созданном плотинами высоком базисном уровне засолённых грунтовых вод в Приволжье, такой объём подачи дополнительной воды при отсутствии дренажа вызвал катастрофически быстрое засоление земель и выход их из строя. В наши дни около 25% земель, бывших в орошении в бассейне Волги, засолены, затоплены, заболочены, выпали из оборота т требуют немедленных мер по их спасению. Теперь на левобережье в Волгоградской области предлагается засолённую по общему дренажному коллектору прямо в Волгу, в которой уже сейчас обнаружены признаки подсолонения воды. И никто не задумывается над тем, что засоленных растворов в грунтах только в левобережьней части области достаточно, то есть безжизненной.
Подведём итоги сказанному. Каскад крупнейших водохранилищ в волжском бассейне оказался фактически бесхозным, и управление им с единых народнохозяйственных позиций не осуществляется. Экологическая обстановка на Волге и в её бассейне продолжает быстро ухудшаться. Большая часть экологических систем как Волге и её притоков, так и в целом всего бассейне ускоренно деградирует. Ведение многих отраслей народного хозяйства не увязано здесь в единое целое и часто выражает узковедомственные интересы.
Список используемой литературы
-
Константин Бальмонт о Волге, журнал «Мономах» т- №3(10), стр.17-20, 1996г.
-
Виктор Ярошенко. Экспедиция «Живая вода», 1989г.
-
«Волга – беда и боль России» (под редакцией В. А. Дорошенко. Москва: Планета, 1989г.).
-
В. А. Маркин «Я познаю мир». Москва: АСТ, 1998г.
-
В. А. Алексеев «300 вопросов и ответов о животных», Ярославль: Академия развития, 1997г.
Меры по предотвращению разрушительных процессов в бассейне Волги
Чтобы предотвратить дальнейшие разрушительные процессы в этом районе страны, необходимо срочно принять ряд организационных экономических и гидротехнических мер. Главнейшие из них следующие.
Следует провести реконструкцию всех волжских водохранилищ и режим их работы подчинить единым народнохозяйственным задачам, главным образом экологическим. В числе мер по реконструкции каскада водохранилищ и изменению режима его работы должно стать создание, как минимум, двух санитарно-гигиенических участков проточных вод (без застойных водоёмов). Для всех водохранилищ нужно разработать и поддерживать оптимальные подпорные уровни также с учётом всего комплекса народнохозяйственных задач, а не только энергетики и водного транспорта. Весь режим работы Волгоградской ГЭС следует подчинить задачам подержания максимально благоприятных условий жизни осетровых и других проходных и полупроходных рыб, то есть сделать режим её работы биолого-экологическим, обеспечивающим их максимальный проход к естественным нерестилищам и воспроизводство их стада. С этой же целью надо восстановить не менее 40-50% естественных нерестилищ рыб и прежде всего осетровых, осуществив мероприятия по надёжному проходу производительного стада и безопасному скатыванию молоди во всех плотинах ГЭС. Недопустимо дальше существование опасной концентрации самых ценных рыбных стад в той всероссийской «коммуналки», которая находится под плотиной Волгоградской ГЭС. Система глухих плотин – тромбов должна быть ликвидирована. Пусть над этим вместе подумают биологи, экологи и гидротехники.
Всемерная экономия волжской воды за счёт совершенствования ирригационных работ, перевода промышленности на повторное и многократное использование воды, на маловодоёмкие и безводные технологии – важнейшая задача современности, и решение её надо начинать именно на Волге.
Следует приступить к созданию экологической энергетики в бассейне Волги за счёт сооружения в каждой области многоцелевых электростанций на возобновимых источниках энергии. Цель этой энергетики - создать энергоэкологические установки нового типа, призванные остановить деградацию экологических систем в стратегически важном регионе страны, а затем и восстановить в нём оптимальный экологический баланс.
Важнейшей мерой сохранения водных и земельных ресурсов в волжском бассейне является неотложное изменение структуры катальных вложений в с/х. С этой целью основную их часть надо направить на восстановление плодородия почв за счёт проведения противоэрозионных мероприятий, более совершенной агротехники обработки почв, агролесомелиоративных работ и сухой мелиорации угодий.
Необходимо установить в бассейне Волги запретные зоны. В этих зонах должно быть запрещено применение ядохимикатов, размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений, животноводческих комплексов, свалок мусора, строительство промышленных предприятий, стоянок, мойка и ремонт автотранспортных средств и так далее. В этих же полосах должны выделяться зоны жёсткого режима от 15 до 100 метров, где запрещается распашка, выпас и организация лагерей скота, строительство баз отдыха и палаточных городков.
Облесение берегов как самой Волги и её притоков, так и малых рек, речек и ключей, их истоков – проблема чрезвычайной государственной важности. Сюда же входят мероприятия по созданию в бассейне Волги сети зональных и региональных заповедников.
Все эти задачи по возрождению жизни бассейна Волги нужно решать срочно, сегодня же. И не надо гадать, «чей стон раздаётся над великой русской рекой». То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, больная, с рассольной водой, перетянутая плотинами гидростанций, распухшая от водохранилищ, с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством. Глядя на Волгу, особенно хорошо понимаешь, что в судьбе природы – наша судьба.
Заключение
Мне бы хотелось, чтобы тот, кто прочитал этот реферат, задумался о том, как дальше поступить с этой общенациональной проблемой. Стоит задуматься, неужели нам не дорога собственная жизнь, которую мы беспощадно, незаметно для себя губим. А объём загрязнений водоёмов с каждым годом увеличивается во много раз. Так как водные ресурсы играют главнейшую роль в жизнедеятельности человека, а этот человек, понимая всю их важность для своей жизнедеятельности, продолжает их загрязнять.
Начинать любить и бережно относиться к природе, нужно учить с самого детства. В этом велика роль экологического воспитания.
Введение
В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых вод) является наиболее актуальной, так как всем известно – выражение «вода – это жизнь». Без воды человек не может прожить более трёх суток, но даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он всё равно продолжает жёстко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами.
Потребность в воде у организмов очень велика. Например, для образования 1 килограмма биомассы дерева расходуется до 500 килограммов воды. И поэтому её нужно расходовать и не загрязнять.
Основная масса воды сосредоточена в океанах. Испаряющаяся с его поверхности вода даёт живительную влагу естественным и искусственным экосистемам суши. Чем ближе район к океану, тем больше там выпадает осадков. Суша постоянно возвращает воду океану, часть воды испаряется, особенно лесами, часть собирается реками, в которые поступают дождевые и снеговые воды. Обмен влагой между океаном и сушей требует очень большого количества энергии: на это затрачивается до 1/3 того, что Земля получает от Солнца.
Цикл воды в биосфере до развития цивилизации был равновесным, океан получал от рек столько воды, сколько расходовал при её испарении. Если не менялся климат, то не мелели реки, и не снижался уровень воды в озёрах. С развитием цивилизации этот цикл стал нарушаться, в результате полива сельскохозяйственных культур увеличилось испарение с суши. Реки южных районов обмелели, загрязнение океанов и появление на его поверхности нефтяной плёнки уменьшило количество воды, испаряемой океаном. Всё это ухудшает водоснабжение биосферы. Более частыми становятся засухи, возникают очаги экологических бедствий, например, многолетняя катастрофическая засуха в зоне Сахеля.















