Fuck (741544), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Химическая устойчивость ароматических углеводородов и их высокая токсичность обусловливают повышенную опасность этих веществ при попадании их в окружающую среду. В природе имеются микроорганизмы, способные разрушать ароматические ядра до соединений, которые, включаясь в природный круговорот, в конечном итоге превращаются в СО2 и Н2О. Однако микробиологическому разрушению подвергаются кольца, содержащие по крайней мере 2 гидроксильных заместителя в орто- или параположениях. Если же ароматические углеводороды устойчивы к окислению, то опасность их при попадании в природную среду резко возрастает из-за их способности накапливаться в живых организмах. К таким веществам относятся бензол, третбутилбензол, конденсированные ароматические углеводороды и т.д. Так, известно, что первый представитель ароматических углеводородов — бензол представляет опасность для человека. Продолжительное вдыхание даже небольших количеств паров бензола вызывает хроническое отравление, утомляемость, головные боли, сонливость, нарушение кровообращения и нормального состава крови. Функциональные производные бензола также опасны для живых организмов. Например, фенол является нервным ядом, обладает прижигающим и раз-
дражающим действием. Фенол легко всасывается через кожу, при длительном воздействии на кожу опасны
даже 2—3 %-е растворы фенолов и особенно его пары. Однако приоритетными загрязнителями окружающей среды в настоящее время являются хлорароматические соединения. Это обусловлено широким использованием в сельском хозяйстве таких средств защиты растений от вредителей и болезней, как ДДТ, линдан, гербициды на основе хлорфеноксикарбоновых кислот.
Источником хлорзамещенных ароматических углеводородов являются также антисептики на основе
пентахлорфенола, полихлорированные бифенилы и полихлорнафталины, применяемые в качестве него-
рючих изоляционных жидкостей в трансформаторах, пластификаторов, пластмасс, лаков и лакокрасочных
материалов. Эти соединения используются также в качестве материалов-носителей, растворителей пес-
тицидов.
Хлорароматические соединения обладают рядом общих свойств, которые выделяют их среди других органических загрязнителей, острым токсическим действием на человека и животных, устойчивостью к разложению при попадании в почву, воду, воздух и способностью мигрирования в них, способностью накапливаться самих хлорорганических соединений или их еще более токсичных метаболитов в органах и тканях живых организмов.
При использовании дихлордифенилтрихлорметил-метана — ДДТ возникла настоящая экологическая
проблема. Это вещество впервые было синтезировано и предложено в качестве средства борьбы с вреди-
телями сельского хозяйства в 1940 г. швейцарским химиком Паулем Мюллером, удостоенным за эту ра-
боту Нобелевской премии. Казалось, что применение этого вещества позволит человечеству справиться со
многими проблемами -- благодаря применению ДДТ резко уменьшился ущерб, наносимый саранчой и дру-
гими насекомыми-вредителями, миллионы людей были спасены от малярии, разносимой комарами.
Однако вскоре изумление перед мощью ДДТ изменило радужную окраску на трагическую. Оказалось, что
Д
ДТ вредно действует на все организмы, включая водоросли. Уже при содержании его несколько час-
тей на миллиард падает скорость фотосинтеза, процесса, который является основным поставщиком
кислорода в атмосферу. Далее выяснилось, что ДДТ, как и многие другие пестициды, обладает кумулятив-
ным эффектом, вызывает тяжелые последствия — от токсических до мутагенных. Благодаря устойчивости
ДДТ, он накапливается и передается по пищевым цепям — от растений к травоядным животным, от них
к хищникам, при этом в каждом последующем звене пищевой цепи содержание ДДТ увеличивается в 10
раз. В результате накопления препарата его концентрация в организме, который никогда не соприкасался
с ядом, может достигнуть смертельных доз. Когда в США обнаружили, что в молоке кормящих матерей
концентрация ДДТ превышает в 4 раза предельно допустимую дозу, применение его было запрещено. В 1970 г. применение ДДТ запретили и в СССР. Однако в результате прежнего неограниченного применения ДДТ сегодня на Земле в биологическом круговороте находится около миллиона тонн этого препарата в силу чрезвычайно малой скорости его разложения (10 лет). Кроме того, в природной среде ДДТ способен превращаться в-еще более опасное соединение ДДЭ, поскольку последнее вещество еще медленнее, чем ДДТ метаболизируется и разрушается.
К сожалению, токсическое и мутагенное действие на организм человека свойственно не только ДДТ и ДДЭ, но и многим другим пестицидам.
Еще более опасны по своим отдаленным последствиям по сравнению с хлорированными ароматическими углеводородами полихлорированные полициклические соединения типа полихлордибензо-п-диоксинов и полихлордибензофуранов:
Известно, несколько десятков изомерных дибензо-п-диоксинов и дибензофуранов, содержащих от 1 до 8 атомов хлора в различных положениях и отличающихся друг от друга своими свойствами и токсичностью. Наиболее токсичными являются 2,3,7,8-тетрахлордибензо-п-диоксин и 2,3,7,8-тетрахлордибен-зофуран. Эти вещества обладают чрезвычайно высокой биологической активностью и высокой химической стабильностью в природе и живых организмах, свободно переносятся по цепям питания. Даже в ничтожных концентрациях эти соединения подавляют иммунную систему организмов, повышают тем самым чувствительность к инфекционным заболеваниям, особенно вирусным, снижают умственную и физическую работоспособность. При содержании несколько частей на триллион эти примеси оказывают мутагенное и канцерогенное воздействие, поражают нервную систему, нарушают детородные функции.
Накопление полихлорполициклических соединений началось в период развертывания производств гексахлорана и ДДТ, особенно после пуска производств полихлорфенолов и хлорированных дифенилов. Наибольшую известность проблема диоксинов получила в результате массовых поражений населения, животных и растений в Южном Вьетнаме, где с 1961 по 1971 гг. армией США было применено около 100 тыс. т гербицидов и дефолиантов, половину из которых составлял 2,4,5-Т, содержащий в своем составе до 100 ч на 1 млн 2,3,7,8-тетрахлордибензо-п-диоксина. Позже было установлено, что хлорированные диоксины образуются также на целлюлозных заводах при отбеливании пульпы хлором, в воде при ее хлорировании с целью обеззараживания. Диоксины выделяются также при неконтролируемом сжигании отходов, содержащих поливинилхлорид или не содержащих хлор органических веществ в присутствии веществ — доноров хлора. Так, обычная мусоросжигалка можетстать поставщиком этих ядовитых соединений в природную среду.
Таким образом, несмотря на прекращение производства и запрещение применения хлорароматических соединений, опасность загрязнения ими окружающей среды продолжает существовать и в последнее время приобретает новые аспекты.
ТВЁРДЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОТХОДЫ
ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
В Свердловской области, где наибольшее развитие получили отрасли тяжелого, энергетического и химического машиностроения, горнорудной и металлургической промышленности, в результате интенсивной хозяйственной деятельности образуется значительное количество отходов производства и потребления.
Ведущее место в промышленности области занимают черная и цветная металлургия. Большая часть предприятий области являются крупнейшими в стране. Среди горнодобывающих и металлургических предприятий выделяются: Качканарский горнообогатительный комбинат и Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК), Первоуральский новотрубный завод, Северский трубный завод (г. Полевской) и Синарский трубный завод (г. Каменск-Уральский), Богословский алюминиевый завод (г. Краснотурьинск) и Уральский алюминиевый завод (г. Каменск-Уральский), Среднеуральс-кий медеплавильный завод (г.Ревда) и Кировградский медеплавильный комбинат, «Святогор» (г. Красноуральск), «Уралэлектромедь» (г. Верхняя Пышма), «Севуралбокситруда», Серовский завод ферросплавов и Ключевской ферросплавный завод, Кировградский завод твердых сплавов.
Другой основной отраслью области является машиностроение, которое ориентировано на выпуск химического, нефтепромыслового, металлургического, электротехнического оборудования, экскаваторов, паровых и газовых турбин, вагонов, сельскохозяйственных машин, мотоциклов, радиоэлектронной аппаратуры, продукции оборонного назначения. Среди предприятий машиностроительного комплекса крупнейшими являются предприятия: «Уралмаш», «Уралэлектротяжмаш», «Уралхиммаш», Турбомоторный завод, расположенные в г. Екатеринбурге, «Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил), «Уралгидромаш» (г. Сысерть).
К
рупнейшим предприятием по производству строительных материалов является «Ураласбест»
Основными видами продукции химико-лесного комплекса являются — пластмассы, синтетические смолы, шины, резинотехнические изделия, серная кислота, минеральные удобрения, деловая древесина, пиломатериалы, бумага, картон, фанера, древесноволокнистые и древесностружеч-ные плиты. Ведущими предприятиями области этой отрасли являются «Уралхимпласт» (г. Нижний Тагил), «Хромпик» (г. Первоуральск), Шинный завод, Завод резинотехнических изделий (г. Екатеринбург) и предприятия деревообрабатывающей промышленности.
Всего по области на начало 1996 года накоплено 34,57 млрд. тонн токсичных и нетоксичных отходов (в том числе 30 млн. м3 бытовых отходов), 3,9 млн. штук ртутных ламп и 35 млн. м3 нетоксичных отходов. Эти данные не являются полными из-за незавершенной инвентаризации большинства хранилищ. За 1995 г. на предприятиях области образовалось 148,6 млн. т (в 1994 г. — 234,7 млн. т) токсичных и нетоксичных отходов, 386 тыс. штук ртутных ламп и 3,7 млн. т (в 1994 г. — 5,9) нетоксичных отходов (в т.ч. 1,8 млн. м3 бытовых отходов). Для сравнения, в Великобритании ежегодно производится 207 млн. т твердых отходов (см. рис. 18), что составляет в стране с населением около 60 миллионов человек более трех тонн на каждого мужчину, женщину и ребенка. Как видим, в нашей области на душу населения в 1995 году пришлось более 30 тонн отходов.
Большую часть отходов по области составляют вскрышные и вмещающие породы — 129,1 млн. т (1995). И в целом по миру самое большое количество отходов поступает от добывающей промышленности (в основном добычи угля). Старые шахты, работающие на тонких пластах угля, могут производить больше отходов, чем угля. Современные шахты производят примерно половину угля и половину отходов. Отходы угледобычи и обогащения в нашей области в 1993 г. составили 16 млн. м3 вскрышных пород и 0,6 млн. м отходов обогащения.
По данным обследования, в 1995 году на 1505 промышленных предприятиях области образовалось 19,38 млн. т токсичных промышленных отходов. Значительный удельный вес в общем объеме отходов занимает черная металлургия — 37,6% (7,2 млн. т), цветная металлургия — 18,4% (3,6 млн. т) и электроэнергетика 26,9%
(5,2 млн. т).
Из предприятий черной и цветной металлургии самое значительное количество отходов вырабатывают НТМК (2,5 млн.т) и «Уралэлектромедь» (2,46 млн.т). В химической промышленности основное количество токсичных отходов приходится на «Хромпик» (57,3 тыс.т), в стройиндустрии — на «Невьянский цементник» (373,5 тыс.т отходов).
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТВЕРДЫМИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ОТХОДАМИ
Основная часть промышленных отходов области размещается в хранилищах, не соответствующих нормативным требованиям. Отсутствие свалок по захоронению высокотоксичных отходов усугубляет экологическую обстановку в области. Предприятия вынуждены либо временно хранить образовавшиеся токсичные отходы на своей территории, либо размещать их в хранилищах, не предназначенных для захоронения данных отходов. Эти хранилища занимают огромные территории и являются загрязнителями почв, поверхностных и подземных вод. Недопустимо большое количество высокотоксичных отходов находится на временном хранении на территории предприятий (нефтеотходы — 92 тыс. т и фенолсодержащие отходы — 3627 т).
Кроме того, значительные площади земель заняты шламонакопителями, осадками сточных вод и другими накопителями промышленных и бытовых отходов.















