M_K_RF (738875), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. — Европейский валютный институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран — членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного обслуживания стран-членов.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран — все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации — Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская Федерация.
ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991 г., его капитал в размере 70 млрд франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит Комиссии европейских сообществ и 12% — странам ЕС; 11,3% — другим европейским странам; 24% — неевропейским государствам, в том числе: США — 10% капитала, Японии — 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы — 13,7%, бывшему СССР, а ныне Российской Федерации, — 6%.30
Цель ЕБРР — сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют.
Глава 4: Международный рынок ссудных капиталов
§1. Иностранные банки в России
В последнее время проблема более активного участия иностранного банковского капитала в России интенсивно обсуждается в различных аудиториях. Безусловно, это связано с кризисом банковской системы, разразившимся в нашей стране летом 1998 г. и непреодоленным до настоящего времени. Больше того, сегодня никто из сторонних наблюдателей не знает ответа на вопрос, каким образом этот кризис будет преодолеваться. В такой ситуации тезис о возможности расширения присутствия иностранных банков в России как один из рецептов преодоления банковского кризиса стал достаточно популярным даже в тех кругах, которые раньше активно выступали против подобных процессов.
Для того чтобы понять, насколько оправданными могут быть надежды на существенное возрастание роли банков с иностранным капиталом (в дальнейшем - инобанки) в российской банковской системе, на мой взгляд, необходимо последовательно ответить на такие вопросы: Что представляли собой инобанки в России к середине 1998 г.? Какими потенциальными преимуществами обладают инобанки по сравнению с российскими банковскими институтами и какие недостатки им присущи? Каковы основные причины и последствия банковского кризиса в России и что могут сделать инобанки для их устранения? Как изменились позиции инобанков в России после банковского кризиса 1998 г.?
Для России традиционным показателем, характеризующим участие иностранного капитала в ее банковской системе, является наличие в уставном капитале кредитной организации доли, принадлежащей к резидентам. В совокупном уставном капитале российской банковской системы эта доля несколько превышает 4%. По состоянию на 1 июля 1998 г. нерезиденты Российской Федерации принимали участие в капиталах 146 кредитных организаций, зарегистрированных на ее территории (на 1.05.99 их количество сократилось до 139). При этом 17 кредитных организаций принадлежали нерезидентам на 100% (на 1.05.99 - 20), а в капиталах еще 11 кредитных организаций нерезиденты имели более половины уставного капитала (на 1.05.99 - 13).31
На мой взгляд, говоря об иностранном участии в российской банковской системе, правильнее было бы анализировать деятельность российских банков, находящихся под контролем нерезидентов, то есть тех, где нерезиденты имеют свыше 50% капитала. Однако для России более устоявшимся является анализ деятельности только тех банков, которые принадлежат нерезидентам полностью. Этому есть объяснение. Во-первых, именно в такой форме существуют дочерние структуры крупнейших международных банков на территории России и, безусловно, их влияние на развитие ситуации в дальнейшем будет определяющим. Во-вторых, статистические данные по рассматриваемой группе банков наиболее доступны для анализа. По изложенным причинам в дальнейшем тексте все статистические данные будут приводиться только по этой группе банков, хотя, как мне представляется, качественные проблемы, обсуждаемые ниже, свойственны всем российским банкам, контролируемым иностранным капиталом.
К середине 1998 г. доля инобанков в активах и пассивах российской банковской системы составляла 5-5,5%, что, казалось бы, дает возможность говорить о незначительном влиянии указанной группы банков на общее положение дел, хотя по этим показателям оно выше, нежели по "официальным" критериям. Вместе с тем более детальный анализ структуры активов и пассивов инобанков позволяет сделать определенные выводы об их специализации. Так, около 90% их обязательств являлись валютными, около 80% - обязательствами перед нерезидентами, примерно 80% привлеченных средств были получены от банковских учреждений. В то же время в целом у российских банков эти показатели составляли соответственно около 38%, 16 и 38%.32 Приведенные цифры наглядно свидетельствуют о том, что привлеченные средства инобанков формируются главным образом за счет получения ресурсов от материнских банков.
Доля текущих счетов клиентов в привлеченных средствах у инобанков составляла меньше 14%, а доля депозитов - около 3% совокупных обязательств. У российских банков в целом эти показатели достигали соответственно 22 и 38%. Следовательно, можно предположить, что инобанки не ставят перед собой задачи привлечения российских финансовых ресурсов. У инобанков доля валютных активов приближалась к 60% по сравнению с 30% у российских банков. Менее 1,5% кредитов, предоставленных инобанками предприятиям нефинансового сектора, были номинированы в рублях против 58% у российских банков.33 Это, на мой взгляд, свидетельствует о нежелании инобанков осуществлять банковские операции в российской валюте и об их стремлении концентрировать активность на валютном сегменте".
Приведенные оценки вполне согласуются с известными качественными сторонами деятельности инобанков, которые, приходя в Россию, в основном занимались:
- обслуживанием крупных иностранных компаний - своих постоянных клиентов, начинающих бизнес в России, и с некоторых пор - крупнейших российских экспортеров главным образом в иностранной валюте;
- или операциями на российском финансовом рынке, в основном на рынке государственных долговых обязательств (ГКО-ОФЗ), выступая на нем как от своего имени (за свой счет или за счет материнского банка), так и в значительно большей степени от имени своих клиентов.
Вышеизложенное означает, что инобанки, безусловно, заняли в российском банковском бизнесе достаточно устойчивую, но крайне ограниченную по своим масштабам нишу и что они не являлись в полном смысле слова универсальными банками, то есть стремящимися и способными оказывать клиентам весь спектр банковских услуг.
Вместе с тем события второй половины 1998 г. резко изменили ситуацию на российском рынке банковских услуг: некоторые крупнейшие банки оказались неплатежеспособными, финансовый кризис государства подтолкнул банки перевести свои активы в иностранную валюту, что спровоцировало платежный кризис, подорвало доверие к надежности российских банковских институтов, "набег на банки" привел к массированному изъятию депозитов населения из банковской системы.
§2. Возможности и недостатки инобанков для российского клиента
Потенциальные преимущества инобанков хорошо известны и активно обсуждаются сторонниками расширения их участия в российской банковской системе. К таким преимуществам относят:
- надежность и стабильность, длительное время деятельности;
- оказание квалифицированной помощи при выходе на международные финансовые рынки в части не только предоставления средств, но, что порой более важно, консультирования и оказания всего спектра сопровождающих услуг;
- способность поиска и привлечения внешних партнеров для развития бизнеса в России;
- возможность практически неограниченного обслуживания международных операций российских компаний.
Однако при внимательном анализе приведенного перечня преимуществ нетрудно заметить, что все перечисленное относится и может быть приписано не самим инобанкам, а исключительно их материнским банкам. Таким образом, главным и единственным достоинством инобанков является их связь с материнским банком. Но, как хорошо известно, "наши недостатки есть продолжение наших достоинств". Это в полной мере применимо и к инобанкам.
Инобанки, как правило, не могут предоставить своим клиентам "нормальное" банковское обслуживание. Одним из основных ограничений их деятельности является практически полное отсутствие у руководства инобанков права на принятие самостоятельных управленческих решений - все стратегические, а порой и многие вопросы тактического характера должны обязательно рассматриваться и утверждаться материнскими банками в рамках общеустановленных процедур и внутренних лимитов. Это - нормальная позиция материнского банка, стремящегося консолидировать информацию, принятие решений и контроль за своими рисками. Но для российского клиента такая ситуация означает неготовность инобанков быстро реагировать на запросы и потребности российской клиентуры, медлительность в принятии решений даже по несложным вопросам.
Существенным ограничением для работы с российскими клиентами, безусловно, выступает отсутствие достаточного объема собственных средств у инобанков (эта проблема является одной из наиболее острых для всей российской банковской системы), то есть сравнительно небольшой размер их капиталов. Этот недостаток особенно ощущается, когда речь заходит о банковском обслуживании крупнейших российских компаний, чьи потребности в финансировании превышают совокупные возможности банковской системы. Нельзя забывать и о том, что действующие надзорные нормы Банка России, как правило, привязаны к размеру капитала банка и таким образом ограничивают масштабы расширения его активности.
Безусловным ограничителем деятельности инобанков в России является отсутствие у них региональной и филиальной сети, необходимой для работы с растущей клиентурой, особенно если речь идет об обслуживании физических лиц. Неприспособленность офисных помещений инобанков для работы с большим количеством клиентов стала притчей во языцех осенью прошлого года, но ничего не было предпринято за последнее время в этой части.
Крупнейшим недостатком инобанков с точки зрения потенциальной российской клиентуры являются их неготовность и нежелание предоставлять клиентам весь спектр услуг, традиционно оказываемых им российскими банками, особенно тех, которые связаны с помощью в снижении бремени налогообложения и преодолении сложностей валютного контроля. Стремление инобанков ограничить свои услуги исключительно расчетным обслуживанием российских клиентов, выстраивать отношения с ними без учета реальностей российской бизнес-культуры входят в явное противоречие с клиентскими запросами.
В свете последних событий нельзя сбрасывать со счетов и то, что деятельность инобанков в большой мере подвержена политическим ограничениям со стороны правительств тех государств, в которых находятся материнские банки.
§3. Российская Федерация как заемщик
В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами — граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.34
Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.















