159635 (737718), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Мода на Ницше (точнее на хлесткие цитаты из его работ типа «белокурой бестии») была также в существенной степени обусловлена выходом в 1906 г. его скандально знаменитой книги «Воля к власти», подготовленной к изданию сестрой писателя. Элизабет Ферстер-Ницше тенденциозно скомпоновала черновые фрагменты и наброски брата в виде связного произведения. Долгое время отдельные специалисты вообще полагали, что «Воля к власти» не принадлежит перу Ницше, а представляет собой фальшивку, сработанную его сестрой. Лишь в 1956 г. К. Шлехта на основе огромной текстологической работы в архиве издал последнее произведение философа, восстановив хронологический порядок фрагментов.
О «Воля к власти», изданной Э. Ферстер-Ницше, хорошо сказал выдающийся философ, вдумчивый интерпретатор Ницше М.Хайдеггер: «Все опубликованное в этой «книге» действительно записи Ницше, и тем не менее он так никогда не думал». Уточним, что здесь в первую очередь идет речь о нечестных истолкователях.
Поверхностная мода на Ницше сослужила философу плохую службу. Совершенно незаслуженно в массовом сознании он в течение десятилетий представал как милитарист, антисемит и славянофоб... Туман лжи и инсинуаций рассеивается, сквозь жирную копоть (как на старой иконе) просвечивает печальный лик философа, сказавшего о своем творчестве (до творчества): «По сути дела, это музыка, случайно записанная не нотами, а словами».
Ницше был первым мыслителем, ощутившим и воплотившим в своих книгах безмерный кризис западного мира, западного духа, западной культуры: религии, философии, морали, права, политики, социальной жизни, науки, искусства прежде всего идеи непрерывного прогресса (выношенной Ф.Бэконом, Декартом, Тюрго, Кондорсе, Гегелем и другими философами). «Базельский затворник», лично глубоко переживший кровь и смятение франко-германской войны и Парижской коммуны, первый уловил призрачные эманации грядущих общественных катаклизмов, мировых войн, вселенских революций, крушений могущественных империй, переделов мира и т.д.
Мировое значение Ницше как мыслителя определяется именно тем, что он первым среди европейских философов указал и поставил «роковые» вопросы нигилизма, выразив их в необычайно яркой поэтической форме, пользуясь приемами и средствами художественного мышления. Диагност Ницше поставил смертельный диагноз в книге «Веселая наука»: «Европа – тяжелая больная, которая должна молиться на свою неизлечимость и вечные страдания, принимающие разные формы...». Катастрофическое предчувствие истории двух ближайших столетий (XX и XXI веков) как возрастания нигилизма во всемирном масштабе, тотальной переоценки всех ценностей, беспримерного изменения ментальности человечества заставляло философа бить в набат, призывая к трезвости и мудрости.
«Ах, если бы вы знали, как недалеко, как близко уже то время, когда будет иначе!» восклицал Ницше в книге «По ту сторону добра и зла». Работу «К генеалогии морали» венчает афоризм: грядет «великая драма в ста актах, зарезервированная на ближайшие два века Европы, ужаснейшая, сомнительнейшая и, возможно, наиболее чреватая надеждами из всех драм». Приведем и хрестоматийно известное пророчество философа: «Все на нашем пути скользко и опасно, и при этом лед, который нас еще держит, стал таким тонким; мы все чувствуем теплое и грозящее дыхание оттепели – там, где мы еще ступаем, скоро нельзя будет проходить никому!»
По убеждению Ницше, европейские культура и цивилизация уже стоят на краю бездонной пропасти, в затылок им дышат Небытие и Ничто; казавшийся незыблемым, как скала, фундамент (религиозный, нравственный, социальный, научный) Европы рассыпается в песок. Больной мыслитель объявляет в своих книгах тотальную войну (не на жизнь, а на смерть) вековой неправде. Увы, наивными выглядели попытки Ницше непосредственно повлиять на «большую» политику, изменить словом судьбы Германии и Европы. Он послал несколько своих книг, сопроводив их письмами, германскому императору и Бисмарку (Вильгельм промолчал, канцлер ответил вежливым письмом... и все...). Одинокий мыслитель продолжил свою одинокую войну за изменение мира на бумаге...
Закончилось двадцатое столетие и наступило двадцать первое; подведение итогов, осмысление его значения в духовной истории человечества становится актуальной и насущной задачей. Ницше, выронивший перо из ослабевшей руки более ста лет назад, был и остается одним из главных авторов сценария фильма-катастрофы под заглавием «XX век».
Список использованной литературы
-
Ницше Ф. Сочинения в двух томах. М., Прогресс. – 1990.
-
Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994.
-
Ницше Ф. Рождение трагедии. М., 2001.
-
Ницше Ф. Странник и его тень. М., 1994.
-
Аствацатуров А. Три великие книги Ф.Ницше // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб: Худож. лит, 1993. С. 22-60.
-
Бахтин М.М. Из жизни идей // Статьи, эссе, диалоги. М., 1995. С. 15-18, 25-27, 129-130.
-
Войская И. Бахтин и Ницше // Ф.Ницше и русская религиозная философия. Минск, 1996. Т. 1. С. 314-324.
-
Данилевский Р.Ю. Русский образ Ницше // На рубеже XIX-XX веков. Л.: Наука, 1991. С. 5-44.
-
Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше / Вступит. Статья и пер. с фр. А. Гараджи // Философские науки. 1991. № 2. С. 118-142; № 3. С. 114-129.
-
Микушевич В. Ирония Фридриха Ницше // Логос. № 4. 1993.
-
Немировская Л.З. Ницше: мораль “по ту сторону добра и зла”. М.: Знание. 1991.
-
Потемкина В.Н., Шинкарева К.С. Четыре мифа Ф.Ницше в контексте политической культуры России. Уфа: Башкирский гос. пед. нн-т., 1991.
-
Цвейг Ст. Ф.Ницше / Пер. С.И.Бернштейн. Таллин, 1990.
-
Шестаков В.П. Ницше и русская мысль // Россия и Германия: опыт философского диалога. М.: Медиум, 1993. С. 280-307.
-
Ясперс К. Ницше и христианство // Философские науки. 1999. №3. С. 117-129.
0 Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. – Соч. Ф.Ницше в 2 т. – М., Прогресс. - Т.1. С.42
0 Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. – Соч. Ф.Ницше в 2 т. – М., Прогресс. - Т.1. С.69
0 Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. – Соч. Ф.Ницше в 2 т. – М., Прогресс. - Т.1. С.52
0 Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. – Соч. Ф.Ницше в 2 т. – М., Прогресс. - Т.1. С.71
0 Там же.
0 Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. – Соч. Ф.Ницше в 2 т. – М., Прогресс. - Т.1. С.73
















