159214 (737465), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Несмотря на незнание законов кровообращения и на то, что Гален изучал сердце быка, а не человека, ему удалось установить факты первостепенной важности, в частности, он отметил, что предсердия сжимаются раньше желудочков, а прекращают биться последними. Гален правильно рассматривал систолу, как активное сокращение внутренних слоев миокарда.
Колебания Галена между материалистической и идеалистической трактовкой явлений можно обнаружить и в важном вопросе – его понимании пневмы. Учение о пневме было развито Гиппократом, который считал, что пневма – это животворящее вещество. Гален не только взял это учение на вооружение, но развил его, различая пневму физическую, пневму животную, которая управляет вегетативными процессами тела, и, наконец, пневму психическую, душевную, выделяемую мозгом, которая управляет и произвольными движениями, и психическими переживаниями человека. Эта пневма, в его понимании, движется по нервам и переносит ощущения от органов чувств в мозг, а двигательные ощущения к мускулам.
Интересно проследить трактовку пневмы Гиппократом и теми его исследователями, которые под влиянием церкви изгнали из учения и концепций Галена все материалистические элементы. Гален рассматривал пневму как своеобразную материю, составную часть воздуха, стимулирующую жизненные процессы; не зная кислорода, Гален приписывал пневме примерно роль кислорода в организме. После того как в средние века под влиянием церкви идеи Галена были искажены, «урезаны», фальсифицированы, пневму стали называть жизненным духом; иными словами, поразительные материалистические догадки Галена были искажены и забыты.
Философский подход и попытка, исходя из общих теоретических позиций, отыскать частные решения сказываются и там, где Гален советует при диагностировании пользоваться тремя путями при распознавании пораженного органа: 1) исследование частей тела, 2) исследование причины болезни, 3) различие между симптомами. Гален следует Аристотелю каждый раз, когда подчеркивает важность точных, длительных наблюдений. Известны выдающиеся заслуги Галена и в вопросе о роли природы в лечении болезни, например в лечении туберкулеза. Он не только с достаточной определенностью установил виды туберкулеза – начальные, острые формы и формы хронические, - но и отметил важную роль смены условий для больного туберкулезом, успехи лечения в определенных клинических местностях.
Благодаря своим материалистическим позициям экспериментам и наблюдениям Гален поставил анатомию и физиологию на ведущее место в медицине. В данном случае не имеет большого значения то обстоятельство, что открытия его в анатомии были крупным шагом вперед и вошли в науку, в то время как физиологические взгляды были неверны и отвергнуты в последующем наукой. Заслуга Галена в том, что он обосновал необходимость во врачебной деятельности исходить из данных анатомии и физиологии; в его времена факты анатомические и физиологические воспринимались в единстве, а дисциплины, как известно, еще не дифференцировались.
Все сказанное является предпосылкой для понимания еще одной, может быть важнейшей, заслуги Галена – для понимания причин его обращения к вивисекциям и экспериментам на животных, для решения проблем анатомии, физиологии и медицины в целом. И в этом случае Гален выступает как материалист, который учитывает материальные причины физиологических явлений, а не потусторонние сил.
Конечно, не идеалистические воззрения Галена толкнули его на научный подвиг – на применение экспериментов на животных, которые привели к созданию новой дисциплины – экспериментальной физиологии.
Галена с полным правом можно и следует назвать основоположником экспериментальной физиологии – в этом его величайшая заслуга, может быть, наиболее крупная из всех. Имя его было бы бессмертно в медицине, даже если бы он ничего другого больше не сделал. В развитии медицины за многие столетия – от Гиппократа и до Галена – не было ни одного события, которое могло бы сравниться с диалектическим скачком, с проявлением нового качества, которое привнесено было Галеном, применившим эксперимент для выяснения проблем физиологии.
Постоянное, непрерывное подчеркивание, что Гален – идеалист, последователь Платона, что обычно для трудов буржуазных истоков науки, не дает ответа на вопрос, почему же этот идеалист стал революционером в науке, совершил научный подвиг, навсегда поставивший его имя в ряды наиболее выдающихся ученых-медиков мира.
В какой же связи находились общефилософские взгляды Галена с его медицинскими воззрениями ?
Наиболее отчетливо эти взаимоотношения обнаруживаются, когда знакомишься со взглядами Галена на функции головного мозга и центральной нервной системы. Во времена Галена представления о мозге и его функциях было ошибочным, крайне запутанным. «Назначение загадочно, строение загадочно, самое загадочное – его болезни. Открытия, сделанные Галеном и касающиеся роли центральной нервной системы, в частности мозга, были подтверждены экспериментально, имели глубокое принципиальное значение.
4.
В трудах Галена нетрудно обнаружить противоположные, взаимно исключающие точки зрения – там где он, слепо следуя Платону и Аристотелю, говорит о божественной мудрости природы и о целенаправленности всего живого, - и нередко на тех же страницах показывает, как жизненные явления могут быть объяснены, поняты без всякого божественного участия. На трудах Галена можно наблюдать то же, что В.И. Ленин выяснил, анализируя философию Аристотеля, обнаружив наряду с идеализмом материалистические тенденции и черты натурфилософии и теории познания, отметил колебания философа между материализмом и идеализмом.
«Это был ум яркий, философский и обобщающий», - так кратко и точно характеризовал Галена знаменитый Кювье. Философский и обобщающий – такой подход к явлениям жизни характерен для Галена. Он с необыкновенным умением сближал далеко отстоящие явления, подмечал то общее, что им присуще, и делал необходимые и глубокие выводы.
Именно это стремление Галена – философа не ограничиваться частностями, а пытаться давать обобщения, находить более общие причины, более общие закономерности позволило ему объединить, синтезировать анатомо-физиологические данные, известные его предшественникам, добавить свои, добытые в эксперименте, и в конечном итоге внести в медицину, в особенности в ту ее часть, которая касается физиологии нервной системы, концепции и обобщения, обессмертившие его имя и позволившие выделить галеновский этап в развитии медицины. Этот галеновский этап определяется и характеризуется не широковещательными галеновскими догмами, за которые уцепилась и которые подняла, сделала своим знаменем католическая церковь, а корнями , говоря словами В.И. Ленина, растущего живого дерева объективного человеческого познания.
Философский подход, умение отыскивать более общие причины явлений помогли Галену решить эту трудную задачу – создания научной системы врачебного искусства. Научный подвиг Галена – если отстранить на время его частные заслуги в разных отраслях науки – заключается в том, что он сумел обобщить, синтезировать накопленные к его времени естественнонаучные и медицинские знания и на их основе попытался построить систему с единой точкой зрения на природу человека, на его болезни, на меры поддержания здоровья и лечение болезней. Гален-философ помог Галену-медику в создании основ научной медицины, и это вопреки идеалистическим моментам воззрения Галена и благодаря материалистическим струям его творчества, материалистическим устремлениям, материалистической направленности многих исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Сорокина Т.С. История медицины. М. ПАИМС, 1994.
-
Бородулин Ф.Р. История медицины. М. Медгиз, 1961.
-
Чикин С.Я. Врачи-философы. М.Медицина, 1990.
-
Клавдий Гален. «О назначении частей человеческого тела». М.Медицина, 1971.
-
Анохин П.К. От Декарта до Павлова М. Медицина, 1975.