158395 (736999), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Как философия помогла Ньютону построить первую в истории естествознания глобальную теорию естествознания, в частности теорию механики? Он создал такую программу, говоря современным языком, которая позволила бы ему сформулировать идеи чисто философским языком: идею пространства и идею времени. Ньютон пространство и время определил как одномерность и равномерность длительности, как одномерность в пространстве и равномерность во времени.
Далее, он также сформулировал понятие массы, как наиболее общего и вместе с тем простого свойства вещей. В последующем Ньютон сделал попытку связать между собой эти абстракции пространства, времени и массы. К примеру, отношение пространства ко времени дает скорость, а отношение скорости ко времени дает ускорение, произведение же ускорение на массу дает силу. Сила также требуется для того, чтобы вызвать ускорение тела, которое благодаря инерции покоится в равномерном и однородном пространстве. Таким образом, на основе некоторых понятий и исходных наиболее универсальных абстракций, достраивая эту шкалу, эту картину, Ньютон сумел описать все известные ему явления. Например, движение планет и падение тел, качение маятника, обращение комет, движение молекул - все это он сумел описать с помощью элементарных понятий, как пространство, время и масса. Их производными являются такие понятия, как сила, импульс или количество движения, энергия и т.д. Ньютон создал цельную картину мироздания, выраженную в математической форме, и таким образом получается следующий "удивительный" результат, сам философский подход и философский поиск общих абстракций, которые отличаются универсальностью и вместе с тем элементарностью в отношении ко всем другим абстракциям, привели к крупному научному прорыву. Потом, эта же теория Ньютона была, конечно же, превзойдена, дополнена в теории относительности и в других теориях.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному был использован стихийно еще древнегреческим философом Фалесом. Когда он отыскал наиболее общую абстракцию этого бытия - воду, то он сказал: - "Даже семена влажны, следовательно, в основе семян тоже лежит вода". Модификацией воды являются вещества: испарения, лед и др. Таким образом, он построил качественную теоретическую модель, но, конечно же, математически и логически не проверенную. Она была ошибочна в конкретных своих проявлениях, но, тем не менее, сама методика построения, общий подход были стихийно сформулированы в античной "наивной философии".
Хочется обратить внимание и на схему атомизма. Приведение такой абстракции, как атом наполнение этой абстракции все более конкретным содержанием, наделение атома различными свойствами, такими как форма, тяжесть, завихрение, падение, спонтанное движение у Эпикура, наделение этого атома все большим числом абстрактных характеристик, которые отображали определенные мыслимые качества, а в дальнейшем и синтез всех этих абстракций позволили создать единую атомистическую картину мира, которая была практически восстановлена в Новое время, когда на основе достижений физики Ньютона и представлений французских философов об атомах была воссоздана универсальная модель мира, состоящая из атомов. Это говорит о роли философии в научном познании, что сама философия выступает как методология научного познания. Философия формулирует тот основной инструментарий теоретического мышления, сам метод построения теории, который в наиболее общей форме выступает как восхождение от абстрактного к конкретному и результатом этого является построение теории. Вообще, логика сумела выделить общие элементы построения теории. Логическая схема теоретического познания достигается благодаря философским исследованиям. Вообще философия выявляет основания математики и логики, без которых современная наука немыслима, и показывает, к чему они сводятся. Они сводятся в принципе к универсальным аспектам бытия, к наиболее общим законам существования. Можно сказать, что современная математика и логика основаны на том, что весь мир подчиняется некоторым общим законам.
Например, часть всегда меньше целого. Вещи могут быть между собой равны и неравны, или же одни вещи могут быть больше, другие меньше. Вот это позволяет нам говорить, что вещи могут быть между собой равными и тождественными, что существует равенство и неравенство, что существует качественное различие этого неравенства, выраженное такими определениями, как больше, меньше - все эти слова (логические постоянные), взятые в совокупности позволяют строить доказательства. Без теории доказательств нет никакого научного познания. Никто не может удостовериться, что это знание истинно, а другое ложно, По этому говорил Декарт: "Мы не должны быть насколько сумасшедшими, чтобы не признать, что исходя из самоочевидных и ясных идей, применяя к ним законы логики и математики, приходим к заключениям, которые мы так же принимаем за истинные, если самоочевидные идеи, из которых мы начали поиск этих следствий, являются также истинными". То есть, теория позволяет из истинных идей извлекать истинные заключения, из ложных идей извлекать ложные заключения. Это важнейший аспект влияния философии на формирование научных знаний. Это методологическая сторона влияния философии на создание теории или, говоря иначе, смысловая сторона. Она состоит в том, что философия, на основе предшествующего опыта, предшествующих теорий, всей работы обобщающей мысли переходит к формированию таких понятий, которые могут быть использованы в качестве исходных абстракций определенными разделами научного познания, при построении теории, т.е. конкретно.
Философия, таким образом, создает базисные предпосылки создания новой теории тем, что она в результате систематических, обобщающих усилий позволяет актуализировать те термины, понятия, представления, которые были в истории познания, которые в виде определенной картины мира "витали" в сознании ученого. Она помогает ему обратиться, к тем, пока еще аморфным с точки зрения конкретной науки, но качественно определенным с точки зрения философии понятиям, конкретизировать и взять их, как исходный материал для построения науки.
Этические и аксеологические аспекты научного познания
Какова роль философии в научном познании, когда рассматривается этический аспект познания?
Философия, проявляется в научном познании, как определенная нравственная позиция ученого. Ведь этика (учение о нравственности) - это философская наука и игнорировать морально-этический аспект в научном познании нельзя. В наше время это приобрело такое большое значение, что на уровне методологии говорят об аксиологии науки. В чем же это выражается? Ученых и вообще людей, которые посвятили себя поиску знания и постижению истины, отличает от других людей чрезвычайно обостренное чувство нравственности, которое выражается в том, если можно так сказать, что они появились в этом мире именно для того, чтобы служить истине. Истина для них, безотносительно какое отношение к этой истине прожигают свою жизнь на "ниве" научного познания. Это глубинное вторжение этики в научный поиск, самоорганизующее начало в деятельности ученого.
Оглядываясь назад на историю человечества, мы видим, что величайшие умы, несмотря на то, что у них спонтанно проявлялся эгоизм в человеческих отношениях, жадность к деньгам, властолюбие и т.д., несмотря на эти проявления человеческих пороков, человеческой слабости, они что касалось истины никогда не решились бы променять её на ложь, а только "мелкие жулики" от науки способны на это, выдавая ложь за истину чтобы временно достигнуть успеха, занять определенную социальную позицию, написать определенные опусы, выдавать их за глубинные научные исследования, и затем как "пустые раздутые шары" исчезнут, лопнув от легкого соприкосновения к ним истины.
Этика ученого проявляется также в её чрезвычайном добросовестном подходе ученого к определенной научной процедуре. Допустим, что исследователь несколько десятков раз повторяет одни и те же экспериментальные операции, которые необходимы в конкретном опыте, но, достигнув этого результата, он не успокаивается. То есть у него проявляется тяга к достоверности, основанная на убеждении в том, что полученный результат не должен зависеть от его собственного мнения.
Еще одна сторона этики ученого имеет этико-социальный аспект. Она проявляется в бережливом отношении к тем открытиям, которые произведены другими учеными.
Другая сторона этического аспекта связана с тем, что научные исследования иногда затрагивают также структуры человеческой этики, нравственности, психологии, человеческого восприятия и вообще человеческого существования, как индивида, как вида, как носителя определенных социальных ценностей, которые, казалось бы не совместимы с установленными представлениями о человеке, его существования, со всем предшествующим опытом. К примеру, скажем клонирование человека в генной инженерии основано на таких экспериментах, которые кажутся современному человеку чудовищными. Есть так же ученые, которые, наоборот, основывают необходимость экспериментов над человеком. Многие люди, независимо от своего собственного желания могут стать, в современных ученых центрах, объектами научных исследований, где возможны непредсказуемые результаты.
Следующий вопрос в аксиологии науки - это как влияет философия на социальную сторону организации науки?
Современная наука - это сложнейший механизм, это определенные социальные институты, это инвестирование науки, это построение самой стратегии организации науки. В чем заключается здесь роль философии? В какой роли она выступает? Философия помогает объединению ученых различных специальностей, поскольку глобальные проблемы человечества могут быть исследованы и разрешены только усилиями множеств ученых дисциплин. Они могут быть организованы в рамках философски построенных, философски осмысленных и философски выраженных программах. Например: программа "Римского клуба", а также в рамках общественных экологических движений и объединений ученых, международных некоммерческих исследовательских объединений, в том числе под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Философия дает понять, что глобальные проблемы не могут быть осмыслены в рамках одной дисциплины, не могут быть также осмыслены в рамках самой чистой философии. Это потому, что сама философия, лишенная, так называемой "питательной средой" научных знаний конкретных научных дисциплин, такая философия остается на уровне метафизики в древнем понимании, т.е. умозрительной наукой, которая замещает отсутствующие связи вымышленными. Поэтому роль философии в научном познании в современную эпоху в наибольшей степени проявляется в руководящей роли философии в направлении поиска по разрешению глобальных проблем человечества, т.е. тех проблем, решение которых связано с выживанием человечества как рода, как биологического вида.
Выводы
Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.
Список использованной литературы
1. А.Г. Агаев. Философия и методология науки. Махачкала, 1994г.
2. А. А. Радугин. Философия/курс лекций/ М., 1997г.
3. А.И. Ракитин. Философские проблемы науки. М., 1977г.
4. А.Г. Спиркин. Основы философии /учебное пособие/ М., 1998г.
5. Б. Кузнецов. Современная наука и философия. М., 198 1г.
6. В.В. Загладин, И.Т. Фролов. Глобальные проблемы и будущее человечества. // Будущее науки. Выпуск №13.М., 1985 с.15.
7. В.А. Штофер. Современные проблемы методологии научного познания. Ленинград., 1975г.
8. Вопросы причинности в квантовой механике. М., 1955, с.102.
9. В.И. Купцов. Роль философии в научном познании. М., 1972, с.55 Ю. Е.Ф. Губский, П.В. Кораблева, В.А. Лутченко. Философский энцеклопедический словарь. М., 1997г., с.255.1 1.М. Борн. Физика в жизни моего поколения.
12. М.И. Руткевич, ИЛ. Лонорман. Диалектика и теория познания. М., 1992г.
13. М.В. Мостеканенко. Философия и физическая теория. Ленинград, 1969, с.12.
14. Печчеи А. Глобальные проблемы цивилизации. // Мир философии. М. Д991г., т.2, с.558.
15. На пути к теории научного знания. М., 1987г., с.8.
16. П. Кууси. Этот человеческий мир. М., 1988 г. с.27. И.Ф. Бекон. Сочинения в 2т., М., 1977, т.1, с.210.18. Антология мировой философии. М., 1070, т.2, с.231.















