75453-1 (736301), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Б.Рассел говорит, что он ощущал радость “спасения” не только логики.
“Радость приносили не только эти сухие, логические теории. Я чувствовал свободу, мне будто удалось вырваться из душного помещения и оказаться на овеваемом свежим ветром морском берегу... В первом порыве освобождения я стал наивным реалистом и радовался, что трава действительно зеленая, вопреки мнению философов, начиная с Локка...” [3]. Но “логический медовый месяц” был краток, о чем Уайтхед сказал:”Никогда больше нам не насладиться блаженством утренней безмятежности”.
В ходе математизации логики обнаружились парадоксы и противоречия, не устранимые из логико-лингвистических конструкций. Это изначально известный логике парадокс лжеца, который, по словам св.Павла, демонстрирует порочность язычников. Если лжец говорит:”Я лгу” лжет ли он. Или иначе: Предложение в рамке ложно.
Кроме того, это связанные с противоречивостью понятия “класс”, парадокс альтернативных онтологий, теорема Геделя и невозможность формализованного языка и т.п. Первый говорит о том, что логическая конструкция может иметь несовместимые, но истинные онтологические интерпретации. Второй о неопределенности отношений между классом и его элементом. Третий доказывает несовпадение класса всех возможных доказательных и истинных высказываний.
Четвертая конструкция говорит о том, что самодостаточный формализованный искусственный язык невозможен, поскольку для него всегда будет требоваться “метаязык”, задающий правила функционирования.
За обнаруженными парадоксами и противоречиями скрывается редко замечаемая глубинная ущербность формальной логики. Как правило, логику тренируют извне, как что-то неестественное, натужное, чем никто в практике не хочет пользоваться. Но и в природе основного глубинного усилия самой логики заключено трагическое противоречие: вытеснить мысль ради самой же мысли, вытеснить живую мысль ради ее формы. Благое стремление нивелировать “корявости” живой мысли упраздняет мысль ради слова и знака. Этапы развития логики различаются лишь степенью и характером этого вытеснения.
Это, в свою очередь, обуславливается еще реже замечаемым социокультурным статусом логики, ее социокультурной природой. Любая фундаментальная идея и конструкция логики имеют удивительно “живописную” мировоззренческую подоплеку. Например, принцип обратной связи содержания и объема понятий описывает мысль, преодолевающую два различных вида догматизма: идеологический тоталитаризм (практически нет со-держания) и информационнобесприн-ципный плюрализм (практически нет объема, предмета).
Поэтому подлинное развитие пафоса, духа и традиции логики во второй половине ХХ века осуществляется “за границами” философии: в области кибернетики и проблем искусственного интеллекта. Философская же методология концентрируется в основном в пространстве диалектики и герменевтики. Последняя становится особо актуальной в связи с поставленной логикой проблемой соотношения искусственного и естественного языков.
Список литературы
1. Аристотель. Собр.соч.: В 4 т. Т.2. М.,1978.
2. Рассел Б. Мое философское развитие// Проблемы истины в современной западной философии науки. М.,1987.
3. Там же. С.120.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru















