73513-1 (736231), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Общепризнанно, что реальность сознания человека обнаруживается и в его отношениях к природе, и в его отношениях к другим людям. Все это с научной точки зрения правильно. Но при таком подходе к сознанию вычленить его как свойство человека из какой-то сферы деятельности (практики, труда и т.д.) невозможно. А, следовательно, и невозможно ответить на вопрос: “Что такое сознание?" Поэтому и приходится согласиться с утверждениями, что а) сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, "механизмом" вписывания человека в целостную систему бытия; б) сознание выступает как особая форма отражения регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности; в) сознание возникает в практической деятельности людей как необходимое условие ее организации и воспроизводства и т.д. В подобных утверждениях, как видим, сознание в конечном счете превращается в элемент бытия, существующее относительно самостоятельно, регулирующее бытие человека, управляющее способом его жизнедеятельности. В результате человек и его сознание подспудно, не явно рассматриваются как равноценные (равноправные, равнозначные) реальности. Возникновение и существование сознания в конечном счете оказывается обусловленным предметно-чувственной деятельностью человека (практикой, трудом, и т.п.), осуществляемой в субъектно-объектных отношениях, а не языковой деятельностью, проявляющейся в субъектно-субъектных отношениях. Поэтому явно или неявно считается, будто сознание как свойство может возникнуть и функционировать не только в субъектно-субъектных отношениях, но и в отношениях субъекта к объекту познания и практики.
Почему же нельзя вычленить сознание, как свойство человека, из какой-то сферы его деятельности и однозначно ответить на вопрос: "Что такое сознание"? Дело здесь в том, что нами подвергается анализу деятельность (поведение, поступки и т.д.) человека, у которого уже имеется (сформировалась) та внутренняя способность, реальность которой обнаруживается как сознание. И поскольку эта способность уже имеется у человека, постольку она всегда сопутствует всякой форме его деятельности. Отсюда можно сделать вывод о том, что проявление реальности сознания вовсе не характеризует его суть и специфику. Суть сознания, его специфика и отличие от других форм деятельности наиболее отчетливо прослеживается в механизмах его формирования.
Мы выше рассмотрели механизмы формирования способности мыслить. А теперь еще раз подчеркнем, что та способность, которая формируется у ребенка путем научения его языковой реальности и языковой деятельности в его онтогенетическом развитии, обнаруживается как сознание в процессе словесного общения людей. При этом с помощью языковой деятельности, "движением языка" создается та реальность, которая называется сознанием. Она является вторичной, “зависящей” от языковой деятельности, которая, в свою очередь, обуславливается чувственной деятельностью, происходящей под воздействием на органы чувств человека внешних раздражителей. Сознание как свойство высокоорганизованной материи не функционирует без своего языкового проявления, не существует только в виде знака.
Языковая деятельность по своей природе является формой выражения мысли путем произнесения (или выговаривания) слов вслух или про себя. Языковое выражение мысли путем произнесения слов вслух проявляется преимущественно в процессе общения, т.е. субъектно-субъектных отношениях. Языковое выражение мысли путем произнесения слов про себя происходит преимущественно в процессе предметно-чувственной, трудовой, производственной форм деятельности, т.е. в субъектно-объектных отношениях.
Язык и его функции. Функции языка как средство общения, как средство хранения информации невозможны без его функции как средства закрепления мысли других людей в форме внутренней способности. Нет у ребенка иных средств формирования внутренней способности, закрепления мысли других людей, кроме как научение языку и языковой деятельности. Уже закрепленные посредством языка внутренние способности людей могут обнаруживаться (и всегда обнаруживаются) как свойства сознания в процессе их общения. Но в то же время следует сказать, что в поступках и поведении людей, в их движениях и деятельности может проявляться (и проявляется) не только та внутренняя способность, реальность, которая обнаруживается как свойство сознания, но и биофизиологические потребности, находящиеся за "порогами" этой способности. И это обстоятельство мы должны учитывать при прослеживании сознания в поступках и поведении людей, в их деятельности.
Следует сказать, что каждой из указанных выше функций языка соответствует определенная и вполне конкретная форма человеческой деятельности. Более того, можно констатировать, что реальность каждой из этих функций языка обнаруживается в рамках данной конкретной формы человеческой деятельности. В связи с возникновением той или иной формы деятельности человека формируется соответствующая ей функция языка.
На наш взгляд функции языка как средства общения и передачи информации проявляются преимущественно в субъектно-субъектных отношениях и соответствующих им формах деятельности. Эти функции более первичны по отношению к другим функциям языка в историческом (генетическом) плане. Функции языка как средства познания проявляются и в субъектно-субъектных, и в субъектно-объектных отношениях, а как средства хранения информации - и в отчужденных от субъекта системах знания. Очевидно, что язык свою функцию средства хранения информации начинает выполнять в историческом плане намного позже, чем, например, функцию средства передачи информации. Но эта его функция начинает выполнять важнейшую роль в жизнедеятельности людей, особенно в связи с возникновением письменности и печатного дела. Язык как средство, как "инструмент" формирования способности мыслить оказывается в центре внимания в процессе научения ребенка речевой деятельности, в процессе обучения и воспитания учащихся и т.д. Язык свою функцию средства "превращения" мыслительной деятельности во внешние колебательные движения атомов и молекул воздуха выполняет в процессе передачи информации, общения людей и т.д. Реальность каждой из этих (и других, нами здесь не рассмотренных) функций языка обнаруживается в рамках данной, конкретной формы человеческой деятельности.
Разумеется, нельзя абсолютизировать взаимосоответствия упомянутых выше разных функций языка и различных форм человеческой деятельности, в которых они проявляются. В настоящее время на более высокой ступени реализации языкового общения в каждой из упомянутых выше форм деятельности человека можно усмотреть любую из этих функций языка. Но в каждой из них рассматриваемые функции языка не равноценны в плане их значимости. Более того, и дифференциация деятельности человека на указанные выше ее сферы относительна. И она относительна даже в том плане, что при определенных ситуациях, например, субъектно-субъектные отношения иногда могут быть рассмотрены (и рассматриваются) как субъектно-объектные отношения, где в качестве объекта познания могут выступать (и выступают) сами люди. Поэтому неправомерно противопоставлять друг другу как сами эти формы деятельности человека, так и соответствующие
им функции языка. Как сами формы деятельности человека, так и соответствующие им функции языка взаимообусловлены друг другом и взаимодополняют друг друга. Здесь речь идет о том, что в рамках той или иной формы деятельности человека, язык преимущественно выполняет какую-нибудь одну и вполне конкретную из этих функций.
В заключении отметим, что язык (языковая реальность) закрепляется в самой биологической природе человека в виде некоей внутренней его способности “молоком матери”, т.е. ее языком и языковой деятельностью. И он становится неотъемлемым атрибутом человека. Целенаправленный воспитательный процесс начинается с научения языковой реальности и языковой деятельности. Если при этом имеется возможность выбора языка, то важно иметь в виду, что язык является детерминантом сознания. Научая языковой реальности и языковой деятельности, мы формируем у ребенка не только способности мыслить, но и стереотипы мыслительной деятельности, закрепляем стиль мышления, присущий данному языку, образ жизни того народа, которому принадлежит этот язык. Проявляясь в различных формах, язык формирует и характеризует национальные черты менталитетов, определяет особенности национального сознания. Развитие общества (в том числе и этноса) идет в значительной степени через изменение языка, осуществляемое путем как внедрения новых понятий, так и использования известного ранее понятия в новом для него значении.Борьба за сферы влияния языка - это и борьба за сферы жизнедеятельности того народа, которому принадлежит этот язык. Борьба за сохранение того или иного языка - это борьба за существование народа, которому он принадлежит. Таким образом, язык преобретает в реальной жизни людей политико-экономическую окраску.
Список литературы
Ким В.В. Семиотические аспекты системы научного знания. Красноярск, 1987, с.15.
Подробно Алексеев А.П. Становление человечества. М., 1984, с.174-175
Будагов Р.А. Что такое развитие и совершенствование языка. М., 1977, с. 166.
Следует иметь в виду, что научение языковой деятельности слепоглугонемых осуществляют те, кто уже владеет языковой реальностью и языковой деятельностью.
Языковая деятельность сопутствует любой форме деятельности человека и, в том числе, предметно-чувственной, в силу существования сознания как свойства в форме некоей уже имеющейся, уже сформированной внутренней его способности.
Видинеев Н.В. Взаимоотношение материи и сознания //Философские науки, 1984, №4, с.135.
Шорохова Е.В. Сознание как высшая форма отражения действительности /Ленинская теория отражения и современная наука (отражение, познание, логика). София, 1973, с.145.
Введение в философию. М., 1989, ч. 11, с.289-290.
Там же, с.309.
В указанных выше случаях так или иначе допускается возможность возникновения сознания как свойства вне и независимо от языковой деятельности. К предметно-чувственной деятельности относится, на наш взгляд, и процесс письменного изложения своих мыслей. При этом языковое выражение мысли происходит путем выговаривания слов про себя с помощью речевого аппарата. Орудием деятельности являются здесь, как правило, руки и пальцы, а орудиями труда - карандаш, ручка, пишущая машинка, компьютер и т.д. В данном случае реализуются субъектно-объектные отношения.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bashedu.ru/















