narkoman (733509), страница 4
Текст из файла (страница 4)
При приеме наркотической дозы транквилизаторов в таблетках возникает состояние приятного покоя. Все, что недавно волновало, отходит на задний план и уже не беспокоит. Нарастает оглушение, опьяневший не сразу понимает смысл обращенного к нему вопроса, переспрашивает, отвечает с большой задержкой. Речь смазанная, походка неустойчивая (Еникеева Д.Д., 2001, с. 109).
Одной из важных особенностей барбитуромании, которая делает ее наиболее опасной формой наркомании, являются регулярные передозировки. Причина передозировок, как и при алкоголизме, вызвана утратой контроля за количеством принимаемого препарата.
При передозировке быстро наступает обездвиженность, глубокий сон, переходящий в кому. АД резко падает с компенсаторным учащением пульса, пульс слабого наполнения. Дыхание поверхностное, частое, с углублением комы замедляется, приобретает периодичность. Больной резко бледнеет, появляется цианотичный оттенок кожи, температура тела падает до 34-35 градусов, исчезают глубокие рефлексы, появляются пирамидные знаки. Смерть наступает от паралича дыхательного центра. Смертельная доза – 2,5 г. Барбитуратов, 5 г. для производных мочевой кислоты и пиридина (Шабанов П. Д., Штакельберг О.Ю., 2000, с.200).
При злоупотреблении транквилизаторами тоже бывают передозировки, особенно на начальных этапах, когда наркотизирующийся еще не знает свою переносимость этих препаратов. В отличие от барбитуратов у транквилизаторов смертельная доза значительно отличается от комфортной; поэтому смерть наступает только при приеме очень большого количества препарата, превышающего 30-40 терапевтических доз (Еникеева Д.Д., 2001, с.111-112).
Галлюциногены. Особое место среди веществ, вызывающих злоупотребление, занимают психодиалептики (синонимы: галлюциногены, психоделики, психотомиметики, деперсонализаторы, психотогены), в первую очередь диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД), мескалин (пейотль), семена ипомеи, мускатный орех, псилоцибин, эрготамин и др. (Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю., 2000, с.224). Опьяняющий эффект возникает при приеме количеств, измеряемых миллиграммами. Для ЛСД это 50-200 мкг, мескалина – 200-500 мг, псилоцибина – 10-50 мг, циклодола - 6-8 мг. Скорость появления субъективных и объективных признаков опьянения колеблется от нескольких минут (ЛСД) до 15-30 мин. (псилоцибин, мескалин, циклодол) (Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю., 2000, с.224).
Препараты группы галлюциногенов исключительно агрессивны в отношении головного мозга. Фактически интоксикация любым галлюциногенным препаратом является искусственно вызванным психозом. Тот же самый ЛСД, который с таким энтузиазмом глотают наркоманы, в США был принят на вооружение в качестве боевого отравляющего вещества и рассчитан на поражение живой силы противника во время войны. Дело в том, что ЛСД и все остальные галлюциногены вмешиваются в работу нескольких типов синапсов и полностью дезорганизуют ее. После однократного приема обычной (десятитысячные доли граммов) дозы деятельность синапсов и нейронов остается нарушенной в течение 3-4 дней. После элиминации, т.е. удаления ЛСД из мозга, многие клетки уже не могут восстановить нормальное функционирование синапсов. Так вот, однократная интоксикация ЛСД способна необратимо повредить головной мозг и навсегда оставить в психике следы, неотличимые от заболевания шизофренией. Действие наркотика довольно непредсказуемо, а на людей, психика которых не слишком устойчива, он может повлиять фатально. Искажения самоощущения и галлюцинации могут привести к появлению чувств страха и тревоги, из-за чего наркоманы становятся агрессивными. При этом повреждения, которые вызывают и ЛСД, и РСР, и галлюциногенные грибы, с каждым разом накапливаются и становятся все тяжелее. Со временем энергичность, жизнерадостность и способность совершать целенаправленные действия наркоман теряет – так же, как длительно страдающий шизофренией больной. Им на смену приходят периодические состояния паники, мания преследования, устрашающие галлюцинации и неконтролируемая агрессивность (Комиссаров Б.Г., Фоменко А.А., 2000, с.110.).
Токсикомания, вызываемая злоупотреблением летучими веществами (ингалянтами). По Гофману, это токсикомания, вызываемая систематическим употреблением различных веществ. Ингалируются алифатические углеводороды (эта, пропан, ацетилен), ароматические (полициклические) углеводороды (бензол, толуол, ксилол) галогенизированные углеводороды (трихлоэтилен, перхлорэтилен, дихлорметан), эфиры (эфир для наркоза - диэтиловый), кетоны (ацетон - диметилкетон, этилацетат), смешанные соединения (бензин, керосин). Используются средства бытовой химии, которые содержат перечисленные ингалянты (клей, освежитель воздуха, сухие чистящие вещества, жидкости для снятия лака, краски и разбавители красок, маркеры, жидкости для коррекции текста).
Ингалянты угнетают деятельность коры головного мозга и стволовых структур, вызывают гипоксию. Они быстро проникают через легочную ткань (все жирорастворимые), кровь в мозг. Эффект воздействия начинается уже через несколько секунд после ингаляции. Период полусуществования для разных летучих веществ колеблется от нескольких часов до нескольких дней. Они окисляются в печени, выделяются с мочой. Токсическое поражение органов вызывают метаболиты летучих веществ, а не исходные формы (Гофман А.Г.,2003, с.197).
Токсикомания, вызванная летучими растворителями, распространена преимущественно в молодежной среде. Злоупотребляют нюханием дети с возраста 6-8 лет, основную группу составляют дети и подростки 12-15 лет. Для лиц старшего возраста и взрослых такая токсикомания нехарактерна. Токсикомания преобладает в среде низкого уровня развития. Возрастными особенностями определяется групповой мотив использования ЛР. Способ злоупотребления часто определяется физической формой соответствующего продукта. Наиболее опасный способ вдыхания – с надетым на голову пластиковым пакетом, в котором содержится ЛР, что обеспечивает относительно постоянную концентрацию вещества (Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю., 2000, с.233).
Как уже говорилось, растворители представляют особую опасность из-за их высокой токсичности и доступности для подростков. Прежде всего от них погибают клетки печени, головного мозга, легких. Необратимые изменения в этих органах (цирроз печени и печеночная недостаточность, энцефалопатия и слабоумие, пневмония и пневмосклероз) могут развиться уже через полгода-год при употреблении растворителей всего раз в неделю. Все они могут стать причиной смерти. К необратимым изменениям может привести и однократное сильное отравление.
Часто случается, что, засунув голову в мешок, токсикоман теряет сознание и самостоятельно снять его уже не может. В конце концов он задыхается в ядовитых парах (так называемая «смерть в мешке»). Смерть может наступить также из-за рефлекторной остановки сердца и дыхания во время вдыхания концентрированных паров растворителя.
Опьянение летучими наркотически действующими веществами напоминает алкогольное опьянение, характерен запах бензина или ацетона от одежды и волос.
При регулярном употреблении лицо становится отечным, приобретает землистый цвет. Подростки отстают в развитии, теряют мыслительные способности вплоть до развития слабоумия (Исмуков Н.Н., 2001, с.50).
Последствия.
Употребление наркотиков, помимо психической и физической зависимости, всегда приводит к необратимому грубому нарушению жизнедеятельности организма и социальной деградации наркомана. Именно эти последствия составляют наибольшую опасность для здоровья и жизни человека.
И.Н.Пятницкая (1994), описывая последствия и осложнения хронической наркотизации, выделяет две общебиологических системы, страдающих при злоупотреблении: знергетическую и трофическую. В течении любой формы наркотизма усматриваются прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала, угасание влечений, потребностей как в биологическом, так и в социальном смысле, снижение сопротивляемости, прогрессирующее истощение (Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю., 2000, с.33).
Прежде всего наркотики повреждают нервную систему и головной мозг. Из-за гибели нервных клеток головного мозга снижаются интеллектуальные способности человека, проще говоря, наркоман постепенно глупеет и превращается в полуидиота. В головном мозге наркотик вызывает те же изменения, как у шизофреника. Поэтому выражение «наркомания – это добровольное сумасшествие» следует понимать не метафорически, не в переносном, а в самом прямом смысле.
Наркотик изменяет и характер. Человек становится мрачным, вялым, замкнутым, тоскливым, нудным, пугливым, раздражительным, ничем не интересующимся.
Очень серьезно наркотики воздействуют на физические органы. Они разрушают печень. Любой наркотик – это яд для организма. Все яды обезвреживаются печенью, которая принимает на себя основной удар. При наркомании многие клетки печени погибают. К тому же наркоманы, как правило, теряют чувство самосохранения и обычно пользуются общими шприцами. В результате они часто заражаются вирусами гепатита В и С, что приводит к циррозу и раку печени. Кроме того, через общие шприцы наркоманы нередко заражаются сифилисом и СПИДом.
Наркотики вызывают перерождение и дистрофию (истощение) сердечной мышцы. Одряхлевшее, истощенное сердце не может справиться даже с небольшой физической нагрузкой, поэтому наркоман быстро устает и задыхается даже от небольшой физической нагрузки. На фоне истощения сердечной мышцы даже небольшая передозировка наркотика может привести к остановке сердца и к смерти.
Нет такого органа, такой системы, которые не страдали бы от наркотика – страдает весь организм. Наркотики сильно подавляют защитные системы организма, в первую очередь иммунную. Из-за этого наркоманы особенно подвержены воспалительным заболеваниям: бронхитам, воспалениям легких, почек и других органов. Из-за снижения иммунитета и несоблюдения правил гигиены (общий шприц, нестерильный раствор) у наркоманов часто развивается сепсис – заражение крови.
Наркотики нарушают процесс пищеварения и выработку белка в печени, поэтому через некоторое время наркоманы, как говорится, «доходят» - слабеют и худеют до полного истощения, теряют зубы и волосы, быстро стареют.
В период употребления наркотиков половые возможности (потенция) у наркомана, как правило, исчезают полностью, а если ему удается «завязать», у него навсегда остаются серьезные проблемы с мочеполовой системой.
Большую опасность для здоровья подростков (особенно малолетних) представляет токсикомания. Речь идет в первую очередь о вдыхании растворителей – бензина, ацетона, клея «Момент» и т.п. Это так называемые летучие наркотически действующие вещества. Они опасны тем, что очень ядовиты (даже однократное отравление ими может привести к необратимым изменениям в мозге и печени) и при этом дешевы и легкодоступны.
Большинство наркоманов живут не больше трех- пяти лет после первого приема наркотика, хотя, конечно, есть и исключения – те, смерть которых наступает уже через полгода, или те, которым посчастливилось прожить десять- пятнадцать лет.
Чаще всего причиной смерти становится сам наркоман – гибель от передозировки, из-за введения слишком большой дозы и отравления организма. Смерть наступает из-за остановки сердца или дыхания. Нередко наркоманы отравляются даже не самим наркотиком, а ядовитыми примесями к нему. Таковыми могут быть стиральный порошок, растворители – бензол, толуол, соли марганца, уксусный ангидрид. Токсикоманы обычно погибают от отравления растворителями.
В состоянии наркотического опьянения человек воспринимает окружающее неадекватно, поэтому высока вероятность гибели в результате несчастного случая, скажем, под колесами автомобиля или падения из окна или с балкона.
Как уже говорилось, причиной смерти наркомана может стать сепсис – заражение крови, а также воспали тельные заболевания внутренних органов, патология печени (Исмуков Н.Н., 2001, с.20-22).
Терапия и реабилитация больных наркоманией.
Лечение наркоманий и токсикоманий в настоящее время не имеет четкой патогенетической ориентации и во многом симптоматично, поскольку экспериментальные исследования и клиническая практика еще не выработали единых, общепризнанных методов лечения наркоманической зависимости. Это обстоятельство связано с недостаточным знанием интимных механизмов патогенеза наркоманий, которые, как известно, прежде всего обусловлены весьма тонкими и вначале малозаметными функциональными изменениями физиологических и биохимических процессов в центральной нервной системе (Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю., 2000, с.247).
В подавляющем большинстве случаев лечение сводится к госпитализации больного, лишению его возможности принимать наркотики, проведению дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии. Перечисленные мероприятия купируют абстинентный синдром, разрушают физическую зависимость. Однако психическая зависимость, играющая в развитии наркомании, как мы полагаем, важнейшую роль, остается вне досягаемости для существующих сегодня психотерапевтических мероприятий, построенных в соответствии с традиционным психиатрическим подходом (С.В. Березин, К.С. Лисецкий., 2001., с. 13-14).
Сложные причины возникновения зависимости от наркотических и токсических веществ, приводящие в конечном итоге к заболеванию, страданиям и инвалидизации человека, не дают возможности избавиться от нее лишь с помощью врача и медикаментов, не в состоянии вернуть человека к нормальной жизни. Методы лекарственного лечения необходимы и эффективны лишь на первых этапах сложного процесса избавления от наркотической зависимости. Возвращение к людям, к обществу – это совместный труд врачей, семьи, педагогов. Полный курс лечения от наркомании и токсикомании состоит из четырех этапов.















