~1 (731432), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных заключается в детальной регламентации общего правового статуса осужденных, специального статуса осужденных к различным видам наказаний и правового механизма обеспечения его реализации. В главе 2 УИК, посвященной правовому статусу осужденных, определены основы их правового положения основные обязанности и права, в том числе на личную безопасность, свободу совести и вероисповедания. В соответствующих главах Особенной части УИК, регламентирующих порядок и условия отбывания отдельных видов наказания, урегулирован специальный статус осужденных. Названная задача реализуется в определении системы норм, направленных на реализацию прав, свобод и законных интересов осужденных (ст. 19 - контроль органов государственной власти за исполнением наказаний; ст. 20 - судебный контроль; ст. 21 - ведомственный контроль; ст. 22 - прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание и т. д.).
Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации преследует цель предупредить рецидив преступлений со стороны лиц, освобожденных от наказания. Их социальная адаптация включает в себя оказание им помощи при освобождении, содействия в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними. Данная задача реализуется путем оказания помощи осужденным, освобожденным от отбывания наказания (глава 22 УИК). В ней определяется правовой механизм организации деятельности администрации учреждений по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных, оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве.
Следовательно, уголовно-исполнительное законодательство определяет систему задач данной отрасли, их взаимосвязь между собою и взаимозависимость. Эти задачи находят закрепление и развитие в институтах и нормах Уголовно-исполнительного кодекса и других нормативных правовых актах.
УИК регулирует исполнение всех видов наказаний. Структурно он соответствует классификации наказаний УК РФ, в нем наиболее четко определен предмет правового регулирования.
УИК определяет цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его соотношение и взаимосвязь с международно-правовыми актами, формулирует систему принципов данной отрасли законодательства, детально регулирует как общий, так и специальный правовой статус осужденных применительно к различным видам наказаний.
Уголовно-исполнительный кодекс развил и усовершенствовал систему контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказания, всесторонне ее урегулировал: контроль органов государственной власти России и ее субъектов, органов местного самоуправления, ведомственный контроль, судебный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, а также общественный контроль.
Система исполнения наказаний означает определение порядка и условий исполнения конкретного вида наказания; обязанности и права осужденных; обязанностей и прав администрации учреждений и органов, исполняющих наказание; применения средств исправления осужденных и мер обеспечения их реализации. Данная структура правового регулирования позволяет ориентироваться субъектам и участникам правоотношений в правоприменительной деятельности при исполнении и отбывании отдельных видов наказаний.
Исполнение наказаний в виде лишения свободы предполагает трехступенчатую, а в воспитательных колониях - четырехступенчатую систему отбывания наказаний (обычные, облегченные, строгие условия содержания), что позволяет избежать нецелесообразных переводов осужденных из одного вида режима в другой.
В УИК урегулировано исполнение всех видов наказаний в отношении военнослужащих, что позволяет с учетом специфики их правового статуса обеспечить применение средств исправления.
Применение норм уголовно-исполнительного права предполагает их реализацию в пространстве и во времени, основные правила которой установлены в ст. 6 УИК.
В ч. 1 ст. 6 УИК определяется, что уголовно-исполнительное законодательство России применяется на всей территории страны. Это положение особенно важно для государства с федеральным устройством. Никакие иные правила исполнения наказания, устанавливаемые субъектами федерации (кроме случаев, прямо предусмотренных в УИК) не могут применяться на его территории, как противоречащие ст. 71 Конституции РФ.
В ч. 2 ст. 6 УИК устанавливаются правила применения уголовно-исполнительного законодательства во времени. ИТК 1970 г. таких правил не предусматривал. Согласно данной статье УИК, исполнение наказаний и оказание помощи освобожденным лицам осуществляется в соответствии с законодательством, действующим во времени их исполнения. Для уяснения условий действия закона во времени необходимо определить начало и окончание его действия, а также его обратную силу.
При выяснении начала действия закона, регулирующего исполнение наказания, необходимо руководствоваться общим положением о вступлении законов в силу, сформулированным в п. 3 ст. 15 Конституции, согласно которому “законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения”. Данное конституционное положение означает, что нормы уголовно-исполнительного права вступают в действие с момента их опубликования, если иное не оговорено в самом тексте закона или соответствующем постановлении, определяющем порядок введения его в действие.
Действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания, прекращается с момента опубликования соответствующего закона об отмене конкретного акта либо с того дня, который специально оговорен во вновь принятом законе.
§ 2. Нормы уголовно-исполнительного права
Норма уголовно-исполнительного права - это вариант (предел) должного поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
Норма является основным элементом отрасли права, образующим комплекс норм, регулирующий определенную группу общественных отношений, возникающих при исполнении в частности лишения свободы, исправительных работ, при освобождении от отбывания наказания. Обозначенное объединение норм образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Институты права образуют отрасль права, они позволяют более четко определить объекты правового регулирования.
Регулируя общественные отношения, возникающие при исполнении наказания и применении мер исправительного воздействия на осужденных, нормы права определяют права и обязанности субъектов, исполняющих и отбывающих наказания, регулируют их деятельность в двух направлениях: при исполнении (отбывании) наказания и применении мер исправительного воздействия. При исполнении (отбывании) наказания, реализуются в полном объеме меры принуждения, ограничения прав осужденных. Применение мер исправительного воздействия, осуществляемого при исполнении лишения свободы, регулируется нормами права в меньшем объеме, поскольку его содержанием выступает психолого-педагогическое воздействие. Применительно к реализации воспитательных мер при исполнении иных видов наказания нормы права формулируют лишь задачи исправления и определяют органы государства, организации, общественные объединения либо отдельных граждан, на которых возложено выполнение данных задач.
Вместе с тем, не все нормы содержат вариант (модель) должного поведения. Так существует группа норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные понятия (дефиниции). В теории права они рассматриваются как нетипичные нормативные предписания либо как специальные нормы.
В уголовно-исполнительном праве названные нормы реализуются в форме норм-задач, норм-принципов и норм-дефиниций. К нормам-задачам можно отнести, в частности, ст. 1 УИК, определяющая цели и задачи данной отрасли законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК устанавливающая, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных. К нормам-принципам можно отнести ст. 8 УИК, формулирующую систему принципов уголовно-исполнительного законодательства. В нормах-дефинициях понятиях раскрываются их содержание.
Нетипичные правовые предписания играют связующею роль между политикой в сфере исполнения наказания и уголовно-исполнительным законодательством, поскольку закрепляют в нормах-принципах цель, принципы и стратегию деятельности государства в указанной области, в них также находит отражение взаимосвязь отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью.
В уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу бланкетных и отсылочных норм. В бланкетной норме делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания. Например, в ст. 84 УИК указывается, что оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях осуществляется в соответствии с законодательством РФ, несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде (ч. 2 ст. 103 УИК) и т. д. Бланкетные нормы облегчают применение норм смежных отраслей законодательства при возникновении общественных отношений в связи с исполнением наказания. Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования нормами уголовно-исполнительного законодательства.
Отсылочные нормы, используемые в УИК (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115-и т. д.), облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирования норм. Отсылочные нормы имеют внутриотраслевое назначение.
Нормы уголовно-исполнительного права классифицируются на отдельные виды в зависимости от характера определяемого правила поведения. В общей теории права по данному основанию нормы права подразделяются на регулятивные, поощрительные и охранительные. Нормы уголовно-исполнительного права также можно группировать в соответствии с обозначенной классификацией.
Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера этих прав и обязанностей они делятся на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие.
Обязывающие нормы определяют требования к субъектам совершать определенные действия. Так в качестве обязывающей нормы можно привести положение ст. 82 УИК, устанавливающее требования режима в местах лишения свободы, в частности, обязательную изоляцию осужденных и постоянный надзор за ними. Применение обязывающей нормы к одним субъектам обеспечивает соблюдение прав и законных интересов других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.
Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах, установленных законом. К ним в частности относится положение, установленное в ч. 4 ст. 89 УИК, согласно которому “по желанию осужденного или адвоката свидания могут представляться наедине”.
Запрещающие нормы, в свою очередь, устанавливают требования к субъектам воздерживаться от определенных действий, рассматриваемые законом как неправомерные. При этом запрет в норме закона может устанавливаться как в общей, так и в конкретной форме. Например, общая форма запрета закреплена в норме ч. 4 ст. 103 УИК, согласно которой перечень работ и должностей, на которых запрещается использование труда осужденных к лишению свободы, устанавливается Правилами внутреннего распорядка. Запрет в конкретной форме направлен на определенные виды действий. Так, в ч. 1 ст. 90 УИК определено, что “вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки”.
Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование правильного поведения, исправление осужденных. Они определены в основном в ст. 113 УИК, устанавливающей меры поощрения, применяемые к лицам, лишенным свободы. Между тем перечень поощрительных норм, содержащихся в УИК, этим не ограничивается. Они установлены также в ст. 108,109,112 и др. Поощрительная норма содержится и в ч. 2 ст. 111 УИК, согласно которой участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
Специфичность поощрительных норм в уголовно-исполнительном праве заключается в том, что они предоставляют право на поощрение только одному субъекту - администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, тогда как другой субъект каковым является осужденный не может требовать соответствующего поощрения в виде предоставления дополнительных прав. В соответствии с формулировкой закона, в которой употребляется термин “могут” (см. ст. 97, 113 УИК и др.), принятие положительного решения о поощрении зависит от решения администрации данного органа. В данном случае администрация должна руководствоваться сведениями, характеризующими поведение осужденных.
Охранительные нормы направлены на обеспечение защиты правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, реализацию иных норм уголовно-исполнительного права. К их числу относятся положения, устанавливающие меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы (ст. 115 УИК), а также нормы ст. 102 УИК, предусматривающие материальную ответственность лиц, лишенных свободы.
Нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные нормы права устанавливают содержание правила поведения, процессуальные нормы регулируют условия и порядок его реализации. Так соотношение и взаимосвязь материальных и процессуальных норм выражены в ст. 51-52. В ст. 113, 115 УИК сформулированы материальные нормы (меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным), а в ст. 116 и 117 определен процессуальный порядок их применения.
Разделение норм уголовно-исполнительного права на виды имеет важное общетеоретическое значение, оно помогает предметно их анализировать при правоприменительной деятельности. При конструировании новых норм следует учитывать их видовую принадлежность для более правильного определения характера прав и обязанностей субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.















