144385 (727655), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Максимизация ценности, создаваемой в проекте
Важнейшая цель любого проекта состоит в том, чтобы в итоге потребитель приобрел ценность, которая бы окупала средства, потраченные на реализацию проекта. Иными словами, потребитель должен быть уверен в том, что он правильно потратил свои деньги. Данный принцип просто провозгласить, но осуществить его на практике очень сложно. Именно поэтому сторонники бережливого строительства разрабатывают пути достижения этой цели. В обобщенном виде результаты поисков приведены в рис. 1.
Рис. 1
Данная таблица представляет собой карту, в которой отражены направления поиска новых возможностей для совершенствования работы строительных организаций в области максимизации ценности для потребителей. Публикации на эту тему раскрывают и детализируют способы улучшения работы по конкретному направлению. Разумеется, в рамках одной статьи невозможно осветить все вопросы, поэтому выделим наиболее принципиальные моменты.
Вопрос о максимизации ценности, создаваемой в проекте, актуален прежде всего на этапах прединвестиционной, предпроектной подготовки строительства. Именно на этих этапах выясняют, что конкретно требуют заказчики и другие заинтересованные стороны, а результаты этого анализа фиксируют в соответствующей документации (вплоть до рабочих чертежей). Эти моменты могут показаться очевидными, но есть большое количество нюансов, которые далеко не всегда учитывают в практической деятельности.
Во-первых, максимизация ценности затруднена из-за того, что у любого проекта строительства, как правило, имеется большое количество заинтересованных сторон: заказчик, инвестор, генподрядчик, подрядчики, генпроектировщик, поставщики, эксплуатирующие органы, местные объединения и граждане и многие другие. Возникает вопрос: на чьи интересы должны сделать акцент участники проекта? Первый приходящий в голову ответ: максимизировать нужно ценность для организации, которая непосредственно платит деньги данному участнику. Однако практический опыт показывает, что это приводит к субоптимальному функционированию всей расширенной строительной организации. Иными словами, за те же деньги можно было бы создать большую ценность для всех участников проекта или ту же ценность при меньших затратах.
Так возникает задача согласования интересов участников проекта. На практике этого достигают посредством организации определенных процедур взаимодействия и применения ряда инструментов, которые предполагают высокий уровень доверия участников, раскрытия информации, иногда конфиденциальной. Ясно, что в ряде случаев такое взаимодействие трудно выстроить в силу объективных причин (хотя субъективных также предостаточно).
Пожалуй, самый проблемный момент такого взаимодействия вызван процедурой отбора участников проекта. В значительном числе случаев, особенно в российской практике, отбор осуществляется на основании единственного критерия - цены договора. Чем меньше запросила организация за свою работу, тем лучше. Ясно, что такая практика порочна, а дешевизна иллюзорна. Одна из ключевых причин - невозможность выстроить долгосрочные доверительные отношения между участниками, в результате чего и можно научиться создавать превосходную ценность для многих, снижать затраты, повышать качество и производительность. Предлагаемое решение состоит в том, чтобы развивать долгосрочные доверительные отношения, несмотря на временный характер расширенных строительных организаций.
Другая принципиальная проблема состоит в том, что даже в тех случаях, когда критерии максимизации ценности четко определены, участники проектов должны быть готовы к тому, что восприятие ценности и соответствующие требования будут неоднократно меняться по ходу проекта, какой бы тщательной ни была предшествующая проработка. Разумеется, в таких ситуациях есть соблазн оправдаться условиями договора, положениями проектной документации: раз это нигде не записано, то и о выполнении изменившихся требований не стоит и говорить. Однако передовые компании вопрос ставят иначе: с самого начала взаимодействие участников проекта нужно выстраивать таким образом, чтобы как можно раньше обнаружить эволюцию восприятия ценности заинтересованными сторонами. Для этого используют самые разнообразные приемы: тесное сотрудничество в процессе определения содержания проекта, внимание к вопросам повышения ценности на рабочих совещаниях, работе в межфункциональных командах, внимание ко всем стадиям жизненного цикла возводимого объекта и др.
С сожалением приходится констатировать, что совместная работа на таких принципах по-прежнему встречается в практике российских строителей весьма редко. Зачастую отношения между участниками строительства носят антагонистический характер. Практика перекладывания своих проблем на кого-то другого весьма распространена. Люди работают изолированно друг от друга, слабо представляя последствия своих действий, или просто игнорируют возможный результат. К примеру, проектные организации обычно мало интересуются тем, с какими трудностями может столкнуться подрядная организация, когда приступит к воплощению в жизнь проектных решений. Ошибки проектирования могут быть просто удручающими, а в случае их выявления уже в ходе строительства проектировщики приводят свой последний аргумент: качество нашей документации не вызывает сомнений, т.к. она прошла государственную экспертизу. Однако каждому ясно, что факт прохождения документацией государственной экспертизы нельзя рассматривать как показатель высокого качества. Государственная экспертиза может лишь подтвердить, что в проектной документации отсутствуют совсем уж откровенные ошибки. Иначе говоря, от государственной экспертизы проектной документации до подлинного качества строительства лежит очень длинный путь, а желание проделать этот путь возникает далеко не всегда и не у всех.
Многие возможности для максимизации ценности, создаваемой в проекте, выявляют и фиксируют на предпроектном этапе и этапе проектирования, но это вовсе не означает, что ценность для потребителя нельзя увеличить и на этапе собственно строительства. Например, ценностью для участников проекта могут обладать такие дополнительные составляющие, как своевременность и точность предоставления информации о ходе реализации проекта, диалог между участвующими в проекте сторонами по многочисленным вопросам технологии, техники, управления строительством, в результате чего люди приобретают новые ценные знания, PR, хорошие отношения с местной общественностью и властями, а также другие компоненты ценности. Эти аспекты создания ценности могут показаться незначительными, однако практика показывает, что они оказывают серьезное влияние на восприятие ценности участниками проекта и повышают уровень удовлетворенности заинтересованных сторон.
Наконец, еще один важный аспект - это взаимная связь двух задач: максимизации ценности и снижения потерь. Когда, например, подрядная организация снижает свои потери, повышает качество, производительность посредством тех или иных мер, она получает выгоду прежде всего для себя. Однако часто упускают из виду, что успехи данной организации в этом направлении распространяются на все ее окружение. Другими словами, получая выгоду, такая организация автоматически помогает и другим, т.е. увеличивает ценность, создаваемую в проекте. Здесь находит свое отражение одна из важнейших идей менеджмента качества: снижение потерь, вариабельности и затрат означает одновременное повышение уровня качества, воспринимаемого потребителем. Большому числу российских строительных компаний эту истину еще только предстоит осознать в полной мере.
Минимизация потерь в проектах строительства
Центральная идея бережливого производства - поиск и применение систематических методов снижения всех видов потерь, среди которых выделяют:
потери из-за перепроизводства;
потери из-за запасов;
потери из-за ремонта / брака;
потери движений;
потери обработки;
потери ожидания;
потери транспортировки [1].
Самая большая новизна бережливого строительства состоит, наверное, в том, что его сторонники предлагают управлять работами, материалами и информацией как потоками. Эта констатация может вызвать несогласие со стороны опытных работников отрасли. В стране давно известна так называемая поточная организация строительства, применять которую рекомендуется при одновременном строительстве большого количества однотипных объектов. Действительно, бережливое строительство включает в себя этот метод, однако им не ограничивается. В подтверждение можно привести определение: «Поточным методом называется такой метод организации строительства, который обеспечивает планомерный, ритмичный выпуск готовой строительной продукции (законченных зданий, сооружений, видов работ и т.п.) на основе непрерывной и равномерной работы трудовых коллективов (бригад, потоков) неизменного состава, снабженных своевременной и комплектной поставкой всех необходимых материально-технических ресурсов» [2].
Людей, знакомых с принципами бережливого производства, такое определение вряд ли устроит: суть метода потока не раскрыта. Кроме того, планомерный ритмичный выпуск готовой продукции, непрерывная и равномерная работа трудовых коллективов, своевременные и комплектные поставки материально-технических ресурсов требуются от строительных организаций в любых ситуациях, а не только при поточной организации строительства. Проблема состоит как раз в том, что добиться этого на практике очень сложно.
Исходя из принципов бережливого строительства строительные компании должны отдавать приоритет увеличению создаваемой в проекте ценности. Однако часто безоглядное преследование этой цели может привести к такому уровню затрат, которые сделают цену, приемлемую для поставщика, неприемлемой для потребителя. В таких случаях на первый план выходят соображения минимизации потерь. Разумеется, это не означает, что вопросами максимизации ценности и минимизации потерь нельзя заниматься параллельно. Более того, как отмечалось выше, эти две задачи часто представляют собой две стороны одной и той же медали. При минимизации потерь также имеются свои приоритеты: мероприятия по снижению уровня дефектов в продукции и организации производственного потока более важны по сравнению с извлечением большей пользы из меньшего количества ресурсов.
Еще один важный нюанс: для отслеживания итогов мероприятий по максимизации ценности и минимизации потерь строительным компаниям следует использовать различные показатели результатов работы.
Особенности организации бережливого строительного производства
Приведенные выше возможные направления совершенствования деятельности «бережливых» строительных организаций нуждаются в дополнительном, более детальном рассмотрении, что выходит за рамки настоящей статьи.
Следует отметить, пожалуй, ключевой момент, отличающий бережливое строительство от традиционных подходов к управлению строительством, преобладающих в России.
С точки зрения автора, главная проблема российской строительной отрасли в плане серьезного отставания в уровне качества и производительности состоит в неверном взгляде на природу строительного производства (линейный, технократический). Предполагается, что можно и нужно заблаговременно тщательно проработать все детали строительства, наметить планы работ, ответственность за их выполнение, выделить ресурсы согласно планам, обеспечить выполнение работ, используя при этом те или иные процедуры контроля качества. Если все эти требования соблюдены, то особых проблем при реализации проекта быть не должно. Да, возможны отклонения, однако их реально ликвидировать, сосредоточив на проблемном участке дополнительные ресурсы. Как следствие, идея непрерывного совершенствования деятельности непосредственно по ходу выполнения проекта в отечественной теории и на практике выражается слабо. Бережливое строительство базируется на иных принципах. Строительное производство отличается сложностью, которая обусловлена целым рядом моментов [7]. Во-первых, речь идет о динамической сложности: причины и следствия тех или иных событий значительно удалены друг от друга в пространстве и времени. Во-вторых, присутствует эмерджентная сложность, т.е. в ходе строительства высока вероятность непредсказуемых событий и радикальных изменений. Наконец, мы имеем дело со значительной социальной сложностью, выражающейся в том, что мотивы, интересы, поступки представителей различных сторон, как правило, сильно отличаются.
Одновременное наличие всех этих факторов создает вокруг проектов строительства разногласия и нестыковки. По-видимому, можно утверждать, что хаос - это естественное состояние проектов строительства, поэтому необходим инструментарий, который позволил бы добиваться целей проекта в таких сложных условиях при одновременном обеспечении высокого качества и производительности. Бережливое строительство претендует на то, чтобы предложить такой инструментарий. При этом оно вынуждено по-новому подходить к принципам бережливого производства, интегрируя подходы, развиваемые в рамках концепции «живучего» производства.
Представляется, что освоение новых инструментов управления в хаотичных условиях строительства - одно из важнейших направлений дальнейшего развития российской строительной отрасли. Неспособность применять и разрабатывать новые методы управления, предназначенные для работы в таких условиях, на практике приводит к тому, что все естественные сбои в своей работе участники строительного производства вынуждены компенсировать посредством выделения дополнительных ресурсов, т.е. снижения производительности и качества. Это в итоге и приводит к столь радикальному отставанию от ведущих зарубежных компаний.















