141218 (726109), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Ныне война уже не может служить разумным средством государственной политики, выступать как реальный шанс или вариант политического решения или поведения. Существующий потенциал ответного удара, ракетно-ядерный паритет, превращает агрессию в самоубийство. Однако угроза мировой катастрофы окончательно не снята, что требует от государственных лидеров взвешенности и объективности при анализе и принятии политических решений.
В качестве факторов предотвращения войны и защиты государства, его интересов ныне выступают, во-первых, духовно-нравственный потенциал народа как источник политики: чем он выше, тем чище политика. Во-вторых, создание такой экономики, которая бы позволяла эффективно обеспечивать безопасность государства. В-третьих, это повышение роли дипломатии, которая призвана быть наступательной, гибкой, национально ориентированной, способной всеми своими формами и способами разрешать конфликтные ситуации. Наконец, это мощные высоко оснащенные и подготовленные вооруженные силы, способные предотвращать войну самим фактом их наличия и высокой подготовленности, при необходимости защитить государство и интересы народа всеми имеющимися у них средствами.
По мере развития военной теории постепенно складывается относительно самостоятельная отрасль деятельности - военная политика. Такой она становится на рубеже XVIII-XIX веков. При этом характер современной военной политики государств определяется как внешними, так и внутренними факторами их существования. Внутренняя сторона этой политики связана с созданием средств вооруженного насилия и их возможным использованием внутри страны, а внешняя сторона имеет нацеленность на использование военных средств в межгосударственных отношениях. Современная военная политика тесно связана с другими видами политики - экономической, социальной, научно-технической и таким образом выступает как комплексная синтезированная разновидность общей политики государства.
Военная политика государств концентрируется в их военных доктринах, военной стратегии и в практике военного строительства. Она опирается на оценку своих сил и сил вероятных противников, потенциалов, составляющих военную мощь государства, и факторов, решающих ход и исход войны. Важное место в военной политике занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения вооруженных сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства, подготовки военно-обученных резервов, а в случае необходимости - их мобилизационного развертывания.
По своей социальной природе, сущности, содержанию и назначению военная политика может иметь принципиально различный характер. С одной стороны, она может служить узкоклассовым интересам (монополистического капитала, тоталитарных режимов, имперским амбициям политического руководства бюрократического государства) и быть направленной на силовое подавление противоположных классов, отдельных стран, народов, на подготовку грабительских захватнических войн, подавление национально-освободительных движений, вмешательство во внутренние дела других государств. Такие варианты военной политики, как показала историческая практика, могут исходить от различных социальных систем и коалиций государств. «Ту самую политику, - писал В.И.Ленин, - которую известная держава, известный класс внутри этой державы вел в течение долгого времени перед войной, неизбежно и неминуемо этот самый класс продолжает во время войны, переменив только форму действия».5
С другой стороны, военная политика может служить интересам обеспечения защиты социальных завоеваний трудящихся, национальной безопасности, социального прогресса в целом, быть направлена на упрочение мира, предотвращение ракетно-ядерной войны.
Военная политика, как ни одна иная, тесно взаимодействует со всеми другими разновидностями политики, а в определенных условиях интегрируется с ними. В результате возникают такие гибриды, как военно-экономическая, военно-техническая и другие разновидности политики.
В существовавших до сих пор социальных системах господствовала совершенно определенная форма взаимосвязи между такими явлениями, как война и политика. Она сводилась к следующему. На основе сложившихся в обществе экономических интересов и производственных отношений формировалась политика господствующего класса в лице государства. Она распространялась на все стороны жизни общества, в том числе на экономику (и в этом смысле могла иметь первенство над ней), на отношения по поводу политической власти, на духовно-идеологические процессы, на социальные отношения внутри государства и между отдельными государствами. Реализация такой политики предполагает использование различных средств, важнейшим из которых выступало социальное насилие. Последнее, в свою очередь, имеет многообразные формы проявления, в том числе вооруженную.
Современная ситуация обусловливает неприемлемость старых взглядов на теорию и практику военной политики и на войну. Ныне новым в содержании политики некоторых государств и прежде всего США являются нарастающие тенденции гегемонизма, насильственного сохранения привилегий в использовании мировых ресурсов и эксплуатации развивающихся стран, преобладании в политике эгоистических интересов наиболее экстремистских и агрессивных социальных групп, слоев и партий, а также организованной преступности и отдельных личностей с криминально-диктаторскими и воинственными наклонностями, использование в политике все более жестоких и истребительских средств насилия, возрастающий в ряде мест культ силы, милитаризма и войны.
Эти и другие тенденции приводят к существенным изменениям политики: в ней нарастают радикализм, несправедливость, экспансизм, жестокость и антигуманизм. Все это подталкивает к тому, что войны, порождаемые такой политикой, становятся все более кровавыми, террористическими, разрушительными, попирающими установленные законы и обычаи, признанные сообществом. Войны и военные конфликты последнего десятилетия свидетельствуют об этом.
Ракетно-ядерный век со своими реалиями востребовал иное мышление, которое предполагает новое осмысление диалектики войны и политики. Защита государства, его надежная обороноспособность, мобильная и технически оснащенная армия немыслима без развитой военной экономики. Во все времена, начиная с рабовладельческого строя и до сегодняшних дней, всегда стояла и стоит задача оснащения армии современным оружием. И неважно, что раньше это были мечи и стрелы, а сегодня танки, пушки, авиация, подводные лодки.
Политика как бы подгоняет, стимулирует совершенствование оружия, всей материально-технической базы вооруженной борьбы, а также более решительное применение их. Например, СССР по своему общему потенциалу, в том числе экономическому, людскому, промышленному, научному, территориальному и тем более военному, не имел мировых аналогов. Трудно найти государство, которое способно было в острокритическое время мобилизовать в кратчайший срок все имеющиеся государственные ресурсы. Наиболее ярким примером здесь является Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), когда в необычайно короткие сроки все ресурсы советского государства были мобилизованы для военных нужд. Буквально в считанные месяцы были перестроены промышленность, наука, подготовка кадров - все было направлено на достижение победы.
В современную эпоху темпы изменений материально-технической стороны войны усилились многократно. Например, в войнах 1950-53 гг. в Корее было введено 9 ранее неизвестных видов боевой техники, во Вьетнаме (1964-75 гг.).- 25, затем в вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке и Фолклендах - 30, а в войне в Персидском заливе количество новых образцов оружия и боевой техники сразу возросло в несколько раз и составило более 100 разновидностей.6 Некоторые исследователи полагают, что война в Персидском заливе означала конец эры классических войн и начало эры электронных, информационных, компьютерных, космических, экологических и других войн, имеющих строго техническую основу. Война США и стран НАТО против Югославии, боевые действия американской армии в Афганистане наглядно это подтверждают.
По мнению генерала армии М.Гареева, главной тенденцией в развитии материально-технической базы войны будет создание не отдельных видов оружия, а систем вооружений. При этом «основные усилия в борьбе с противником будут направлены не на физическое уничтожение каждой единицы оружия, а на разрушение их единого информационного пространства, источников интеллекта, каналов навигации, наведения, систем связи и управления в целом».7 Высокотехнологичные системы вооружений позволят в недалеком будущем существенно увеличить удельный вес боевых действий без непосредственного соприкосновения войск, т.н. «бесконтактные войны». Многое может изменить в вооруженной борьбе создание различных видов «несмертоносного оружия», не убивающего людей, останавливающего работу всех видов техники связи и управления, разрушающего шины автомашин и самолетов. Военно-промышленными комплексами развитых стран разрабатываются и другие современные виды вооружения, и этот процесс в ближайшем обозримом будущем вряд ли будет остановлен.
В этой связи остановимся на взглядах современных авторов на классификацию и характер войн от чего зависят состояние и перспективы развития военно-промышленного комплекса. Выше уже проанализированы две концепции - буржуазная и марксистская. Не потерявшие своей научной основы, они требуют уточнения, исходя из реалий XXI века.
Определение войны, данное Лениным и Клаузевицем (война - есть продолжение политики иными средствами), по сути верное, но недостаточно точно характеризующее современные мировые войны. Определение войны в таком виде представляет ее только как военные действия, выделяет ее в отдельную составляющую в случае мировой войны, и таким образом она приемлема только для определенного класса войн.
В современных условиях основным критерием характеристики войн, их оценки и классификации должно быть рассмотрение целей войны. Мировая война - это комплекс мероприятий какого-либо государства или группы государств в интересах достижения определенных целей, ведущих, в конечном итоге, к мировому господству. Этот комплекс включает ряд мероприятий политического, экономического, идеологического, финансового характера, а также психологическую обработку и, конечно, военные действия. Последние до недавнего времени определяли рубеж, с которого государство оказывалось в состоянии войны. Ныне война характеризуется отсутствием ярко выраженного фронта, но широким применением информационных технологий и высокоточного оружия по всей территории противника. Ей предшествуют и сопутствуют активная обработка мирового общественного мнения, разведывательная и контрразведывательная деятельность, система самых изощренных спецопераций, а также всесторонняя работа с политическим руководством избранных государств.
Военные действия - это часть войны; предыдущие ее составляющие (перечисленные выше) не менее разрушительны и ничуть не менее жестоки.
Возьмем, к примеру, военные действия США и Англии, подвергших бомбардировке столицу Ирака Багдад в ночь с 17 на 18 февраля 2001 года. Им предшествовали экономические санкции, идеологическая пропаганда, финансовые мероприятия (замораживание счетов в иностранных банках), военные действия, создание и поддержание пятой колонны в виде финансовой помощи оппозиции (ассигнования только на вооружение и подготовку иракских боевиков составили 97 млн. долл.). При этом военные действия США в виде (по их терминологии) ограниченных, спонтанных, масштабных и т.д. есть не сиюминутные, а перспективные, обеспечивающие, в конечном счете, геополитические цели.
Если эту концепцию приложить к современной России и рассмотреть ее в качестве одного из театров военных действий мирового агрессора, то мы увидим целый ряд направлений, по которым эти действия уже ведутся:
- уничтожение живой силы осуществляется хотя и не на полях сражений, а в результате «реформ» в стране и армии, но не менее интенсивно, чем в результате боевых действий (в послании Президента В.Путина Федеральному Собранию РФ в 2000 г. отмечалось, что смертность в России составляет более 700 тыс. человек в год);
- фактическое уничтожение военной техники, военных объектов, финансовое удушение военной промышленности, научных военных разработок и исследований;
- сведение до опасного порога людских и материальных ресурсов в результате бедственного положения значительной части населения страны, боевых действий в Чечне, развала промышленного потенциала страны;
- расстройство финансовой, энергетической, железнодорожной и прочих систем, создание криминального бизнеса;
- наконец, антиармейская пропаганда в СМИ на протяжении многих лет и, как следствие, деморализация армии, подавление ее воли к сопротивлению.
Таким образом, в отличие от прежних представлений, когда мировыми войнами считались такие, в которых преобладали два фактора - вовлеченность в них большого числа стран и охват больших территорий, -ныне существуют войны, намного превосходящие мировые по своей мощи, длительности, жестокости и прочим характеристикам. Однако в их недрах в качестве элементов могут вестись уже известные справедливые, захватнические, национально-освободительные войны. Ныне они проявляются в виде мировой экспансии, противостояния или противодействия в любой форме агрессии другого государства.
В современном мире нередко вспыхивают так называемые локальные войны, характер которых соответствует ленинскому определению войны как «продолжения политики насильственными средствами». Военный конфликт при этом затрагивает интересы только двух стран, лишь иногда и косвенные интересы других стран. В качестве примеров таких локальных войн являются ирано-иракский военный конфликт 1980 года, конфликт между Китаем и Вьетнамом в 1979 году (вторжение 600-тысячной китайской армии; до этого с 1974 по 1978 гг. происходили ежегодные приграничные конфликты).
В локальных войнах каждая из сторон считает справедливыми только свои интересы и соответственно - действия. Интересы других стран здесь полностью исключены, или они носят лишь косвенный характер.
К типу локальных можно отнести и гражданские войны, причины которых носят внутренний характер и всегда касаются интересов конфликтующих сторон. Однако другие страны могут вносить в такую войну свои интересы. Наиболее характерный пример — гражданская война в советской России 1918-1922 гг., ставшая частью мировой войны. Именно в ее ходе проявилось стремление стран Антанты, прежде всего США и Англии, осуществить свои геополитические цели.















