30403-1 (723760), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В отличие от приверженцев католицизма, принадлежащих к одной церкви. Римской, возглавляемой одним первосвятителем — папой Римским, православные церкви сохраняют ранние христианские традиции полицентризма, т.е. принадлежат к нескольким церквям. В современных условиях в странах, где большое число приверженцев православия, церкви имеют подчас, национальный характер или, сохраняя исторические традиции, являются наднациональными.
Старейшими самостоятельными являются Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская церкви, возглавляемые патриархами. Константинопольский патриарх, называемый также вселенским, т.е. всемирным, не только является главой православных в Турции, но ему подчиняются отдельные епархии и верующие в Греции и некоторых других странах Европы, в Северной и Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии. Также имеют свои епархии и паству в различных странах и другие автокефальные церкви. Александрийская церковь объединяет православных Африки. Антиохийская и Иерусалимская церкви имеют большое число приверженцев на Ближнем Востоке, среди арабов, греков, людей других национальностей.
Наиболее многочисленной среди православных церквей является Русская православная церковь во главе с патриархом Московским и всея Руси, объединяющая также Украинскую и Белорусскую православные церкви. К Русской православной церкви принадлежат верующие многих национальностей в нашей стране и за ее пределами, в частности в Западной Европе, Америке, Японии (Автономная Японская церковь) и др.
Автокефальными являются также Румынская, Болгарская, Сербская церкви, возглавляемые патриархами, Грузинская церковь с католикосом-патриархом во главе, Греческая (Элладская), Кипрская, Польская, Чехо-Словацкая и другие православные церкви, возглавляемые митрополитами и архиепископами. Существует также и созданная в Сремских Карловцах (Югославия) отдельная Русская зарубежная православная церковь, возглавляемая ныне митрополитом.
С конца XVI в. на Западной Украине, в Польше и некоторых других странах существует греко-католическая или униатская церковь, которая при сохранении православной обрядности и славянского богослужения признает своим главой папу Римского и разделяет католические догматы веры. Особое место среди христанских церквей, занимает Армянская церковь, придерживающаяся так называемого монофи-зитства (греч. «монэ фисис» — единое естество), руководители которой не приняли канона Халкидонского собора 451 г. о двойной, божественной и человеческой природе Христа. Армянская церковь возглавляется католикосом-патриархом в Эчмиадзине (Армения). Кроме того, существуют армянские патриархата в Иерусалиме, Стамбуле и в Ливане.
Значение христианизации Руси
Распространение христианства на Руси вначале только в городах и пригородных усадьбах, затем с XII — XIII вв. и в деревнях способствовало обогащению местной славянской культуры достижениями древней общеевропейской средиземноморской культуры. На Руси стали читать, причем часто в готовых славянских переводах, сделанных просветителями Кириллом и Мефодием и их учениками, многие античные и византийские сочинения, осваивая достижения мировой цивилизации в области литературы, хронографии (летописания), природоведения, календаря и прежде всего в христианском вероучении и библейской истории. Славянская письменность, применявшаяся прежде ограниченно, с принятием христианства получила широкое распространение, так как новая. религия, перенесенная из Средиземноморья, была религией письменной культуры в отличие от язычества, носителя культуры устной. Вместе с христианством на Руси стали строить большое число деревянных и каменных церквей, получила распространение храмовая архитектура, было заложено производство эмалевых изделий, стекла, мозаик, появилось иконописание и настенная живопись (фрески), изготовление книг, написанных на пергаменте.
Вместе с тем христианство, принесшее на Русь новые церковные песнопения, боролось с традиционным народным искусством, связанным с язычеством. Преследовались и уничтожались народные музыкальные инструменты — гусли, гудки (скрипки), жалейки и другие духовые инструменты. Из городского быта стремились вытеснить народные пляски, считавшиеся «бесовским скаканием». Практически была предана забвению древнерусская мифология — легенды о славянских богах и создании мира, которая в отличие от греческой и римской мифологии не была записана в свое время.
При всем том христианство не смогло вытеснить связанные с природой, сельскохозяйственным календарем, местными условиями языческие обряды и представления полностью, особенно в деревне. В народном восприятии православия до новейшего времени сохранились отдельные элементы поклонения силам природы, остались древние праздники: весны — масленица, лета — Троица, Иван Купала и зимы — Святки и др. Такое сохранение в христианской вере обрядности языческих черт называется двоеверием.
КАТОЛИЦИЗМ
В современном мире римско-католическая церковь насчитывает более 900 млн. последователей, что намного превышает число последователей других направлений христианства. Латинская традиция западного христианства известна как католическая (с греч. — универсальная) церковь, однако точнее использовать термин Римско-католическая церковь. Во главе этой церкви стоит римский папа — так с III — IV вв. стали называть себя епископы Рима. С VI в. этот термин закрепился за главой христианской общины «вечного города», Рима, столицы огромной империи. Римские епископы, называющие себя «наместниками Бога на земле», поставили себя в привилегированное положение, претендуя на почетное (по преданию, церковь Рима была основана апостолами Петром и Павлом) и юридическое (как церковь столицы империи) первенство среди всех христианских церквей.
Термин «латинский» подчеркивает, что использование латыни в качестве официального языка Западной Римской империи определило связанность истории этой христианской традиции с историей народов и государств Западной Европы. Латинская традиция западного христианства прослеживается примерно с IV в.; латинизация европейских народов шла одновременно с их христианизацией. Римско-католическое направление развивалось не столько на основе особой теологии, сколько на религиозно-политических и правовых прецендентах.
Христианизированные народы империи стали римскими гражданами и признали особое положение церкви Рима. Европа к западу от линии Скандинавия-Карпаты-Дунай превращалась в целостное христианское сообщество, связанное общим для всех латинским языком и признанием верховенства папского престола. Эта западноевропейская общность в средние века осознавала себя как «Христианское царство».
Становление латинской традиции шло одновременно с процессами разделения Римской империи на Западную и Восточную и упадком императорской власти на западе. В ранее едином христианстве с IV—V вв., как мы уже говорили, начали обособляться два направления: западное (латинское) и восточное (греко-православное). Формальное разделение произошло в 1054 г., когда римский папа Лев IX и византийский патриарх Михаил Керулларий, отказавшийся признать притязания Рима на верховенство над греческой церковью, наложили друг на друга анафему.
С V — VI вв. началось усиление роли римских первосвященников:возрастало их экономическое и политическое могущество. Сначала в Италии, а затем и далеко за ее пределами расширяется юрисдикция папской Церковной области. Пытаясь утвердить свое верховенство не только над церковными иерархиями, но и над светскими феодальными правителями, папство кропотливо создавало свою латинскую Римско-католическую духовно-светскую империю. Тактика союза с победителем и обращения в свою веру завоевателей приносила папству успех в период средневековья: евангелизация норманнов, «деяния Бога через франков», союз с германскими императорами, крестовые походы, Реконкиста и конкиста. В средневековой Западной Европе Римско-католическая церковь превращалась в опору всей феодальной системы. Умело пользуясь угрозой отлучения и закрепляя юридическими нормами латинского канонического права и папскими буллами свои духовные и светские привилегии, папство пыталось объединить раздробленную, погрязшую в междоусобных войнах Европу в единую теократическую монархию под властью папы.
Из Рима по всей Европе протянулась паутина могущественных католических монастырей, находившихся под юрисдикцией папы и не зависимых от местной феодальной власти. Создавались и активно действовали многочисленные военно-религиозные и нищенствующие католические ордена. Эта жизненная артериальная система папства превращалась в уникальную абсолютную монархию. Благодаря гибкому приспособлению к региональному множеству конфликтующих между собой сеньоров она сумела создать строго иерархизированную и одновременно унифицированную наднациональную структуру.
Огромную роль в формировании единой культурной вотчины народов Западной Европы сыграла латынь, официальный язык права, религии и образования. Еще долго после того, как латинский язык утратил функцию разговорного, его значение и роль в церкви, суде и университете сохранялись. Народы Западной Европы пришли к общей вере и к общему культурному наследию одновременно; позднее они - передавали и то и другое также одновременно и другим народам,жившим за пределами Европы. Это способствовало формированию чувства общности, сознания принадлежности к единому универсальному сообществу и наднациональной христианской церкви. В то же время религия со «специальным» языком способствовала концентрации власти и могущества в руках особого религиозного сословия — католического духовенства, которое поставило себя в привилегированное положение по отношению ко всем остальным верующим.
Средневековая идея о том, что европейское «Христианское царство»;со столицей в Риме можно путем светской экспансии расширить до пределов всего «знаемого мира», получила реальное воплощение в;XV — XVI вв. вместе с освоением Атлантики и началом колониальной экспансии Европы. Это позволило Римско-католической церкви компенсировать в Новом Свете потери, которые ей нанесла Реформация на еворпейском континенте.
Раскол в латинской традиции западного христианства привел к победе реформаторов и созданию в XVI в. северной, или протестантской, традиции западного христианства. С этого времени церкви латинской традиции сосредоточились на юге Западной Европы. Крестовые походы под парусами доминировавших на море в XVI в. Португалии и Испании позволили учредить церкви латинской традиции не только в Центральной и Южной (Латинской) Америке, но и во многих районах Африканского побережья и отдельных регионах Азии.
Миссионерская деятельность и колониальная экспансия XIX — XX вв. способствовали еще более широкому географическому распространению Римско-католической церкви. Иммиграция из Ирландии, Италии и других европейских стран с латинской традицией христианства привела к формированию латино-христианских анклавов в Северной Америке, Австралии и других регионах с доминирующим протестантским влиянием.
Борьба за утверждение капиталистических отношений, начавшаяся именно в русле реформационного движения, сопровождалась делением Европы на католические и протестантские государства. Победа буржуазии в протестантских государствах привела к соглашению (Вестфальский мирный договор 1648 г.) о признании принципа «Чье правление, того и религия». Однако этот принцип не мог быть долговременным, и впоследствии европейские страны развивались уже с гетеротипными в религиозном отношении обществами.
В первой половине XX в. сначала в Италии, а затем в других странах активно развивались социально-политические формы деятельности католиков-мирян. Роль простых верующих в жизни Римско-католической церкви стабильно возрастала. Наряду с конфессиональными (с лат. — вероисповедными) политическими партиями были созданы многочисленные профсоюзные, рабочие, крестьянские, профессиональные, молодежные, студенческие, женские и другие организации верующих католиков.
Быстрый количественный рост католических церквей в Латинской Америке и Африке привел к выработке Ватиканом новой политической стратегии, ориентированной на укрепление своих позиций в бывших колониальных и зависимых странах. Латинская традиция западного христианства вошла в период качественных перемен. Прежде всего это касалось все возраставшей степени отказа от латинского языка — литургия стала вестись на национальных языках, Библия была переведена и начала изучаться также на местных языках, в жизнь множества национальных церквей были введены элементы местных культур и обычаев. Возникло сильное напряжение между латинским центром и начавшей количественно доминировать многоязычной неевропейской периферией, между универсализмом доктрины и множественностью национальных форм ее выражения. Встал вопрос о, том, как и до какой степени латинская традиция может приспособиться к этой множественности, не разрушая своих основообразующих структур. Сказывался и многовековой груз традиционного консерватизма и кумулятивный (т.е. готовившийся шаг за шагом в течение многих лет и даже десятилетий) способ выработки и принятия официальных документов исключительно в центре.
Римско-католическая церковь остается уникальной для современного мира иерархической структурой, в которой сложно и причудливо переплелись религиозные, экономические, политические и социальные элементы. Ни одна христианская традиция не знает столь тесного переплетения доктрины, права и практической политики.
У Римско-католической церкви накоплен огромный опыт пропагандистской работы. Сегодня под контролем католиков действуют многочисленные типографии и издательства, радиостанции и телекомпании, издаются международные и приходские газеты и журналы, общая и специальная религиозная литература. Много пишут о финансовой империи Ватикана.
К Римско-католической церкви примыкают униатские церкви, т.е. национальные христианские церкви, подписавшие унию (с лат. — союз с Ватиканом. Униатские церкви принимают вероучение и руководство Римско-католической церкви, но сохраняют национальные особенности в богослужении и обрядовой практике. Униатские церкви придерживаются различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского и коптского. В Советском Союзе действуют церкви греческого (восточного) обряда, расположенные преимущественно на Западной Украине.











