131869 (721288), страница 2
Текст из файла (страница 2)
4) беспечные любители жизни;
5) энергичные практики.
Шизоидный темперамент, соответствующий астенической конституции, характеризуется такими чертами, как замкнутость, необщительность, склонность к уходу в себя, неадекватность реакций внешним воздействиям. Кречмер указывал, что шизоиды имеют поверхность и глубину. За внешними проявлениями сложно бывает понять психологию этих людей.
Шизоиды живут событиями преимущественно внутренней, а не внешней жизнью. В группе шизоидно темперамента Кречмер также выделил три подгруппы:
-
необщительный, тихий, сдержанный, серьезный (лишенный юмора), чудаковатый;
-
застенчивый, боязливый, тонко чувствующий, нервный, сентиментальный, друг книг и природы;
-
послушный, добродушный, равнодушный, глупый.
Черты первой группы, считал Кречмер, красной нитью проходит через вторую и третью группы как наиболее общий.
Эмоции шизоидов находятся между полюсами эмоциональной сензитивности и нечувствительности (тупости). Каждый, кто принадлежит к данному типу темперамента, тяготеет к одному из этих полюсов. Тяготеющие к полюсу эмоциональной интенсивности отличаются уязвимостью, сентиментальностью, обидчивостью, тонкостью чувств, мимозоподобностью натуры.
Те из шизоидов, кто находится ближе к полюсу эмоциональной нечувствительности, отличаются эмоциональной холодностью, неприступностью, сдержанностью, равнодушием.
Характерная черта любого шизоида – аутизм (погруженность в себя). Они стремятся избегать внешних раздражителей, предпочитая быть наедине с собой, своими мыслями и чувствами. Причины необщительности различны – от робости и тревоги до холодности и активного неприятия других. Отдельные шизоиды предпочитают избирательную общительность – поверхностный характер, отсутствие глубоких эмоций.
У. Шелдон, американский врач и психолог, продолжил научное изучение связи основных типов темперамента с типом соматического строения.
Исходным для Шелдона являлось не понятие «тип», а компонента телосложения. Всего им выделено три варианта телосложения – эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный.
Первый тип телосложения – эндоморфный, характеризовался общей сферической формой, мягкостью, наличием большого живота, большого количества жира на плечах и бедрах, крупной головой, крупными внутренними органами, вялыми руками и ногами, слаборазвитыми костями и мышцами. Мезоморфный тип с широкими плечами и грудной клеткой, массивной головой, мускулистыми руками и ногами, слабо развитой жировой прослойкой. Эктоморфный – с длинными и тонкими руками и ногами, узкой грудной клеткой и плечами, неразвитой мускулатурой, отсутствием подкожного жирового слоя, хорошо развитой нервной системой. У них вытянутое лицо, высокий лоб, тихий голос.
Телосложение каждого человека Шелдон рассматривал с точки зрения количественной представленности типов. Числовые значения могли располагаться в диапазоне от 1 до 7. Таким образом, телосложение каждого человека оказалось представленным оценкой, состоящей из трех цифр. Они отражали степень выраженности компонентов телосложения – соматотип. Далее Шелдон обнаружил, что компонентам телосложения соответствуют определенные компоненты темперамента, выделенные им как первичные. Они получили названия «висцеротония», «соматотония», «церебротония». Висцертоническому типу темперамента соответствует эндоморфное телосложение, соматическому – мезоморфное, церебротоническому – эктоморфное.
Висцертоники общительны, приветливы, ориентируются на других людей, терпимы, нуждаются в общении в тяжелую минуту. Они отличаются глубоким сном, любовью к пище и комфорту, расслабленностью осанки и движений.
Соматотоники любят приключения, риск и физические нагрузки. Они энергичны, агрессивны, храбры, малочувствительны к боли, имеют громкий голос. В общении стараются занимать доминирующие позиции, стремятся к власти, психологически малочувствительны, недостаточно тактичны.
Церебротоники отличаются скрытностью чувств, сдержанностью манер, тихим голосом. Они тревожны, испытывают трудности в общении, предпочитают умственную деятельность, склонны к одиночеству.
Выводы Э. Кречмера и У. Шелдона неоднократно подвергались экспериментальным проверкам. Многие из полученных результатов были противоречивыми. Однако в целом исследователи пришли к заключению, что между телосложением человека и его темпераментными качествами существует хотя и слабая, но статистически достоверная связь.
Описанные выше гуморальная и морфологическая теории игнорировали роль нервной системы в структуре психологических индивидуальных различий. Русский физиолог И.П. Павлов впервые показал связь четырех типов темперамента, выделенных античными исследователями, со свойствами нервной системы. Существующие на настоящий момент морфологические данные подтверждают большую вариативность индивидуальных различий цитоархитектоники коры головного мозга.
Павлов установил, что темперамент представляется соотношением возбуждения и торможения нервной системы:
-
сила процессов возбуждения и торможения, которая зависит от работоспособности нервных клеток;
-
уравновешенность нервной системы (степень соответствия силы возбуждения силе торможения);
-
подвижность нервных процессов (скорость смены возбуждения торможением и наоборот).
Четыре основных типа комбинаций этих свойств И.П. Павлов описал как четыре типа высшей нервной деятельности. Им соответствуют четыре типа темперамента.
Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы соответствует темпераменту сангвиника. Сильный, уравновешенный, инертный тип характеризует темперамент флегматика. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием процесса возбуждения тип определяет темперамент холерика. Слабые нервные процессы – отличительная черта меланхолика.
Продолжателем исследований структуры темперамента в связи со свойствами нервной системы является В.М. Русалов. Он рассматривает структуру темперамента как сочетание подструктур эргичности, пластичности, темпа, эмоциональной чувствительности, выступающих как отдельно, так и имеющих социальную окраску.
Созданная В.М. Русаловым специальная теория индивидуальности направлена на объяснение закономерностей порождения, становления и развития темперамента. Рассматривая темперамент как базовую характеристику индивидуальности, он раскрывает его связь с другими подструктурами – способностями и характером. Он рассматривает темперамент как важное условие формирования общих способностей. Экспериментально доказано, что в процессе своего развития общие способности взаимодействуют с темпераментом прежде всего через характеристики активности – эргичности, пластичности, темпа.
Темперамент не может напрямую определять содержательные стороны личности (стремления, интересы, идеалы), однако и динамические, и эмоциональные стороны темперамента в значительной степени влияют на характер человека. Такие качества, как энергичность, способность страстно увлекаться, уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность реакций, воздействуют на систему социальных отношений личности, которые определяются свойствами характера.
Приведенные выше теории темперамента различаются количеством и значимостью его характеристик, однако большинство ученых признают существование двух основных свойств темперамента – это общая активность и эмоциональность.
Отличительной чертой темперамента является его устойчивость. Это значит, что темперамент мало подвержен изменениям, как в течение жизни, так и в кратких жизненных ситуациях.
Свойства темперамента, как и любые психические свойства, представляют собой некоторые потенции, проявляющиеся или не проявляющиеся в зависимости от ряда условий. Зависимость проявлений темперамента от условий ведет к тому, что люди совершенно различного темперамента могут, тем не менее, в разных условиях проявлять очень сходные или даже тождественные качественные психические особенности, тогда как в одинаковых условиях они проявляют прямо противоположные качественные особенности.
Свойства темперамента, как и свойства нервной системы, не являются абсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются не с момента рождения и не сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы.
Характеристика личности с импульсивно-динамической стороны имеет существенное значение для понимания поведения. То, насколько человек проявляет энергию и неутомимость, способность страстно увлекаться, уравновешенность в поведении, гибкость и динамичность в отношениях, легкость контакта с окружающими, говорят о качественных способностях личности и ее возможностях, которые определенным способом сказываются на трудовой деятельности, общественной активности и поведении индивида.
Следует сказать, что картина поведения человека в рамках темперамента может определяться отношениями человека, которые временно маскируют или видоизменяют естественные, или, точнее, характерные, для данного темперамента проявления. Например, сила реакции, степень подвижности и уравновешенности зависят от характера человека к задаче или к другому лицу, предъявляющему требования, зависят от интересов, потребностей и ориентации личности.
При положительном отношении к делу ускоряются темпы и ритм работы, человек трудится с большей энергией, долго не утомляется. И наоборот, при отрицательном отношении наблюдается замедленный темп работы, быстро наступает ощущение утомления, тонус деятельности падает. Особенно ярко обнаруживается зависимость динамики и тонуса эмоциональной жизни от отношений личности к различным событиям жизни.
Следовательно, при анализе поведения человека необходимо учитывать не только временное состояние, но и устойчивые отношения, характер личности в целом. Только при прочих равных условиях можно оценить силу или слабость, уравновешенность или подвижность сравниваемых людей.
Проявления темперамента зависит от общей культуры человека. Так, есть люди, которые не только не хотят сдерживать себя, а, наоборот, нарочито подчеркнуто проявляют свое эмоциональное состояние, вспышки гнева, радости, отчаяния и т.д. Более того, некоторые взвинчивают себя, выставляя напоказ свой слабый или сильный темперамент, чтобы вызвать страх или сочувствие у окружающих. Такие люди нередко все оправдывают своим темпераментом, своими «нервами», мотивируя этим собственную несдержанность, грубость, бестактность или даже хулиганство. Это некультурные, невоспитанные люди.
Культура состоит в том, что человек строит свое поведение в соответствии с принятой в обществе моралью. Личность должна считаться с другими людьми, их состоянием, бережным отношением к окружающим. Для этого нужно быть сдержанным.
Возбужденный холерик берет себя в руки и не позволяет грубых выпадов против окружающих. Он отвлекает свое внимание на другой объект или удаляется из раздражающей ситуации. Меланхолик может заставить себя не поддаваться ни страху, ни панике.
Культура поведения определяется не только знанием морали, принципов и норм поведения, но и моральной воспитанности в целом, в частности наличием устойчивых привычек и манер поведения. Люди могут быть разных темпераментов, но высокая культура определяет ровность их поведения и деликатность, достоинства их личности.
Кроме моральных качеств, огромное значение в регуляции поведения, в частности темперамента, имеет воля. Твердая воля позволяет человеку сдерживать и даже снимать импульсивность, овладевать своими эмоциями.
Этот процесс взаимообусловленности в развитии воли и темперамента не всегда протекает плавно, ровно. Укоренившиеся отрицательные свойства темперамента задерживают образование волевых качеств характера. Наблюдаются срывы. Нередко импульсивность побеждает разумную волю, особенно в критические моменты жизни. Однако крепнущая воля позволяет личности человека овладевать свойствами темперамента и даже в соответствующих обстоятельствах подчинить их. Внутреннее овладение динамикой психических процессов считается завершенным, когда новый психический ритм стал привычным. В конечном итоге природная динамика сливается с волевым ритмом поведения.
II. Коммуникативная сторона общения. Факторы эффективности коммуникативного процесса. Коммуникативные барьеры. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности.
Общение – это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике, решение деловых вопросов с партнерами. Чтобы это ни было – это всегда коммуникация, и представить себе общение без нее невозможно.
Необходимо помнить, что коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит не без причины, а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей. И тогда возникают следующие вопросы:
Что препятствует эффективной коммуникации?
Каково происхождение барьеров?
Как преодолевать эти барьеры?
Барьеры непонимания. Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседником, «не доходят» до него. Иногда даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды.
В сущности, каждому человеку есть что защищать от воздействия. Коммуникация – это влияние; следовательно, в случае успеха коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире того, кому она адресована. Между тем не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, его образ мыслей, его отношения с другими людьми, его душевное спокойствие. Естественно, что человек будет защищаться от такой информации, и будет делать это твердо и решительно.
Человек должен уметь каким-то образом отличать «хорошую» информацию от «плохой», «пропускать» первую и «останавливать» вторую. Интересное и оригинальное понимание механизмов, которые создают барьеры, предложил выдающийся психолог Б.Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения или суггестии, самым мощным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека. Об этом он писал так: «Хотя всякий говорящий внушает, однако далеко не всякое словесное внушение приемлется как таковое, ибо в подавляющем большинстве случаев налицо их встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от неумолимого действия речи.
Именно контрсуггестия и является главной причиной возникновения тех барьеров, которые появляются на пути коммуникации.
Б.Ф.Поршнев выделил три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание и авторитет – это защита от источника коммуникации, а непонимание – от самого себя.
Избегание. Подразумевается избегание источников воздействия, уклонение от контактов с партнером. Со стороны эта «защита» очень хорошо прослеживается – человек невнимателен, не слушает, «пропускает мимо ушей», не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора. Таким образом, самый простой способ защиты от воздействия – избежать соприкосновения с источником этого воздействия.
Авторитет. Действия авторитета как вида контрсуггестии заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Понятно, что, только учитывая характер формирования представлений об авторитете у собеседника, можно надеяться на реальную эффективность общения.
Непонимание. Далеко не всегда имеется возможность определить источник информации как опасный, чужой или неавторитетный и, таким образом, защититься от нежелательного воздействия. Довольно часто какая-то потенциально опасная для человека информация может исходить и от людей, которым мы, в общем, и в целом доверяем. В таком случае защитой будет своеобразное непонимание самого сообщения.















