128981 (720201), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Все выше сказанное говорит о том, что изучение этого феномена весьма актуально. Однако пока отечественных исследований настенных надписей и рисунков крайне мало.
6. Исследовательские подходы по изучению граффити
Первые попытки систематизации и изучения граффити относятся к XVII веку. В 1731 г. англичанин Трумбо опубликовал антологию надписей, собранных на зданиях и в общественных местах Лондона. Книга содержала высказывания о любви, браке, пьянстве, трезвости, скандалах, политике, играх, проповеди.
В прошлом столетии первое научное исследование этого явления было предпринято в 1935 г. американским лингвистом Ридом, который на основании надписей, собранных в общественных туалетах ряда штатов, проанализировал изменения в значении слов.
С тех пор граффити становились объектом внимания разных социальных наук. Несмотря на неодинаковую степень разработанности, можно выделить несколько исследовательских подходов.
Древние надписи изучаются археологией, такими дисциплинами, как палеография и эпиграфика. Например, в совокупности с другими источниками исследование граффити Помпеи дали обширную информацию о повседневной жизни римского города. Особенно примечательным оказались граффити, посвященные гладиаторским боям. Анализ же средневековых надписей и рисунков в русских храмах позволил получить сведения о жизни разных социальных слоев российского общества той поры, распространении письменности и особенностях языка, уточнить хронологию летописных событий.
Многие граффити содержат оскорбления и непристойности в виде грубых слов и рисунков, что является социальным табу. Это дало основание представителям психоаналитического направления рассматривать надписи и рисунки как средство символического удовлетворения базовых импульсов сексуальности и агрессивности, свободное выражение которых не позволяется обществом.
Подход, который может быть назван социобиологическим, обозначен Седневым. Он полагает, что феномен граффити представляет собой аналог архаических, филогенетически ранних поведенческих реакций, свойственных животным (например, пометка территории). Высвобождение подобных импульсов особенно легко происходит в подростковом возрасте. На архаичность этого вида поведения указывает также Кокорев.
Детские надписи и рисунки представляют интерес для психологов развития. Они являют собой раннюю стадию символического отношения ребенка к окружающей среде и позволяют выявить, какой дети видят физическую социальную и культурную среду, и каковы их коммуникативные навыки. Анализ различий в количестве и содержании граффити, характерных для разных полов, позволяет изучить гендерные различия в сексуальных установках, стереотипах поведения и стилях коммуникации. В рамках психологии личности изучалась взаимосвязь граффити и личностных черт.
Надписи и рисунки стали одним из источников исследования молодежных субкультур. В частности, изучалась роль интерпретации символа в структурировании сообщества. С возникновением особой субкультуры настенных надписей «хип-хоп» появилась масса исследований, посвященных ее описанию и анализирующих роль граффити в системе ценностей и социальной организации подростковых сообществ.
В рамках психологии взаимодействия с окружающей средой и архитектурного дизайна акцентируется внимание на характеристиках среды, которые провоцируют или формируют данный тип поведения. Ряд работ рассматривают настенные рисунки и надписи в качестве одной из разновидностей вандализма и разрабатывают практические способы уменьшения ущерба.
7. Виды граффити
Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородное явление – от детских каракулей до политических лозунгов, поэтому уместно привести некоторые классификации. Заметим, что эти классификации не являются очень строгими и абсолютными, но все же они помогают увидеть различные формы рассматриваемого феномена.
Эйбл и Бекли различают публичные и личные граффити. К первым относятся городские надписи и рисунки, сделанные, как правило, на внешних сторонах зданий, заборах, деревьях, в метро и представляющие собой чаще всего сообщение о групповой идентичности. Вторые размещаются внутри зданий. К ним относят граффити в туалетах, на стенах общественных мест, партах и т.п. Эти надписи чаще являются выражением личностных установок, эмоциональных состояний или внутриличностных конфликтов. Кроме того, в личных граффити в большей степени обнаруживается воздействие обстановки.
Рассматривая феномен городских надписей, Кокорев выделяет три вида. Первый – содержательные граффити, т.е. надписи, содержащие эксплицитное сообщение разнообразной тематики. Второй – разрушающие граффити. Они появляются преимущественно на рекламных плакатах и стендах. Это знаки, нарушающие целостность и изменяющие содержание официального сообщения или образа. К ним относятся подрисованные усы и клыки, раскрашенные глаза, стертые или приписанные буквы и т.п. К третьему виду относятся специфические надписи, сделанные в стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростковой субкультуре. Субкультура «хип-хоп» появилась вначале 1970-х гг. в Нью-Йорке и включает в себя музыку рэп, брейкдансинг и настенную живопись. Впоследствии эта субкультура распространилась не только в США, но и в большинстве европейских стран. Граффити в стиле «хип-хоп» представляют собой надписи и рисунки, выполненные чаще всего пульверизатором с краской. Наиболее распространенный вид – динамичные росчерки – автографы, украшенные различным символами (крестами, коронами, звездами, стрелами и т.п.). Однако встречаются и целые многоцветные картины большого размера, снабженные текстами. Рассматривая эти три типа надписей применительно к Франции, Кокорев отмечает последовательное их распространение, начиная с 1960-х гг., и преобладание в последние годы граффити третьего типа.
Седнев собрал и классифицировал надписи и рисунки в общественном транспорте города Донецка. Его классификация содержит три вида. К первому относятся идентифицирующие надписи – имена, клички, места жительства или учебы, дата или цель поездки. Второй вид образуют асоциальные надписи – нецензурные слова и символы в адрес кого-либо или без адреса. Третий вид представлен символическими граффити, относящимися к популярным музыкальным группам и исполнителям, а также наименованиям фирм, производящих обувь, одежду, аппаратуру.
Существует несколько эмпирических классификаций, группирующих надписи, найденные в зданиях и общественных местах. Высоцкий и Медынцева выделяют следующие разновидности средневековых граффити, обнаруженных в культовых сооружениях Киева: 1) благопожелательные (начинаются словами «Господи, помоги…»), 2) поминальные, 3) в память об общественных событиях, 4) автографические, 5) относящиеся к фрескам и связанные с тематикой храмовых росписей, 6) рисунки – кресты, магические знаки, изображения святых.
Многочисленные исследования посвящены граффити в общественных туалетах школ, колледжей и университетов. Граффити, обнаруженные здесь, обычно сосредоточены на следующих темах: автографии, секс (сексуальные желания, предложения, комментарии), романтические отношения (выражения чувств к противоположному полу, не имеющие сексуального оттенка), оскорбления и грубые слова, наркотики, политика, религия, национальные отношения, философские изречения, юмор. Результаты исследований демонстрируют разное соотношение этих тем, но все-таки основную массу туалетных граффити составляют надписи, связанные с отношениями с противоположным полом. Но здесь существуют гендерные различия, о которых будет сказано в дальнейшем.
8. Социальные и психологические характеристики рисовальщиков
С точки зрения социально-статусных характеристик рисовальщиков специально изучалась лишь одно разновидность граффити – настенная живопись «хип-хоп» и сообщества граффити. Рисовальщики в большинстве своем были мужского пола. Если встречались девушки, то для них был характерен разрыв с половой идентичностью, и они подчинялись мужским правилам поведения (одежда, реакции). Возрастные рамки составляли – 12-20 лет, но встречались рисовальщики и младше 12 лет, а некоторые продолжали свою деятельность и после 20. Большинство авторов граффити – выходцы из семей с низким социальным статусом и представители национальных меньшинств. Тем не менее, все исследователи отмечают, что среди рисовальщиков встречаются выходцы из среднего и высшего классов. Каких-либо сведений относительно социального состава российских авторов граффити у нас нет, но любопытно, что среди московских рисовальщиков, обнаруженных журналистами, оказывались преуспевающий 30-летний сотрудник иностранной фирмы и 22-летний аспирант МГУ. Можно также предположить, что некоторые разновидности надписей (например, политические) делаются представителями более старших возрастных групп.
Насколько широко распространен данный вид поведения среди детей и подростков? Опрос, проведенный Моуби среди 11-15-летних жителей Шеффилда, показал, что это свойственно почти каждому второму подростку, 48,1 % мальчиков и 45,5 % девочек сообщили, что за последний год хотя бы делали надписи на стенах. Следует отметить, что хотя другие акты вандализма (разрушение, поджоги) девочки совершают гораздо реже, чем мальчики, граффити являются разновидностью вандализма, характерной в одинаковой степени для обоих полов. Другая оценка вовлеченности кается надписей в общественных туалетах. По данным Райн и Ульман, каждый 15-й студент колледжа оставляет граффити в туалетах.
Осуществлялись некоторые попытки установить, какие личностные черты обусловливают данный вид поведения. Соломон и Яджер изучали взаимосвязь между синдромом авторитарной личности и граффити среди студентов колледжа. На основании данных опроса ими были выделены две группы субъектов: те, кто сообщил, что пишет или рисует на стенах часто или когда есть возможность, и все остальные. Затем обе группы заполняли F-шкалу. Студенты первой группы показали значимо более высокие баллы по шкале авторитарности. Авторы исследования объясняют этот результат тем, что граффити представляют собой способ высвобождения свойственных авторитарной личности подавленных, агрессивных и враждебных импульсов. Кроме того, содержание многих надписей оказалось заданным предыдущими, поэтому новые граффити можно интерпретировать как конформный вид поведения, что отражает конвенциальность авторитарной личности. Хотя некоторые авторы отмечают методологическую и методическую ограниченность данного исследования, его результаты согласуются с данными, полученными Шульцем и Стоуном, которые выявили негативную корреляцию между авторитаризмом и расположенностью к защите окружающей среды.
Шварц и Довидио изучали взаимосвязь данного вида поведения, локуса контроля и креативности личности. В качестве гипотез ими были высказаны следующие предположения: граффити представляют собой эффективный способ сообщения о чувствах и установках, отклоняющихся от нормативных стандартов группы, а оригинальное, ненормативное самовыражение присуще творческим личностям; в тоже время граффити дают возможность оставаться анонимным, что позволяет избежать негативных санкций. Поскольку экстерналы ощущают меньший контроль за последствиями своего поведения, то анонимное высказывание своих точек зрения в виде рисунков и надписей должно быть им более свойственно, чем интерналам. Результаты подтвердили гипотезы. Студенты колледжа, сообщавшие, что за последний год «редко», «иногда» или «часто» писали на стенах и партах, оказались более креативными и более экстернальными, чем те, кто сообщал, что ни разу не делал рисунков и надписей.
9. Мотивы рисовальщиков
Каких-либо специальных исследований, посвященных изучению мотивов данного поведения, не проводилось, но на основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков можно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити.
Утверждение личностной или групповой идентичности. Граффити порождены желанием оставить след, сообщить о своем существовании, выразить привязанность. Знаки, подчеркивающие идентичность, составляют значительную часть надписей и рисунков. По данным Седнева, на них приходится 50,3 % от общего количества.
Написание имен популярных исполнителей, спортивных команд и т.п. передает чувство причастности и симпатии, обозначает принадлежность к тои или иной группе, приверженность определенному стилю жизни. Субкультурная символика эмоционально наполнена. Как отмечают некоторые исследователи, идентифицирующие граффити насыщены чувствами гордости и радости. Особенность российских граффити состоит в том, что многие из них сделаны на английском языке. Объясняется это в первую очередь тем, что он является языком молодежной музыкальной субкультуры.
Многие исследователи отмечают ценность популярности и славы в субкультуре граффити. Желание достичь признания и уважения, особенно в пределах субкультуры, реализуется за счет количества, заметности надписей, их долговечности и месторасположения, которое подразумевает большой риск.
Протест против социальных и культурных норм. Граффити влечет порчу общественного или частного имущества, что само по себе является нарушением социальных запретов. Многие надписи содержат агрессивные сообщения с употреблением слов и символов, которые в большинстве культур являются социальным табу. Как отмечает Эйбл, надписи и рисунки дают возможность человеку выразить его асоциальность одновременно на трех уровнях – поведения, высказывания и языка. Причем граффити представляют собой относительно безопасный для индивида способ заявить о своей оппозиции закону или социальным институтам.
Стремление обозначить свою непринадлежность к господствующей культуре является важным фактором отбора субкультурных символов. При этом, как пишет Щепанская, отбираются символы, максимально противоположные символам общепринятых ценностей. Так, для субкультуры российских хиппи в годы, когда религия подавлялась, были характерны образы, связанные с христианством. По мере утверждения церкви в качестве официально признанного института все большее распространение начали получать знаки чертовщины. Из этого следует, что значение символа, используемого граффити, не всегда выражает традиционно приписываемые ему установки.
Злобные реакции. Многие надписи, представляют собой обидное или грубое высказывание в адрес конкретных людей, политических, этнических и других социальных групп, субкультур, социальных институтов. Подобные типы граффити содержать мотивы борьбы, соперничества и символического насилия.
Мотивы творчества. Некоторые граффити весьма изощрены по стилю. Встречаются целые картины. Усложненность стиля представляет собой не только средство достижения славы, но и самоцель. Многие рисовальщики считают себя художниками, придающими унылой и безликой городской среде красивый вид. Подготовка к раскрашиванию включает в себя долгие тренировки и упражнения по совершенствованию умений.















