128745 (720039), страница 2
Текст из файла (страница 2)
2. Перед психологическим экспериментом может быть поставлена задача анализа структуры дефекта вне зависимости от дифференциально-диагностической задачи.
Подобный анализ структуры нарушений психических процессов может оказаться чрезвычано важным при описании новых или мало изученых форм заболеваний.
3. Следующей задачей, которая ставится перед экспеериментально-психологическим исследованием, является установление степени психических нарушений больного. С особой необходимостью эта задача встаёт при анализе динамики заболевания, например, при учете эффективности лечения.
Установление степени и динамики психических нарушений необходимо также при проведении трудовой, судебной и воинской экспертизы.
Перечисленные задачи задачи являются отнюдь не единственными, которые могут быть поставлены перед экспериментально-психологическим исследованием. В процессе клинической работы могут возникнуть и другие частные вопросы (экспериментальный анализ отдельных психопатологических явлений, например, галюцинаций, бреда, характеристика состояния в период применения фарамакологических проб), требующие компетенции психолога. Здесь обозначены лишь наиболее существенные из них.
Принципы построения
патопсихологического инструмента.
Как и всякая область психологической науки, патопсихология использует в основном метод эксперимента. Метод патопсихологического исследования зависит от тех принципиальных общепсихологических теоретических установок, на которых он базируется. Поэтому выбор конкретных путей психологического исследования является проблемой не только методического, но и методологического характера.
Для того чтобы понять особенности патопсихологического эксперимента, необходимо остановиться в нескольких словах на методах исследования общей психологии.
Метод эксперимента не является единственным путём познания в психологии. Он становится главенствующим по мере развития психологии как точной науки и связан с общими теоретическими положениями. Как известно, внимание психологов-рационалистов было направлено на разграничение в психике человека отдельных "душевных способностей", каждая из которых по-своему перерабатывает полученный извне материал. Психология сводилась к умозрительному описанию работы этих способностей.
Умозрительное описание внутреннего мира человека получило своё отражение не только у психологов-рационалистов. И в наше время оно имеет место у представителей так называемой "понимающей" психологии (Шпрангер, Дильтей). Отрицая дробление психики на отдельные процессы или функции, признавая неделимость, единство психического , представители этого направления в психологии считают, что если природу нужно объяснять, то спихику можно только понять. Эти положения "понимающей" психологии нашли своё отражение в концепции психологов-экзистенциалистов.
На практике это означает, что психологи должны ограничиться лишь наблюдением за поведением больных, регистрацией их высказываний и самонаблюдений; они отказываются от эксперимента, от возможности изменения условий и деятельности, от которых зависит протекание того или иного процесса. По существу психолог-экзистенциалист может описывать явления, но не проникать в их сущность.
Пришедшая на смену рационалистической эмпирическая психология
принесла с собой иное понимание метода исследования.
С развитием эмпирической психологии, развитием психофизиологии начинает внедрятся в психологию метод эксперимента (Вундт, Эббингауз, Титченер); этими методами начинают пользоваться неврологи и психиатры. В крупнейших клиниках ( В.М.Бехтерева в Ленинграде, Э.Крепелина в Германии, С.С.Корсакова в Москве) открываются психологические лаборатории.
Принципы методических приёмов, использованных в лабораториях, различны. Остановимся вкратце на них.
Долгое время в клиниках господствовал метод количественного измерения психических процессов, метод, который основывался на вундтовской спихологии.
Взгляд на психические процессы как на врождённые функции, которые лишь количественно меняются при развитии, привёл к идее о возможности создания "измерительной " психологии. Экспериментальное исследование психических процессов сводилось к установлению количественной характеристики отдельного психического акта.
Принцип количественного измерения врожденных способностей лёг в основу психологических методов исследования в психиатрических и неврологических клиниках. Исследование распада какой-нибудь функции состояло в установлении степени её количественного отклонения от "нормального стандарта".
В 1910 году один из виднейших невропатологов - Г.И.Россолимо - разработал систему психологических экспериментов, которая, по его мнению, позоляла установить уровень отдельных психических функций, "психологический профиль". По мнению автора , различные патологические состояния мозга вызывали определенные типичные "профили изменения психодинамики". В основе этого метода лежала лежала концепция эмпирической психологии о существовании врожденных изолированных способностей. Эта ложная теория так же, как и упрощенный количественный подход к анализу нарушений психической деятельности, не могла обеспечить внедрения такого рода методик в клиническую практику, хотя сама попытка приблизить психологию к решению клинических задач была прогрессивной для своего времени.
Таким образом в данном реферате мы рассмотрели не только предмет и задачи патопсихологии, но и принципы построения патопсихологического эксперимента.
Литература.
1. Б.В.Зейгарник, Введение в патопсихологию, изд.Московского университета, 1969 года.
2. П.Б.Ганнушкин, Клиника психопатий, М.,1994.
3. В.В.Николаева, Влияние хронической болезни на психику,М.,1987г.
4. Хрестоматия по патопсихологии /Под ред. Б.В.Зейгарник, В.В.Николаевой, А.П.Корнилова/ М.,1981.















