er_depriv (719702), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В условиях депривации, когда ребенку не разрешается развивать свою автономию и самоконтроль ребенок переживает чувство стыда или гнева, направленное на самого себя. Это происходит в тех случаях, когда родители постоянно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям. И ребенок, вместо того, чтобы быть уверенным в себе и ладить с окружением начинают думать, что другие пристально рассматривают его, относятся с подозрением и неодобрением
Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением и стремиться заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым.
Но так как это невозможно у ребенка появляются «внутренние глаза мира» - стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. У него возникает страх потерять лицо, постоянная настороженность, скованность необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем; между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.
Дошкольный возраст, совпадающий с третьей стадией, Эриксон называл возрастом игры. Ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности.
Здесь определяющим фактором формирования чувства инициативы в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у ребенка собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы.
В условиях депривации, когда родители не позволяют действовать детям самостоятельно или наказывают детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола (сексуальная природа кризиса по Фрейду), на первый план выходит чувство вины у детей. Тогда поведение ребенка становится агрессивным, он боится постоять за себя. В группе сверстников такие дети обычно ведомые и чрезмерно зависят от родителей. Им не хватает целеустремленности или решительности, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.
На этом возрастном этапе происходит половая индефикация и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.
Младший школьный возраст - предпубертанный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями.
Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способность взаимодействовать со сверстниками в соответствии с правилами.
Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и обрести чувство компетентности, у ребенка развивается чувство трудолюбия, в процессе освоения технологии своей культуры.
Если же достижения не велики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности, которое может отбить у ребенка охоту учиться дальше. Так же чувство неполноценности может развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально - экономическое положение, а вовсе не их уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство.
Период начального школьного обучения - это так же начало профессиональной индефикации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий. И здесь Эриксон отмечает, важна не только школьная успеваемость, но поиск индивидуальных и общественных целей, что является основой эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.
Старший подростковый возраст и ранняя юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса.
Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию двух полюсов развития: На положительном - в виде идентичности, на отрицательном - в виде ролевого смешения. Задача подростка состоит в том, что бы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья, дочери, спортсмены, студенты, музыканты и т.д.) и интегрировать эти образы себя в личную идентичность, которое представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него.
В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента:
-
Молодые люди и девушки должны воспринимать себя внутренне тождественными самим себе. В этом случае формируется образ себя, связанный с прошлыми представлениями и определяющейся в будущем.
-
Значимые другие люди тоже должны видеть тождественность и целостность в человеке, т.е. подкрепление сложившегося мнения о себе со стороны значимых людей.
-
Молодые люди должны достичь возросшей уверенности в том, что внутренние и внешние планы его целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.
По мнению Эриксона, основа для благополучной юности и достижения идентичности закладывается в детстве.
В ней объединяются и преобразуются все предыдущие индефикации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество - задачу самоопределения, выбора жизненного пути.
Однако существует ряд факторов, которые могут серьезно мешать развитию идентичности:
-
Развитие идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя индефицируют (кинозвезды, певцы и т.д. или революционные лидеры). В этом случае подавляется сама личности и ограничивается сама идентичность.
-
Поиск идентичности может быть достаточно труден для определенных групп населения: для женщин, когда их рассматривают как людей второго сорта, групп социальных меньшинств и т.д.
-
Резкие социальные, политические и технологические изменения способствуют возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Они представляют угрозу для многих традиционных и привычных ценностей, которые подростки усвоили еще в детстве.
Эти условия депривации, неспособность достичь личной идентичности, приводит к кризису идентичности или ролевому смешению. Это проявляется в неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки испытывают чувство своей бесполезности, бесцельности, желание как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, смутное, устойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошенности. Диффузность идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши или девушки (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем», если это единственный оставшийся способ самоутверждения.
Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности - верность, т.е. способность подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей.















