127923 (718701), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Павлов изучал и другие рефлексы, в частности ориентировочный, или, как он его называл, рефлекс «Что такое?» . Он заключается в том, что организм как будто непрерывно задает этот вопрос окружающему миру, стремясь оценить ситуацию, в которой он оказался, и понять, что представляет для него наибольшую ценность. Он также разработал учение о различных типах высшей нервной деятельности (темпераментах), о динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций и др.
Отношение Павлова к психологии изменялось в различные периоды творчества. Какое – то время он считал, областью психологии является внутренний мир сознания субъекта. В итоговых же работах он исходил из того, что условный рефлекс следует считать не только физиологическим, но и психологическим явлением. Физиологическое понятие о временной связи он отождествлял с психологическим понятием об ассоциации. В психологическом же сообществе учение Павлова было повсеместно оценено как основа всех наук о поведении.
Павлов создал крупнейшую международную научную школу. Ему единственному учеными было присвоено звание «старейшины физиологов мира».
28. В. С. Соловьев и его влияние на психологическую мысль в России.
Одной из центральных фигур в российской науке 19 в. по праву можно считать В. С. Соловьева. В философии Соловьева рационалистические элементы сознательно соединялись с мистическими. Считал неправильной идею разделения христианства на католичество и православие и был одним из основателей экуменизма. Уделял большое внимание проблеме взаимосвязи науки и веры. Придавал большое значение религиозной этике.
Свою философию он называл мистицизмом, т. е. таким воззрением, которое признает недостаточность эмпиризма и рационализма и, не отвергая их относительной истинности, требует дополнения их другими источниками знаний, имеющимися в «цельном разуме ». Этот иной источник есть вера.
Человек наделен самосознанием, он является высшим звеном эволюции природы и поэтому может осознать направление и цель развития. Имея высшую цель, человек стремится к совершенству, которое он видит в восстановлении и воссоединении Добра, Истины и Красоты. Он считал, что мертвая материя, пройдя через человеческую среду, одухотворяется, становится живой. При этом прогресс человеческого духа совершается главным образом по одному пути – по пути личного нравственного совершенствования, ради которого свободная воля должна делать постоянные усилия. Эти усилия становятся реальной силой, если к ним присоединяется воздействие свыше, т. е. то, что в религиозной жизни именуется благодатью. Т. о., в духовной сущности человека, отдельный человек всегда несовершенен, а потому истинный смысл своего бытия он познает, только познавая законы всемирного процесса развития.
Главным считал нравственное развитие и самосовершенствование. Также он неоднократно апеллировал к значимости и авторитету науки, говорил о том, что наука доказывает органичное единство природы и рассматривает ее как единство развивающееся. Однако, с его точки зрения, понять сущность этого единства до конца наука не может, т. к. она не в состоянии охватить природу как органическое целое и представить весь видимый мир не как «собрание деланных вещей, а как продолжающееся развитие единого живого существа». Постичь суть такой целостности, по его убеждения, могут только философия и поэзия, на которых он и сосредоточил внимание.
Идея о связи философии и поэзии лежит и в основе подхода к проблеме творчества в теории Соловьева. Он считал, что Абсолютное, Божественное начало несет в себе всеединство и, как потенцию, множественность. Эта множественность воплощается как акт творчества – первоначально Божественного, а затем и творчества человека, который стремится к совершенству в собственной жизни и своих творениях. Возникшее в результате божественного творчества единство Соловьев называл Софией.
Развивая концепцию вечной Женственности – Софии, он стремился не только обосновать связь философии с поэзией, но и доказать единство Истины, Добры и Красоты, единство нравственного и эстетического творчества. Через Христа, объединяющего божественное и человеческое начала, происходит не только этическое, но и эстетическое развитие и человек приобщается к идеалу нравственности и красоты. Т. о., «носящий в себе единство Христос как целый божественный организм – универсальный и индивидуальный вместе – есть и Логос и София».
Описывая процесс, как мирового, так и индивидуального творчества, он обращает особое внимание на его внутренний драматизм и противоречивость. И именно творчество, созидание является оптимальным выходом из этого конфликта. Т. о., идеи о катарсисе, связанном с творческим процессом, так же как и мысли о внутренних конфликтах, борьбе мотивов, происходящих в душе и отражающихся в ее творениях, основаны на идеях Соловьева. Только через борьбу со злым началом (хаосом), которое свободно от каких – либо стесняющих его причин, человек может достичь совершенства. Так, художественное творчество, искусство соединяется с идеей нравственного развития человека, помогая его продвижению по этому пути. Он подчеркивал самоценность человеческой личности и его неограниченные возможности саморазвития.
Соловьев первым осознал новые приоритеты в философии и психологии и разработал новый подход к исследованию человека, его души и предназначения на Земле, подход, который стал господствующим в конце 19 – начале 20 в. в России.
24. И. М. Сеченов и его вклад в психологию.
Во многом определил развитие отечественной психологии, подходя к ней как к материалистической и естественной науке. Опубликовал свою самую известную работу «Рефлексы головного мозга », посвященную психологическим проблемам. В ней он доказывал, что психические процессы являются рефлексами разной степени сложности. При этом категория рефлекса была преобразована и создана его неклассическая модель, важнейшим блоком которой выступило открытое Сеченовым центральное торможение («задерживающее» влияние одного из центров головного мозга на двигательную активность организма). Выдвинул идею образа – сигнала, не только «запускающего» рефлекс, но и регулирующего его течение. Кроме торможения (аналога волевой регуляции) он ввел понятие о центрах хранения информации, предуведомления и усиления сигнала, объясняющее сложное поведение. В своих работах предвосхищал понятие об обратной связи как факторе саморегуляции поведения и системной организации нервно – психической деятельности.
Центральное торможение объясняло также способность человека во имя высших нравственных принципов противостоять внешним влияниям, а не механически не них реагировать. Выдвинул продуктивную гипотезу о том, что благодаря задержке двигательного ответа действие, не получившее внешнего выражения, не исчезает, а сохраняется в центральной нервной системе в скрытой форме. Это предположение использовалось Сеченовым также с целью объяснить социальный генезис человеческого «Я».
Он отвечал на главные вопросы – что такое человек, как объясняется формирование его нравственности с позиций естественной науки, которая доказывала несомненную практическую пользу психологии, делала ее реальным инструментом, помогающим воспитывать и обучать человека.
В 70 – 90 – е годы 19 в. появились новые работы ученого, в том числе посвященные этическим проблемам.
Разбирая теории о свободе и несвободе воли, он отмечал, что между ними действительно существует теоретическая разница в подходах и в понимании закономерностей, определяющих человеческое поведение. Он поставил важный вопрос о влиянии самой идеи о несвободе воли на человеческое сознание, доказывая, что если человека воспитывали с детства честным и нравственным, то ничто не может его развратить и сделать безнравственным и, наоборот, воспитанному безнравственным человеку не нужны теоретические обоснования для оправдания своего поведения. Сеченов подчеркивал, что его учение не отрицает свободы человека, оно просто показывает, что желания и интересы воспитываются и развиваются в зависимости от той среды, в которой человек растет.
Развивая и обосновывая свою «теорию несвободы воли », Сеченов доказывал и возможность построения на ее основе методов воспитания нравственной личности. Он отмечал, что его задачей является объяснить поступки человека с сильной волей, действующего во имя высоких нравственных принципов и отдающего отчет в каждом своем поступке.
Он существенно преобразовал представления о функциях органов чувств и мышечной системы, выдвинув принцип «согласования движения с чувствованием ». Он признал за чувствованием функцию сигнала, позволяющего различать свойства объектов внешней среды и тем самым обеспечить адекватную реакцию на нее. Мышечное ощущение, в свою очередь, трактовалось как система сигналов, несущих информацию о внешней реальности, ее пространственно – временных параметрах.
Главной же его идеей было предположение о том, что мышечная система является и органом познания. Она производит операции анализа и синтеза, которые служат основанием для всех уровней умственной деятельности, от элементарных до самых сложных, включая математическое и философское мышление. На основании этих положений он отстаивал познаваемость мира, обосновывая это физиолого-психологическими данными.
20. А. И. Герцен и его вклад в психологию.
Он поднимал сложные вопросы о природе психики и задачах психологии. Психики – это особая функция мозга, отличная от функций других органов. У физиологии и психологии задачи разные: задача физиологии - изучение организма, психология же уходит совсем в другой мир. Попытки преодолеть механистическую ограниченность в понимании психики связаны с идеями Герцена о качественном своеобразии человеческой психики в отличие от психики животных, причина которого – в историческом развитии человека. Поэтому психология, отправляясь от физиологии, должна также основываться на философии и истории.
Он материалистически решает проблемы психологии познания, развивает идеи о соотношении разума и чувства, критикует индивидуалистический подход к мышлению в сенсуалистических концепциях Локка и Кондильяка. Важное место в системе его психологических взглядов занимали проблемы личности. Личность – не пассивный продукт среды. Герцен защищал идею о «деянии » как существенном факторе духовного развития человека.
Особенное внимание он уделяет проблеме свободы воли. Она имела острое общественно – политическое звучание. Герцен отказывается от идеалистического догмата о «свободной воле», ни от чего не зависящей и ничем не определяемой. У человека есть «способность, состоящая из разума, страсти и воспоминания, взвешивающая условия и определяющая выбор действия». Это сознание. Его анализ ускользает от физиологии и требует исторического подхода, его обеспечивает социология, т. к. «для нее человек – это нравственное существо, т. е. существо общественное и обладающее свободой располагать своими действиями в границах своего сознания». Так Герцен, отвергая индетерминизм в трактовке человеческих действий, указал на социально – историческую обусловленность высших проявлений личности, в том числе воли.
По молодости был романтиком, но после смерти ребенка и жены считал, что мир – это хаос.
22. Психологические воззрения Н. Г. Чернышевского.
Чернышевский прагматик, считал, что философия и литература должны нам сказать, как жить, что делать?
Развивал антропологический принцип в философии: культ человека и культ научности. Считал, что важны критерии научности. Их по Чернышевскому два:
1.обращение к принципу внешней причинности;
2.поиск общего в том, что внешне кажется различным.
Чернышевский выстраивает систему психологических понятий. Уделяет внимание к теме «Деятельность»: психика, душа развивается в продуктивной деятельности. Занимается проблемой потребности: многие человеческие беды возникают из – за неудовлетворения потребностей; проблемой наследственности и приобретенности (характера).
Психология Чернышевского строилась на основе принципов философского материализма в его антропологической форме. Сущность антропологического принципа составляет такой подход, в соответствии с которым «на человека надобно смотреть как на существо, имеющее только одну натуру ». В то же время в человеке два рода явлений: материальные (человек ест, ходит) и нравственные (он думает, желает). Чернышевский выступает против дуализма в психологии. Антропологизм Чернышевского близок Фейербаху, но в отличие от созерцательного характера теории последнего у него вся философия подчинена задачам революционной борьбы.
Он требовал причинного подхода в психологии. Научная психология должна выйти за пределы сознания в целях познания его причин.
В понимании психики он выступил против функционального подхода, закреплявшего психологический атомизм. Мышление, память, воображение принадлежат личности и должны рассматриваться в связи с деятельностью человека в соответствии с определенной потребностью. Он развивает мысли о специфике человеческих потребностей, в которых, в отличие от биологических потребностей животных, интересность органического процесса отходит на задний план. Подчеркивается мысль о производстве потребностей в жизни, в активной деятельности.
Чернышевский различал характер и темперамент. Характер определяется условиями жизни, воспитанием и поступками человека. Темперамент обусловлен природными факторами, но даже и он подвержен влиянию социальных условий.
Он разрабатывает также понятие «народного характера» как совокупности умственных и нравственных качеств различных народов. Он пришел к выводу, что национальные различия стираются в условиях классовых и профессиональных разделений общества.
61. «Понимающая психология» (описательная).
В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ – идеалист Вильгельм Дильтей, основатель «философии жизни». Основной его труд «Описательная психология» . Согласно ему, все науки о духе должны базироваться на психологии.














