ibusiness (716499), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Под е-banking понимают оказание онлайновых услуг по управлению банковским счетом. В основном это два вида сервиса — отслеживание движения средств и проведение платежей, причем 90% пользователей работают только с первым видом. И хотя многие банки (в США -практически все крупные, а так же 600 из 10 000 мелких и средних) предоставляют данный вид услуг, по популярности он пока уступает электронной торговле. Так, в США на конец 1999 года только 7 миллионов семей (это менее 25% домов, подключенных к Интернету) используют е-bankng. По прогнозам Dataquest, к 2004 году это число вырастет до 24 миллионов.
На сегодняшний день происходит и слияние сфер е-trading и е-banking, так как для хорошей брокерской конторы нет ничего полезнее собственного банка.
Консалтинг. Спрос на консалтинговые услуги в интернет будет расти, как в России, так и за рубежом. В частности, в PricewaterhouseCoopets (одна из самых известных консалтинговых компаний США) заявляют о высокой динамике спроса на консультации по вопросам И-бизнеса. К середине 2000 года рынок консультационных услуг в этой области достигнет 1,6 млрд. долларов, причем с И-бизнесом будет связана половина всех новых консультационных проектов 2000 года. Следует отметить, что на этом рынке компаниям из «большой пятерки» все чаще приходиться конкурировать с фирмами занимающимися и развивающими информационные технологии, такими, как IBM и EDS. В России сейчас наблюдается похожий процесс: помимо «большой пятерки», консультационные услуги в области И-бизнеса достаточно активно продвигают российские компании, в частности АPartners, Ten-aLink и TopS. Последняя относительно недавно образовала специальную компанию eTopS Consulting, консультирующую по вопросам, связанным с созданием систем электронной коммерции.
Системы business-to-business. Торговля business to business имеет потенциал, не меньший, чем электронная торговля business to consumers. Здесь стоимость заключаемых сделок на порядок выше, чем в e-commerce. Как раз поэтому уже сейчас оборот в этой сфере в четыре раза выше, чем в обычной. Предполагается, что через пять лет объем электронных сделок business-to-business достигнет 1,5 трлн. долларов (против 114 млрд. долларов в 1999 году) и охватит практически все отрасли от автомобильной промышленности до медицины.
Уже сейчас известен ряд крупных проектов в этой области в виде как открытых бирж, так и закрытых межкорпоративных систем. Среди них наиболее известны следующие:
-
Werton Sled при поддержке двух других крупнейших поставщиков стали LTV Steel и Sleei Dynamics обьявила о запуске MetalExchange. Это одна из первых в Интернете онлайновых торговых площадок, на которой начали продаваться металлопродукты;
-
В 1999 году в химической отрасли доминирующее положение стала занимать онлайновая служба Chemdex (в том числе за счет агрессивного поглощения конкурентов).
Рекламный рынок в Интернете растет быстрее численности абонентов интернета (с 37 млн. долларов в 1995 году расширился до 400 млн. в 1997 г.). Растет, несмотря на подводные камни, некоторые нежелательные эффекты, которые пока мало изучены Например, нередко складывается ситуация, когда две компании продают одинаковые услуги (акции, билеты и т. п.), но одна из них собрала и предоставила подробную информацию, затраты на которую, естественно, включаются в цену. Другая фирма этого не делает и, естественно, имеет возможность предложить те же самые продукты (услуги) по более низкой цене. Ничто не препятствует покупателю узнать все, что нужно, на сервере первой компании, а фактическую покупку совершить на сервере второй. В итоге первая компания несет ущерб.
По мнению некоторых специалистов перспективы развития систем business to business в России гораздо более светлые, чем в business to consumers. Во-первых, компании, особенно крупные, как правило, имеют нормальные линии связи. Во-вторых, у корпоративных клиентов не так остро стоит вопрос с платежами - у каждой фирмы есть свой банк, через который и осуществляется платеж. Таким образом, проблемы инфраструктуры практически отпадают.
2.4 Инвестирование интернет проектов
«Без денег в предпринимательстве ничего не добьешься», — гласит мудрое правило деловых людей. В этом случае под деньгами подразумевается капитал — деньги, предназначенные для вложения в какое-то дело. Организация нового предприятия любого типа тем более связана с необходимостью обладания капиталом. Потребность предпринимателя в каком-то определенном объеме капитала зависит от планов самого предпринимателя, от его предпринимательской идеи. Никакие гениальные идеи не помогут, если они не будут подкреплены деньгами. Российский народ всегда отличался очень яркими гениями, но в XIX веке от гения не нужно было ничего, кроме гениальности. А вот сегодня прекрасные идеи нужно подкреплять огромными средствами. Есть весьма капиталоемкие отрасли, но есть и те, которые не требуют значительных вложений капитала. Размер первоначального капитала как раз и зависит от отрасли, где предполагается внедрение предпринимательской идеи.
Чем эффективнее или мощнее капитал, находящийся в распоряжении предпринимателя, тем значительнее результат его деятельности, тем больший объем общественных потребностей он может удовлетворить. Эффективность и мощь капитала – разные понятия. Результат может быть весьма значительным при небольшом объеме капитала (что происходит сплошь и рядом), например рождение и обоснование новой научной идеи, принципиально новое техническое открытие, изобретение (инновация). Общество с разумной организацией не может противодействовать стремлению предпринимателя к обладанию все возрастающим капиталом, ибо именно суммарный объем предпринимательского капитала в значительной степени определяет уровень национального богатства. Задачей общества (государства) выступает регулирование экономических и социально-экономических процессов с целью создать для предпринимательского капитала не только возможность к самовозрастанию, но и экономически оправданные условия его функционирования, вынуждающие предпринимателя действовать во благо всего общества.
2.4.1 Венчурные инвестиции и их механизм в интернет - бизнесе
Современная экономика развивается настолько стремительно, что ни одна технология, ни один проект не могут ждать – деньги на развитие бизнеса, как правило, нужны либо сразу, либо никогда. В случае опоздания даже самые крупные вложения могут стать бесполезными, ибо аналогичная идея может появиться у конкурентов. Поэтому владельцы проектов, предприниматели и руководители молодых компаний заинтересованы в быстром и мощном притоке сторонних средств. Но одного желания компаний мало. Необходима еще и готовность инвестора вкладывать быстро и эффективно. Инвестор также не может ждать. Если идея не будет профинансирована в срок, она уплывет от инвестора точно так же, как из рук ее создателей. Идеи витают в воздухе, и вопрос лишь в том, кто их первый подхватит и оформит в нечто конкретное – бизнес-план, технологию и т.д. Таким образом, интересы предпринимателя и инвестора пересекаются – и в точке пересечения должен появиться механизм их продуктивного взаимодействия. Венчурный капитал как раз и является механизмом, сокращающим время появления денег на развитие компаний. В 50-х прозорливые финансисты-предприниматели, исходя из своих личных связей и знания рынка, строили венчурные фонды. Личное взаимодействие инвестора и инвестируемого при общем понимании того, что время не ждет, делало привлечение денег очень быстрым процессом.
Развитие интернет - компаний теснейшим образом связано с венчурным инвестированием. В известном смысле, именно венчурные фирмы были тем финансовым двигателем, который привел в движение компьютерную индустрию Силиконовой долины. В середине прошлого десятилетия, примерно с 1996 года, сильный поток венчурных капиталов был направлен в Интернет - сектор.
Принцип венчурных инвестиций заключается в следующем. Венчурный инвестор приходит в компанию с целью предоставить средства для развития, содействовать быстрому росту фирмы и выходу на фондовый рынок. Затем венчурный капиталист выходит из компании, получая многократный, а в случае с Интернет - фирмой тысячекратный прирост капитала. В конечном счете, именно момент выхода из компании является самым главным эпизодом для венчурного капиталиста, ради которого он и вкладывает деньги. Интересно, что венчурная компания не приобретает контрольного пакета акций, ограничиваясь участием в предприятии.
Венчурная инвестиционная компания представляет собой инвестиционный фонд, созданный из паев преимущественно частных инвесторов. Управление фондом ведет управляющая компания или группа управляющих менеджеров. Чтобы заработать на вложенных средствах, управляющие должны выбрать действительно перспективную фирму, ибо их основные доходы представляют собой процент (earned interest) от прибыли, или, точнее, прироста на вложенные средства (capital gains), чаще всего в размере 20%. Однако чаще всего процент не выплачивается до тех пор, пока фонд не вернет вкладчикам все вложенные ими средства, плюс оговоренный возврат по их инвестициям (hurdle). Собственно же –зарплата управляющих фонда, то есть деньги, которые они получают независимо от возврата по инвестициям, представляет собой ежегодную компенсацию (management charge) в размере 2-3% от первоначальных вложенных инвесторами в фонд средств.
Механизм работы венчурной инвестиционной компании выглядит следующим образом. После сбора средств инвесторов под декларированную цель (скажем, инвестирование в hi-tech компании какой-либо страны) начинается поиск и отбор объекта инвестиций. Что касается развивающихся стран, в том числе России, то основная проблема заключается в дефиците детальной информации о компаниях. Основные источники — пресса, выставки, материалы организаций по поддержке бизнеса, личные связи, которых явно недостаточно. Отсутствие системы раскрытия информации о частных компаниях — одно из главных препятствий развитию венчурного финансирования. Когда выбор сделан, начинается период тщательного наблюдения, изучения избранной фирмы. Венчурный инвестор подвергает рассмотрению все аспекты состояния компании и бизнеса. По результатам, если принимается положительное решение, составляется инвестиционное предложение или меморандум (investment offer), а окончательное решение принимает инвестиционный комитет венчурного фонда (investment committee).
В целом, есть несколько видов венчурных инвестиций, наиболее распространенные из которых:
-
инвестиции в бизнес-проект (seed investment);
-
инвестиции в начинающий бизнес (start-up investment);
-
инвестиции в компанию, уже имеющую какую-то историю на рынке и готовую продуктовую (сервисную) линейку, но пока находящуюся на стадии начала реализации своих продуктов или услуг (early stage investment);
-
инвестиции в расширение рыночной доли и совершенствование продуктов стабильной и перспективной компании (expansion investment).
Что касается развивающихся рынков, то число seed- и start-up-инвестиций здесь очень небольшое, ибо слишком велики риски. Как раз интернет - проекты могут стать — массовым исключением. После того, как инвестиции сделаны, наступает период управления проинвестированной фирмой (handson management), когда представитель управляющих фонда входит в совет директоров компании. Таким образом, венчурная компания — едва ли не главный двигатель развития компьютерной и интернет - коммерции, по крайней мере на первом этапе. Радует, что Российская ассоциация венчурного капитала, созданная еще в 1997 году, проявляет в последнее время активность, организуя рабочие семинары в Москве, Петербурге и Киеве.
Следует понимать, почему в современной экономике возник описанный механизм. Классический капитализм подразумевает постепенное накопление. Сегодня человек заработал денег, завтра нарастил свой небольшой капитал и открыл маленькую компанию. Через год — нанял еще сотрудников и набрал неплохую клиентскую базу. Можно было начать в двадцать лет менеджером в какой-нибудь фирме, к тридцати создать свое дело и к сорока стать владельцем богатой компании. Иными словами, главным элементом экономики был частый предприниматель, создающий бизнес на собственные накопления, заработки и доходы. Чтобы ускорить время развития бизнеса, безусловно, можно привлечь банковские кредиты, однако их эффективность в данном случае очень сомнительна. Кроме того, суммы, необходимые молодым компаниям на развитие, достаточно велики — фирмы просто не смогут предоставить адекватный залог. Тем не менее, деньги — не главное. Основная причин по которой классическая, схема не срабатывает в современной экономике, – это время, фактически, именно высокая скорость оборота капитала – главная причина формирования рынка инвестиций, предназначенных для вложений в стартовый бизнес и деловые проекты. В целом современная технологическая революция, одним из элементов которой является развитие сетевого бизнеса, заключается в том что сильные брэнды формируются за считанные месяцы, а не в течение десятков лет.
2.4.2 Бизнес инкубаторы в инвестиционных проектах
Вложения в начинающее предприятие являются особенно рискованными. На данный момент этот вид финансирования составляет 17% от всех венчурных капиталовложений в Соединенных Штатах и Европе. Сжатые сроки инвестирования почти не оставляют времени на оценку. Особенно если речь идет о проекте, который должен занять свободную рыночную нишу. Часто некогда даже провести более или менее детальные маркетинговые исследования. Понятно, что в такой ситуации инвестор должен найти новый способ застраховать свои вложения. Ответ был найден самой стихией новой экономики — это бизнес инкубация. Как и венчурный капитал бизнес инкубаторы для Интернет - компаний – изначально американское явление. Несмотря на то, что по явились они еще в 1996, всемирное признание они получили в прошлом году. Еще в середине 1999 года в Европе не было ни одного сколько-нибудь крупного интернет инкубатора, а к декабрю их насчитывалось уже около 100. Причем масштаб привлеченных отдельными европейскими инкубаторами средств был в среднем не ниже, чем в Америке.
Идея инкубаторов является логическим продолжением той тактики, которой стали придерживаться венчурные инвесторы в последние годы. Тактика заключается в формировании целого портфеля разных проектов, чтобы застраховаться на случай провала одного и даже нескольких. Если компания набирает портфель из десяти проектов, то почему бы не создать для них всех общую базу — материальную, юридическую, финансовую? Надо купить или арендовать здание, оборудовать его компьютерами и доступом в Сеть, создать бухгалтерию, обеспечить юридическую поддержку, необходимую молодым фирмам. Вот перечень того, что предоставляет новому предприятию серьезный бизнес инкубатор: это помещение, оборудование, Web-хостинг, бухгалтерия, финансовое планирование. юридическая поддержка, системное администрирование, поиск инвестора, консультирование, подбор персонала. При этом в первую очередь инвестор страхует себя. Кроме того, сокращается часть первоначальных расходов на создание компании — аренду помещения, приобретение оборудования, что составляет, как правило, 10—20% первоначальных вложений. В значительной степени за счет предоставления готовой инфраструктуры можно уменьшить первоначальный штат проекта — не нужны бухгалтер, системный администратор, юридический консультант, инвестиционный консультант или финансовый директор. За счет этого удается сэкономить 20—30% фонда заработной платы, то есть 10—15% всех первоначальных вложений (исходя из того, что, как правило, оплата труда составляет до половины расходов в молодых фирмах). В общей сложности, в зависимости от конкретного проекта, инвестор сокращает свои первоначальные вложения на 20—40%. Очевидна выгода и для инвестируемых — можно пользоваться готовой инфраструктурой, но главное — финансовым и юридическим опытом инвестора. При хорошем уровне взаимопонимания обеспечивается столь необходимая молодым фирмам синергия инновационности и опыта. Крупный инкубатор, как правило, за год выводит на рынок 10—20 проектов, из которых действительно удачными будут 3—4.
Таким образом, проекту или компании не надо искать подходящего исполнительного директора, зачастую нужного лишь для того, чтобы привлечь внимание потенциальных инвесторов. Сами руководители бизнес - инкубатора берут на себя эту роль. Кроме того, работая в инкубаторе, компании на начальном этапе своего существования могут полностью сосредоточиться на бизнесе, не отвлекаясь на организационные вопросы. Около 90% времени на начальном этапе предприниматель тратит на поиск инвестора, юридическую проработку контрактов и партнерских соглашений, регистрацию компании, организацию рабочих мест и решение то и дело возникающих технологических проблем. Таким образом, только 10% времени остается на собственно развитие продуктов и услуг, создание маркетинговой стратегии, то есть на все то, что является залогом успешного выхода на рынок.















