26015-1 (714903), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Конституция России не только признает и закрепляет местное самоуправление (ст. 3, ст. 12), но и устанавливает конституционный принцип – норму о самостоятельности местного самоуправления в пределах его компетенции, отделяя его от системы органов государственной власти, которые не имеют права осуществлять функции муниципального управления (ст.1 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ). Включение в Конституцию России статей, касающихся местного самоуправления, вводит последнее в число основ конституционного строя, свидетельствует о принципиальном изменении отношения государства к местным органам власти и, несомненно, является признаком правового государства.
Местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы «продолжает» их деятельность на местах.
В соответствии со статьей 130 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, подконтрольные населению.
Перечень полномочий органов самоуправления (правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции органов местного самоуправления:
-
обеспечение участия населения в решении местных дел;
-
управление муниципальной собственностью;
-
обеспечение развития соответствующей территории;
-
охрана общественного порядка;
-
защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 4, 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
К исключительному ведению местного самоуправления относятся вопросы утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов.
В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации, Конституция РФ (ст. 133) гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ.
Необходимо отметить, что на конституционном уровне решена и такая проблема, как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов.
3. Единство и разделение властей
Одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственной власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей.
Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда двойственное отношение к власти: борьба за власть уже разделённых институтов против её разделения, с одной стороны, и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними, с другой.
Сама идея разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве она была сформулирована Д. Локком и развита впоследствии Ш. Монтескье. Последний придал теории разделения власти вполне завершенный и стройный вид. В его интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день.
Так, Монтескье утверждал, что сосредоточение власти в одних руках ведет к "ужасному деспотизму" и предлагал разделить государственную власть на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (король и министры) и судебную (независимые суды).
Впервые концепция разделения властей получила законодательное закрепление в конституции США 1787 года, действующей до сих пор. Наряду с концепцией разделения властей, на эту конституцию оказали влияние идеи Руссо о единстве власти, как выражении единства народа. Поэтому организационно-правовое разделение властей сопровождалось не только системой сдержок и противовесов, но и трактовкой единства власти. Словами: "Мы, народ Соединенных Штатов …" создатели конституции провозглашали его суверенитет, а затем "делили " органы государства по трем ветвям власти. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. содержит бессмертные строки: "Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции" (стр. 16).
В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. Так в США этот принцип существенно дополнен системой "сдержек и противовесов", позволяющих не только разделить три ветви власти, но и конструктивно уравновесить их. В парламентских республиках баланс властей поддерживается специфическими средствами, в частности тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.
Конституционная доктрина некоторых стран (Латинская Америка) исходит из существования четырех властей: дополнительно называется избирательная власть (корпус граждан-избирателей), которая находит свое организационное выражение в создании избирательных трибуналов, от общегосударственного до местных, которые рассматривают споры о выборах, утверждают их результаты.
Иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти - надзорная. В конституциях отдельных стран можно встретить упоминание о контрольной или контрольно-надзорной власти, или же о соответствующих органах, не входящих в структуру органов законодательной, исполнительной или судебной власти.
Иногда выделяются только две власти: законодательная и исполнительная, без характеристики судебной власти в качестве самостоятельной. Такую точку зрения аргументируют следующим: суды действуют на основе законов, принимаемых законодательной властью, поэтому судебные органы – это тоже органы исполнительной власти, и говорить о самостоятельной судебной власти нет оснований.
В федеративных государствах иногда дополнительно различают власть федерации, представленную всеми ее органами (здесь, прежде всего, имеется в виду особые полномочия федеральных органов в целом в отношении органов субъектов федерации как самостоятельных государств), и власть каждого из субъектов федерации.
А там, где существует должность президента, наделенного значительными полномочиями и именуемого главой государства (но не главой исполнительной власти), не входящего, таким образом, в структуру ни одной из властей, есть определенные основания говорить об особой президентской власти.
Говоря о характере взаимоотношений между тремя общепринятыми ветвями власти, нужно обратить внимание на два основных момента:
- необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью;
- необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом.
Эти два положения – суть теории разделения властей, но об этом нередко забывают, акцентируя внимание только на механизме сдержек и противовесов.
Таким образом, с учетом поправок, внесенных в теорию разделения властей в ХIХ-ХХ веках, она требует не столько действительного разделения, сколько баланса различных властей, не допускающего ни узурпацию власти каким-либо органом, ни ослабления единой власти государства.
Наиболее полное выражение принципа баланса властей присутствует в конституции Казахстана 1995 г. (п.4 ст. 3 гласит: «Государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе конституции и законов в соответствии с принципами ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов»).
В Конституции Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в качестве основы конституционного строя России, однако, положения о полномочиях различных органов не дают оснований утверждать, что принцип "сдержек и противовесов" полностью реализуется в статьях новой Конституции.
Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:
-
законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (правительственным) органом;
-
исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подчиненной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;
-
между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;
-
судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;
-
ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой, а тем более сливаться с другой властью;
-
споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом;
-
конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.4
4. Правовое государство
В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул категорический императив, согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом чьих-либо намерений. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта «право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, разрешение споров в судебном порядке».5
В России теорию правового государства развивали Б.Н.Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др. Вот как определял правовое государство Б.А. Кистяковский: "Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может переступить. Ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав".6
Советское государство за все время своего существования было антиподом правового государства, и только принятая в 1993 году Конституция провозгласила цель - построение правового государства.
На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:
-
верховенство конституции, господство права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;
-
разделение властей, наличие эффективных форм контроля за исполнением закона;
-
высший приоритет и незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;
-
взаимная ответственность государства и личности;
-
независимость суда;
-
приоритет международного права.
Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.
В правовом государстве главное место по объему регулирования занимают законы, основным среди которых является конституция. Никакой закон или другой акт не должен исправлять или дополнять конституцию, а тем более противоречить ей. Число подзаконных актов должно быть как можно меньше. Очень важен вопрос о прямом действии законов, чтобы закон не обрастал инструкциями. Должна существовать система контроля за тем, чтобы в законах проявилась общенародная, а не индивидуальная или групповая воля. Верховенство законов, не отвечающих общечеловеческим ценностям, может привести к установлению диктатуры; система контроля должна гарантировать соблюдение законности, не допуская произвола.
В правовом государстве функции контроля за соблюдением законности возложены на судебную систему. Суды являются проводниками конституции. Они должны обладать правом проверки законности действий законодательной и исполнительной властей. Конституционные, Верховные и нижестоящие суды в правовом государстве должны обладать огромной силой. Это гарантируется их независимостью, несменяемостью и неприкосновенностью судей, демократическими принципами судопроизводства. Какие бы права и свободы не гарантировались государством, они не могут быть безграничны. Во всеобщей декларации прав человека (принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году) сказано: «при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом, исключительно с целью обеспечения признания и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований морали общественного порядка и демократического общества». Там же утверждается, что «каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какого-либо различия в отношении цвета кожи, расы, языка, религии, политических или иных утверждений, имущественного положения, национального и социального происхождения».7
Любое демократическое общество встает перед проблемой создания механизма защиты провозглашенных прав и свобод граждан. Гарантии прав и свобод – это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, на их охрану и защиту. Гарантии должны быть экономические, политические, правовые. Правовые гарантии – это, прежде всего, нормативно-правовые акты, издаваемые государством, устанавливающие порядок реализации прав и свобод, предусматривающие меры по их охране и защите, ответственность за их нарушения.














