22988-1 (714836), страница 2
Текст из файла (страница 2)
До сих пор говорилось о правах несовершеннолетнего, связанных с его воспитанием. Но существует еще группа прав, без которых ребенок не будет полноправным членом своей семьи. И это не только право иметь своего законного представителя в лице своих родителей или лиц, их заменяющих. Несовершеннолетнего следует также наделить правом обращения за защитой при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию либо при злоупотреблении родительскими правами, что сделано Законом СССР "С) внесении изменений и дополнении и некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства". Данному предписанию место и в Семейном кодексе РФ. Однако всеп) лого мало для укрепления правовых предпосылок защиты детей. Необходима еще статья общего характера, где было бы записано: "Учреждения и лица, которым станет известно о нарушении прав несовершеннолетнего, обязаны немедленно сообщить об этом органам, управомоченным на охрану прав детей". Чтобы эта статья была работающей, надо наделить эти органы правом посещать неблагополучную семью, где жизнь, здоровье, воспитание ребенка в опасности. Существование у родителей права на неприкосновенность жилища, тайну личной жизни не может быть тому помехой. И наконец, завершающей главу о правах несовершеннолетних должна стать статья, посвященная способам защиты их прав, следующего содержания: "В случае нарушения прав несовершеннолетнего изменяются условия его воспитания либо путем устройства в другую семью, либо в детское учреждение для детей-сирот, детей, лишившихся родительского попечения. Этому устройству может предшествовать лишение родителей родительких прав, отобрание у них детей по суду независимо от лишения родительких прав".
Охрана прав детей, лишившихся родительского попечения. В результате утраты родительского попечения, чем бы она не вызывалась, возникает необходимость компенсировать отсутствие родителей путем устройства несовершеннолетнего в семью либо в детское учреждение для детей-сирот, детей, оставшихся без родительской заботы. Между этими двумя разновидностями устройства действующий КоБС как бы ставит знак равенства. Между тем ясно, что воспитание в семье предпочительнее со всех точек зрения. Не случайно поэтому в наше время около 80% детей, лишившихся родительского попечения, попадает в другую семью, а остальные 20% - в соответствующее детское учреждение. Так происходит потому, что на практике уже сложилось представление, что передача осиротевшего ребенка в дом ребенка, детский дом допустима лишь в случаях, когда устройство в семью почему-либо не состоялось. Правило подобного рода носит принципиальный характер, позволяет должным образом охранять права несовершеннолетнего, попавшего в критическую ситуацию, оказавшегося без родителей. Поэтому оно нуждается в законодательной регламентации.
Одной из характерных особенностей современного брачно-семейного законодательства является отсутствие в нем необходимой гибкости, что в конкретной, особо сложной ситуации способно нанести вред всем участникам брачно-семейных отношений. Особенно это заметно там, где речь идет об устройстве ребенка в другую семью, поскольку выбор способов этого устройства ограничен: либо опека (попечительство), либо усыновление. Третьего не дано. А если по каким-либо причинам ни одна из двух предлагаемых форм устройства не подходит, нередко возникает тупик, выход из которого с помощью семейного кодекса найти невозможно. Вот почему главной проблемой, требующей самого пристального внимания, являются поиски иных, кроме существующих, способов устройства прежде всего в семью.
Много лет служил детям, оставшимся без родителей, патронат. Он основывался на договоре, заключаемом между лицом, принимающим на себя обязанности по воспитанию, и органом, управомоченным на охрану прав несовершеннолетнего. Договор патроната был возмездным. Вернуться к патронату, отличному от опеки (попечительства), - значит увеличить арсенал средств охраны, защиты нуждающегося в том ребенка. Тем более, что эта форма устройства имеет свои преимущества. Во-первых, патронат основан на договорных началах, которые следует конкретизировать применительно к каждому случаю, его особенностям. Подобного рода регламентация, когда каждая из сторон, обязуется не вообще, а принимает на себя определенные, жизненно важные для несовершеннолетнего обязанности, способна лишь обезопасить ребенка, помочь ему. Другой признак патроната - заключение договора, на определенный срок, но желательно не менее трех лет. Здесь есть свои плюсы и свои минусы. Первые - в возможности преодолеть без особых колебаний психологический барьер для того, кто идет на такой шаг. Взять это бремя навсегда (опека, попечительство, усыновление) многих страшит, что объяснить нетрудно. А попробовать свои силы, отдавая себе полный отчет в своих поступках, значительно легче. К тому же рождение чувства привязанности у ребенку даже у "временного" воспитателя способно изменить судьбу каждого из них. Если же попытка заменить родителей окажется почему-либо неудачной, три года жизни в семье для ребенка, особенно маленького, всегда пойдут ему на пользу. И если какую-то часть патронируемых детей придется вернуть на прежнее место, что это не довод в пользу категорического отказа от патроната.
Ограниченность в выборе средств устройства детей, оставшихся без родительского попечения, в наше время пришла в очевидное противоречие с требованиями действительности. Свидетельство тому - возникновение детских домов семейного типа (приемных семей). Сейчас в России их уже 358. А действуют они на основании "Временного положения о детских домах семейного типа", поскольку в КоБС даже упоминания о них нет. И это тогда, когда особенности подобного рода устройства уже обрели четкие очертания. Во-первых, отношения родителя-воспитателя основываются на бессрочном договоре, во-вторых, воспитанники находятся на полном государственном обеспечении, в-третьих, за выполнение своих обязанностей родитель-воспитатель получает ежемесячное денежное вознаграждение (заработную плату), а срок его работы в качестве родителя-воспитателя засчитывается в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности. Строгий подход к подбору кандидата на должность родителя-воспитателя тоже бесследно не проходит. Сложившиеся семьи стабильны, хотя и обременены множеством самых разных проблем и трудностей.
В последнее время все чаще и чаще стали появляться приюты для бездомных детей всех возрастов. Их в РФ по последним данным уже 20. Привлекательная сторона устройства беспризорного ребенка в подобного рода заведение - в отсутствии всяких формальностей. Однако при этом возникает множество проблем правового характера, без разрешения которых трудно говорить о последовательной защите прав человека. Их, конечно, можно разрешить с помощью специального Положения. Но семейно-правовые предпосылки существования таких приютов, кто бы их ни создавал, все таки нужны как гарантия охраны прав бездомного ребенка. Тем более, таких детей меньше не становится. Только в Москве по неофициальным данным их уже не меньне тысячи.
Сейчас в РФ создаются так называемые Центры адаптации (реабилитации) для детей, оставшихся без семьи, родительского попечения. Возникают они по существу стихийно, но этот процесс уже приобрел зримые черты. На сегодня в РФ таких центров 23. Всего же в общей сложности у нас на территории России 500 различного рода ранее неизвестных нам Центров социальной помощи семье и детям. И опять-таки они не имеют своей правовой основы, что несомненно осложняет выполнение Центром своих в высшей степени гуманных задач. Возникает множество трудностей правового характера и при определении прав подобного рода Центров, их функциональных обязанностей.
Недавно обнаружилась еще одна разновидность устройства в семью не имеющих своего дома детей. Речь идет о явлении, которое стали называть "свободным воспитанием". На "свободное воспитание" передают воспитанников детского дома, которые продолжают числиться в его составе. А лицо, заменяющее родителя, получает из детского дома средства на содержание несовершеннолетнего. Не исключено, что в недалеком будущем появятся какие-то новые формы устройства детей, лишившихся родительского попечения. Поэтому так нужны семейно-правовые предпосылки их возникновения при одном условии - если при этом никак не нарушаются права ребенка, подростка. Имея такие предпосылки, КоБС будет идти в ногу со временем. И что не менее важно, он займет свое место в решении такой исключительно важной государственной задачи, как предотвращение детской преступности.
Список литературы
А.М. НЕЧАЕВА. Некоторые направления дальнейшего развития брачно-семейного законодательства.















