20631-1 (714755), страница 2
Текст из файла (страница 2)
3. Принцип свободы договора. Этот принцип пронизывает всю систему договорного права и выражается в признании договора основной формой опосредования хозяйственных связей самостоятельных участников гражданского оборота. Свобода договора позволяет им по собственному усмотрению выбирать или создавать собственную модель договорных отношений, самостоятельно решать вопрос о вступлении в договор (ст.421 ГК РФ). Ограничение свободы договора допустимо лишь в порядке исключения и лишь в той мере, в которой подобное ограничение вообще допустимо по отношению к гражданским правам, то есть в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.2 ст.1 ГК РФ).
Принцип свободы договора отражает одну из важнейших идей в сфере правового регулирования отношений гражданского оборота - идею диспозитивности.
Эта идея заключается в предоставлении участникам правоотношения права самостоятельно определять как содержание правоотношения, так и устанавливать правила, действию которых оно подчиняется. Первая возможность обеспечивается тем, что круг оснований, по которым могут приобретаться гражданские права и обязанности, не ограничивается в кодексе какими-либо специальными рамками (ст.8 ГК РФ). Вторая возможность обеспечивается наполнением кодекса значительным числом диспозитивных норм, подлежащих применению лишь в случаях, когда участники отношения не предусмотрят в своем соглашении иного правила, чем то, которое зафиксировано диспозитивной нормой.
Таким образом, диспозитивность призвана содействовать такому порядку вещей, при котором приобретение прав и осуществление обязанностей производится участниками гражданского оборота своей волей и в своем интересе. В кодексе прямо указывается: "Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе" (п.2 ст. 1 ГК РФ).
4. Принцип невмешательства в частные дела. Этот принцип закреплен в ст.1 ГК РФ и предполагает недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Положение кодекса прямо отражает конституционную норму, закрепленную в ст.23 Конституции РФ и предусматривающую право каждого на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени.
5. Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав. Задача этого ведущего начала гражданского законодательства состоит в обеспечении свободной инициативы участникам гражданского оборота. Закрепление этого принципа в кодексе отражает и конституционное положение о том, что "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности" (ч.1 ст.34 Конституции РФ).
Само осуществление гражданских прав неразрывно связано с данным принципом и зависит от его неукоснительного соблюдения. Так, в кодексе указывается, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, причем отказ от осуществления принадлежащих им прав не влечет, по общему правилу, прекращения этих прав (ст.9 ГК РФ).
Осуществление гражданских прав может быть подвергнуто определенным ограничениям, если того требует действующий правопорядок. Так, может быть ограничена либо запрещена деятельность, направленная на ограничение конкуренции или проявляющаяся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Недопустимы действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, равно как и злоупотребление правом в других формах (ст. 10 ГК РФ).
6. Принцип восстановления нарушенных прав. Вводя этот принцип в гражданское законодательство, кодекс обеспечивает условия для решения одной из важнейших задач гражданского права - восстановить положение, существовавшее до нарушения права, а при невозможности этого - компенсировать причиненный нарушением вред. Восстановление нарушенных прав обеспечивается системой защиты гражданских прав.
7. Принцип судебной защиты нарушенного права. Конституционная норма о гарантиях судебной защиты прав и свобод (ст.46 Конституции РФ) конкретизирована положениями ст.11 ГК РФ, предусматривающими защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав судом, в том числе арбитражным и третейским, в соответствии с нормами о подведомственности.
В определенных случаях нарушенные гражданские права могут защищаться и иными способами. В случаях, предусмотренных законом, такая защита может осуществляться в административном порядке (п.2 ст. 11 ГК РФ), а в некоторых случаях допустима и внесудебная защита, а именно - самозащита гражданских прав (ст.ст.12, 14 ГК РФ).
Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 г.
Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994г. N 52-ФЗ "О введении в действие Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ознаменовал собой начало новой эпохи в регламентации гражданских правоотношений. Вступивший в силу с 1 января 1995г. новый Гражданский кодекс приобрел основополагающее значение в сфере определения правового положения всех участников гражданского оборота в России. Будучи актом комплексного характера, он заключает в себе все основные принципы, институты и нормы, необходимые для регулирования обращения товаров, услуг, имущественных ценностей в предпринимательской сфере.
Основные черты и значение Гражданского кодекса
ГК РФ 1994г. ввел понятие гражданского законодательства. Согласно ст. 3 оно состоит из собственно Гражданского кодекса, а также принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регламентирующих гражданские правоотношения. Фундаментальное значение кодекса проявляется в том, что его положениям должны отвечать все прочие правовые акты, содержащие гражданско-правовые нормы (п.2 ст.З ГК РФ). При коллизии актов, издаваемых исполнительной властью, и положениями кодекса или иного закона применению подлежит кодекс или соответствующий закон. Данное правило распространяется на все правовые акты, включая указы Президента РФ и постановления Правительства, что делает его особенно важным для судебной практики.
Еще одно важное последствие принятия кодекса состоит в создании прочных предпосылок для преодоления хаотизации законодательства о предпринимательстве, тенденция к которой приобрела в последнее время весьма заметные очертания.
Гражданский кодекс РФ восстановил частноправовые начала в регулировании отношений имущественного оборота. При этом он не исключил возможности ограничения частных прав в общественных интересах, приблизившись тем самым к общепринятой практике в странах с развитыми системами частного права.
Новое гражданское право, воплощенное в ГК РФ 1994г., не является продуктом, возникшим вне всякой связи с предшествующим правовым развитием. Кодекс содержит многие положения ранее действовавшего ГК РСФСР 1964г., воспроизводившего, в свою очередь, некоторые положения ГК 1922г, и дореволюционного гражданского права России. Это позволяет закрепить необходимые в обороте преемственность и стабильность правового регулирования.
В то же время кодекс закрепил целый ряд принципиально новых положений, существенно обогатил палитру гражданско-правового регулирования.
Строение Гражданского кодекса
Структура, содержание ч.1 ГК РФ обширнее ГК РСФСР 1964г. Это проявляется как в объеме кодекса (он насчитывает 453 статьи, в то время как соответствующая часть ГК 1964г. состояла лишь из 236 статей), так и в его основных началах.
Основными структурными элементами выступают в кодексе разделы (всего их - три), некоторые из них включают в себя подразделы.
Внешне структура ГК 1994г. выглядит так:
Раздел I - Общие положения.
Подраздел 1 - Основные положения.
Подраздел 2 - Лица.
Подраздел 3 - Объекты гражданских прав.
Подраздел 4 - Сделки и представительства.
Подраздел 5 - Сроки, исковая давность.
Раздел II - Право собственности и другие вещные права.
Раздел III - Общая часть обязательственного права.
Подраздел 1 - Общие положения об обязательствах.
Подраздел 2 - Общие положения о договоре.
Применение положений Гражданского кодекса
Правильное применение Гражданского кодекса требует учета ряда исходных положений. Главное из них состоит в том, что следует опираться на нормы Конституции РФ, конкретизированные кодексом. Речь идет о целом комплексе норм.
Первую их группу составляют нормы, гарантирующие свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности и единство экономического пространства (ст.8).
Во-вторых, речь идет о допустимости включения в круг объектов права частной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы (ст.9, 36).
В-третьих, о закреплении права каждого на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту чести и доброго имени (ст. 23).
В-четвертых, о праве на жилище и его неприкосновенности (ст. 25, 40).
В-пятых, об охране законом права частной собственности (ст.35).
В-шестых, о праве каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
Другими исходными положениями, подлежащими учету при применении Гражданского кодекса, служат те, которые связаны с соотношением кодекса с иными ранее принятыми актами, содержащими нормы гражданского права.
Так, введение ГК 1994г. в действие привело к признанию утратившими силу ряда законов, в том числе таких значительных, как Закон "О собственности в РСФСР" и Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
С другой стороны, взаимодействие кодекса с прежними актами проявляется в том, что отдельные нормы законов, в целом продолжающих действовать, могут применяться лишь при условии, что они не противоречат нормам ч.1 ГК 1994г. Именно так обстоит дело с нормами особенной части прежнего ГК 1964г.: начиная со ст. 237 последнего они продолжают применяться до введения в действие второй части нового ГК с учетом положений первой части. Такая же оговорка действует в отношении Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991г., а равно и иных актов, содержащих гражданско-правовые нормы, включая акты Президента и Правительства РФ.
Вводный закон учел и такую ситуацию, когда акты Президента и Правительства РФ могут и должны применяться в тех случаях, когда ГК предписывает урегулирование соответствующих вопросов только федеральными законами. Речь идет о вопросах, которые еще не урегулированы соответствующими законами, и согласно ч.II ст.4 вводного закона регламентируются впредь до их принятия и введения в действие актами исполнительной власти.
Вопрос об обратной силе норм ГК 1994г. решен в кодексе отрицательно. Действие его норм не распространяется на отношения, возникшие до того, как он вступил в силу. Следовательно, прежнее гражданское законодательство, в том числе и общая часть ГК 1964г., применяется при рассмотрении споров, возникших до 1 января 1995г. Таково общее правило. Применительно к длящимся правоотношениям, то есть таким, которые возникли до введения в действие нового ГК, но продолжались и после даты его вступления в силу, нормы нового кодекса распространяются лишь на права и обязанности, возникшие в них после 1 января 1995г. Исключений из этого правила немного. Так, обратная сила признается для оснований и последствий признания сделок недействительными: нормы нового ГК применяются к этим вопросам независимо от момента заключения соответствующих сделок. Кроме того, новые сроки исковой давности применяются и к тем искам, сроки предъявления которых, предусмотренные ранее действовавшим законодательством, не истекли до введения в действие ГК РФ.
Применение гражданского законодательства по аналогии
Как уже отмечалось (см. гл. 2), в зависимости от того, как осуществляется поиск правовой основы, необходимой для принятия решения, различают аналогию права и аналогию закона.
Аналогия закона, известная и ранее в уголовном праве, гражданским кодексом не предусматривалась: ГК РСФСР 1964г. не содержал правил применения гражданского законодательства по аналогии. В процессуальном праве, впрочем, при решении гражданских дел предусматривалась как аналогия закона, так и аналогия права. В рамках материального права положительный ответ на этот вопрос дал ГК РФ 1994 г. Применение аналогии закона предусмотрено в ст.6 в случае пробелов в действующем гражданском законодательстве.
Для восполнения пробелов в законодательстве допустимо применение не только аналогии закона, но и аналогии права.
Применение аналогии закона или аналогии права для решения гражданских дел не должно быть общим правилом. Институт аналогии предназначен для применения как редкое исключение, обусловленное тем, что пробелы в законодательстве не только объективно возможны, но в некоторых случаях и неизбежны. Применение его должно подчиняться определенным условиям.
Этими условиями, согласно ст. 6 ГК РФ, выступают:
наличие пробела в законодательстве;
неурегулированность соответствующего отношения соглашением сторон;
отсутствие пригодного для применения обычая делового оборота;
наличие сходной нормы закона, не противоречащей природе данного правоотношения.
Только в случае, когда использование аналогии закона оказывается невозможным, допустимо применение аналогии права. Дополнительным условием применения к решению конкретного дела общих начал и смысла гражданского законодательства выступает необходимость учета требований добросовестности, разумности и справедливости (п.2 ст. 6 ГК РФ). Суд или иной правоприменительный орган обязан при вынесении решения по делу на основании аналогии закона или аналогии права обосновывать необходимость их применения.
Решение, вынесенное правоприменительным органом на основе аналогии права или аналогии закона, является актом применения права. Оно не обладает качествами нормативного акта, и не имеет обязательной силы для сходных случаев. Принятие подобного решения авторитетным органом, например, Верховным Судом РФ или Высшим Арбитражным судом РФ, создает, разумеется, ориентиры для решения аналогичных вопросов в будущем. Однако даже решения, принятые этими органами, не выступают средством заполнения пробела в праве, так как не являются по своей сути актами создания новой нормы.
ГК РФ 1994 г. о применении обычаев делового оборота
1. Понятие обычая делового оборота. В систему источников права современных государств наряду с законодательством входит и обычай. В гражданском праве обычай играет роль вспомогательного источника права.
На применение обычая для регулирования отношений гражданского оборота указывает и ГК РФ, именуя их обычаями делового оборота. Тем самым законодатель указал на сферу предпринимательской деятельности, в которой способны возникать и находить применение обычаи. В специальном законодательстве употребляется и иной термин - "торговый обычай", используемый в сходном смысле.
Понятие обычая делового оборота определяется в кодексе как "сложившееся в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе" (п. 1 ст.5).
2. Применение обычаев делового оборота. Применение обычаев делового оборота поставлено кодексом в зависимость от трех главных условий.















