10148-1 (714086), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Во время начавшегося в 1990 кризиса в Персидском заливе реальной силой и властью в принятии решений обладали США. После ноябрьского голосования, утвердившего применение силы, США добились от Совета Безопасности решения отложить дальнейшие дискуссии до 15 января – крайнего срока вывода войск Ирака из Кувейта. 14 января, накануне истечения срока ультиматума, Перес де Куэльяр предпринял последнюю попытку избежать войны, отправившись в Багдад на встречу с Саддамом Хусейном, однако ему не удалось убедить иракского лидера вывести войска.
Перес де Куэльяр отказался дать разрешение на публикацию расшифровки стенограммы своей встречи с Хусейном. Позже она была получена из неофициальных источников и показала, что генеральный секретарь выражал обеспокоенность в связи с усилением позиций США в Совете Безопасности. Касаясь вопроса о наложенных на Ирак санкциях, Хусейн сделал следующее заявление: «Это американская резолюция. Это американский век. Американцы что хотят, то и принимают, не считаясь с мнением Совета Безопасности». Генеральный секретарь ответил: «Я согласен с Вами, поскольку и я имею отношение к этому вопросу». 16 января началась война, но Перес де Куэльяр не был проинформирован о плане США относительно бомбардировок Багдада. Он не был приглашен на мирные переговоры по Ближнему Востоку в Мадриде.
Пребывание на посту Переса де Куэльяра закончилось успехом широкомасштабных переговоров и соглашением по окончанию гражданской войны в Сальвадоре. Уходящему с поста генеральному секретарю пришлось на несколько часов продлить свои полномочия, чтобы завершить переговоры. Ранним утром 1 января 1992 было достигнуто соглашение между правительством Сальвадора и мятежниками. 16 января было подписано соглашение о прекращении огня, и гражданская война закончилась.
Бутрос Бутрос-Гали
Официально избрание генерального секретаря основывалось прежде всего на личных качествах кандидата. Однако во внимание принималась также и его региональная принадлежность. По неписаному правилу секретарем не мог стать представитель стран Постоянной пятерки. А в 1991, когда закончился срок пребывания на посту Переса де Куэльяра, единственным регионом, представитель которой еще не занимал этот высокий пост, оставалась Африка. Континент выдвинул 5 кандидатов, в большинстве своем представителей стран Центральной Африки, но самым предпочтительным из них оказался Бутрос Бутрос-Гали, бывший министр иностранных дел Египта, христианин-копт. Бутрос-Гали стал любимцем Вашингтона после того, как взял на себя миссию сопровождать Анвара Садата в его поездке в Иерусалим в рамках Кемп-Дэвидского процесса в 1970-х; его предшественник на посту министра иностранных дел отказался это сделать, считая такой визит предательством дела арабов.
Бутрос-Гали занял пост генерального секретаря в период, когда в мире постоянно возникали экстраординарные ситуации, требовавшие использования вооруженной силы. Распад СССР привел к гражданским войнам на Кавказе и в Средней Азии; одновременно вспыхнули конфликты в Африке. Многие страны обратились с просьбой к ООН оказать помощь в установлении или поддержании мира. Хотя по условиям договоренности с Пересом де Куэльяром с 1991 в Кампучии находилось ок. 20 тыс. военнослужащих, Бутрос-Гали столкнулся с необходимостью послать воинские контингенты в Боснию и Герцеговину, когда боснийские сербы пытались изгнать из страны мусульман, а также в Сомали, где американская, а до этого советская военная помощь диктатору Мохаммеду Саид Барре привела к опустошительной гражданской войне и голоду. За исключением фактически самоуправляющейся и независимой северной части бывшего Британского Сомалиленда, остальная территория Сомали оказалась разделенной между вождями военных группировок из разных кланов. Эти враждебные группировки развернули борьбу за контроль над продовольственной помощью ООН, препятствуя попыткам предотвратить массовый голод. В декабре 1992 президент США Джордж Буш использовал ООН в качестве прикрытия для отправки в Сомали крупного контингента американских военнослужащих, возглавлявших многонациональные силы вторжения. Однако эта акция захлебнулась в потоке анархизма и насилия.
Бутрос-Гали – первый генеральный секретарь, которому не удалось занять данный пост вторично, поскольку США наложили вето на его кандидатуру. 17 декабря 1996 государства – члены ООН избрали седьмым генеральным секретарем Кофи Аннана, впервые доверив этот пост выходцу из Ганы, бывшему в течение 30 лет членом Секретариата ООН.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/















