114607 (711394), страница 2
Текст из файла (страница 2)
создание проблемной ситуации с обязательным позитивным финалом, решение проблемы должно быть осуществлено самими студентами;
создание оптимистической установки ("Ты, конечно же, можешь!", "Ты справишься, я верю в твои силы" и т.д.);
поощрение, одобрение, доброжелательность в поведении педагога;
создание ситуаций, предполагающих личную ответственность за общий исход дела;
приведение примеров из жизни, науки, производства;
возбуждение интереса к знаниям повышенной сложности, стимулирование пытливости, смекалки, с обязательным указанием путей достижения цели;
формирование установки на коллективную деятельность, подкрепление стремления к познавательному общению.
Одним из условий модульного обучения является принцип культивирования удачи, поскольку неудачи - основной барьер на пути личностного и профессионального саморазвития студентов. Необходим симбиоз эмоционального раскрепощения и учебной активности для того, чтобы студент почувствовал радость и удовольствие от собственного труда как интеграционной составляющей общечеловеческой культуры [35].
В свою очередь неконструктивные социальные установки (типа "Чего от тебя можно ждать!"), ведущие к интенсивным негативным эмоциям (страха, вины, обиды и т.п.), детерминируют появление познавательных барьеров, затрудняют ситуацию взаимодействия и искажают восприятие партнера [14].
Таким образом можно утверждать, что переживания неотделимы от познавательного акта, поскольку "сознание - не только знание, но и переживание" [59].
На наш взгляд, сильнейшим социальным регулятором технологически организованной учебно-познавательной деятельности, главным механизмом её интенсификации является субъектность. Как справедливо отмечает Е.Н. Волкова, субъектность выражает определённую позицию личности и раскрывает те характеристики личности, которые определяют её отношение к деятельности [12]. Атрибутами субъектности, влияющими на интенсификацию познавательной деятельности, являются:
активность,
сознательность,
ответственность,
высокая самооценка,
готовность к саморазвитию и самоуправлению.
Для осознания себя субъектом собственной деятельности и отношений нужна специфическая внутренняя позиция личности. Б.С. Братусь, описывая внутренний план личности, способной к диалогическому взаимодействию, включил в него следующие свойства:
отношение к другому как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода "человек";
способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения;
творческий, целетворящий характер жизнедеятельности;
потребность в позитивной свободе;
способность к свободному волепроявлению;
возможность самопроектирования будущего;
вера в осуществимость намеченного;
внутренняя ответственность перед собой и другими;
стремление к обретению общего смысла своей жизни.
Такая внутренняя позиция личности и обеспечивает способность к саморазвитию [9].
Вопрос о субъектах в технологическом обучении имеет принципиальное значение, поскольку судьба технологических инновация прямо зависит от субъект-субъектных отношений педагога и обучающегося. Субъект - это не только человек, познающий и преобразующий окружающий мир, обладающий сознанием и волей, но и ещё тот, кто способен к организации своей активности. "Организация личностью своей активности сводится к её мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Эти моменты составляют важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности. Они выявляют личностный способ регуляции деятельности, психологические качества, необходимые для её осуществления" [1]. Субъекта отличает желание самому определять свою судьбу, образ жизни, стремление раздвигать рамки реальной независимости и компетентности. Такому пониманию субъекта А.И. Пригожин противопоставляет зависимого исполнителя ("приказчика"), получающего свою компетентность от других и реализующего её в заданном объеме и режиме [44].
Внедрение образовательных технологий требует становления субъектности не только от педагога, но и от студента. Работа студента в технологическом режиме требует от него культуры интеллектуального труда, самостоятельности, активности, инициативы, смены личностных ориентаций и мотивационных установок. Все личностно ориентированные технологии базируются на синергетическом постулате о самоорганизации человеческого сознания. Именно эти технологии способны создать условия для пробуждения этого сознания и указать ориентиры личностного потенциала самоорганизации. Так, например, в работах модульных технологов (П.А. Юцявичене, М.А. Чошанова, Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова и др.) прямо сказано о том, что модульное построение учебного курса побуждает самостоятельно изучать данную науку, позволяет осмысливать свои переживания и эмоции, строить индивидуальную картину мира. Любая технология переходит от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам. Целевая установка учителя - "с предметом к ученику" - меняется на установку - "с учеником к предмету". Следствием такого образовательного процесса является развертывание субъектности студента. С позиции любой технологии (не только модульной) студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Работать в технологическом режиме сможет только тот студент, который сменил обывательскую, потребительскую позицию на активную, тот, у кого появилась готовность взять на себя ответственность за своё учение, тот, кто способен к самоактуализации. Переход к новому качеству образовании возможен только на основе становления субъектности обоих участников образовательного процесса. Субъектность служит основой для готовности пользоваться новыми образовательными технологиями.
Как видим, интенсификация учебно-познавательной деятельности - это реальность, основанная на социальной обусловленности психики человека, реальность, воплощенная в более совершенных средствах познавательной деятельности. Но средства деятельности - не единственный источник интенсификации. Решающую роль играют также оптимизация психологических механизмов, создание организационно-педагогических условий деятельности, рациональное использование ТСО. Эффективность учебного процесса за счет интенсификации познавательной деятельности - это не один какой-либо фактор, это комплексный процесс с использованием всех возможных факторов, их рациональная система. Интегративно-многофакторная интенсификация учебно-познавательной деятельности зависит в первую очередь от оптимизации всей психологической структуры обоих субъектов, поскольку все факторы педагогического процесса преломляются в их психике и в конечном итоге влияют на эффективность обучения.
Интенсификацию учебно-познавательной деятельности невозможно решить вне педагогической технологии, поскольку именно технология представляет системный способ мышления, возникший в педагогике под воздействием социально-экономического развития общества и его научно-технического прогресса. Г.К. Селевко обратил на это внимание: "педтехнология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью" [50].
Родившись, технологический подход создал и иную педагогическую культуру. Взамен триады "дидактика - общая методика - методика" на педагогическом ландшафте обозначились: "философия образования", обосновывающая новые целевые приоритеты; "образовательная политика", выясняющая, чему учить (в социальном смысле); "образовательная технология", указывающая не только как учить с гарантированным достижением результата, но и решающая при этом ещё и проблему стратегии развития личности и создания для этого адекватных средств и условий.
Существует точка зрения, согласно которой "технология появляется там и тогда, когда производство переходит на определённый уровень: от ремесленного и цехового к промышленному. В этом случае и эффективность производства определялась различными факторам: в цеховом производстве - личной техникой работы самого ремесленника, в машинном производстве - прежде всего качеством технологических процессов. Поэтому термин "педагогическая техника" - это как раз "дотехнологическое" понимание педагогического процесса [6].
Это не вполне так. В основе любой технологии обучения всегда лежит определенная психологическая теория (или комплекс теорий), степень адекватности которой природе усвоения знаний и предопределяет эффективность этой технологии. Преподаватель призван обществом выполнять две функции: способствовать становлению студентов как профессионалов и повышать их социальную адаптивность и профессиональную мобильность, для чего развивать их субъектность и инициировать творческую активность. Чтобы реализовать эти задачи, педагог должен быть психологически подготовлен и методически обучен для использования технологий в своей работе. По сути, это должен быть профессионал новой формации, выученный на основе новой педагогической идеологии в специальной системе подготовки и переподготовки, специалист с высоким уровнем субъектности и развитой рефлексии, позволяющей ему анализировать, осмысливать и перестраивать свою профессиональную деятельность. Так что речь должна идти скорее не о педмастерстве, а о педагогическом профессионализме, функциональной грамотности. Появление образовательных технологий, требующих отхода от узкого, просветительского понимания своих функций, изменило представление о педагогической культуре: сейчас востребован вузовский преподаватель с другой типологической структурой личности. Это должен быть субъект лабильный, способный к саморазвитию и самоопределению в ситуации подвижного, постоянно меняющегося и открытого социальному заказу образования; субъект, понимающий своё социальное предназначение, принимающий педагогическую деятельность в качестве важного акмеологического приоритета; субъект, способный и готовый к постоянному переобучению и обновлению, к преодолению собственной функциональной неграмотности. В этом, другом масштабе измерения, педтехника действительно есть "дотехнологическое" понимание педпроцесса. Мера субъектности педагога, масштаб его личности, его профессионально-технологическая культура сегодня как никогда являются непосредственным содержанием образования. Технологичность как мобильное методологическое умение пришло на смену педтехнике, и в структуре полной педагогической компетентности именно она служит той базой, на которой возникают высокий профессионализм и динамичность на уровне евроквалификации и через которую преодолевается та функциональная неграмотность преподавателя, что порождает практически все проблемы и беды сегодняшнего образования.
Новые образовательные технологии, чтобы быть эффективными, должны отвечать следующим требованиям:
1) учитывать естественные психологические свойства человека и его интеллекта;
2) опираться на внутренние ресурсы личности, а не на принуждение;
3) интенсифицировать побудительные мотивы творческого развития личности в её стремлении к актуализации, которое К. Роджерс считает врожденным желанием "проявить себя, свои возможности с целью сохранить жизнь и сделать человека более счастливым, а его жизнь более разносторонней и удовлетворяющей его" [47].
Высокие технологии в материальной сфере в своей мощи содержат огромный разрушающий потенциал, вот почему они требую высоких и тонких технологий воспитания, общения (культуры, нравственности), так как "голые" (предметные) знания при бездуховности обучаемых способствуют не столько "изощрению ума", сколько его извращению, изворотливости (отсюда проблемы хакерства, компьютерного хулиганства, грязные технологии в политике). Вспомним С.Т. Шацкого, который предупреждал: легко научить ребёнка считать, сложнее сделать это так, чтобы с этим своим умением он не начал обсчитывать других людей. Вспомним К.Д. Ушинского: "Развитие головы и бессилие характеров, способность понимать и обо всём мечтать (я не могу даже сказать думать) и неспособность что-нибудь делать - вот плоды такого воспитания".
Итак, использование новых обучающих технологий как интегративно-комплексных средств позволяет достичь сразу четырёх групп целей и за счет этого максимально интенсифицировать учебно-познавательную деятельность.
Реализация социального заказа в новых социокультурных условиях:
соблюдение интересов государства, т.е. формирование студентов как полноценных членов социума, овладевших социальным опытом, ценностями и нормами;
соблюдение интересов общества, т.е. подготовка специалистов в какой-либо области, социально и профессионально адаптированных в условиях социальной неопределённости;
соблюдение интересов личности, т.е. подготовка активных, инициативных и думающих индивидов, готовых к самостоятельной познавательной деятельности, способных к саморазвитию, что позволяет им профессионально адаптироваться на рынке труда.
Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:
повышение качества обучения за счет специфики в отборе и представлении содержания (модули, учебные пакеты, проекты, структурно-логические схемы и под);
повышение эффективности за счёт средств когнитивной визуализации учебного материала;
выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности за счёт привлечения возможностей дидактических игр, приёмов фасилитации, мотивации аффилиации, работы в зоне ближайшего развития и др.;
углубление межпредметных связей при решении профессиональных задач за счёт использования приемов интегрирования, а также за счёт внедрения компьютеров, обеспечивающих доступ к различным источникам и объёмам информации с последующим анализом и обработкой;
развитие творческого мышления, во-первых, за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности, во-вторых, за счёт овладения метаумениями, поскольку любая технология требует от студентов навыков учебно-интеллектуального труда и высокой степени самостоятельности;
развитие опыта участия в групповом взаимодействии и коммуникативных способностей за счёт использования в рамках технологии диалоговых средств, совместных проектов, учебных дискуссий, тренингов, индивидуально-групповых форм обучения, поскольку все технологии основаны на активном эмоционально окрашенном общении учеников друг с другом и с учителем.
















